Тема: Изложение с элементами сочинения “Выстрел, разорвавший тишину”
Цели урока:
Обучающая: Восприятие учащимися речи на слух, запоминание текста с учетом его языковой формы; запоминание конкретных фактов, последовательность изложения, развитие и совершенствование коммуникативно – речевого умения школьников.
Развивающая: Развитие самостоятельного мышления учащихся, повышение их речевой деятельности, высказывать свое отношение к тексту.
Воспитательная: Эвристическая беседа: Роль человека в природе
Тип урока: Изложение
Межпредметная связь: биология, русская литература
Методы: эвристическая беседа, тест,
Наглядности: Интерактивная доска, готовый флип – чарт, звуковое сопровождение
Вступительное слово учителя
Сегодня мы с вами поговорим о природе.
В слово «природа» входит всё, что окружает нас.
Это чистый воздух, это реки и озёра, это деревья, птицы и человек. Человек – частица природы, самое разумное существо среди них.
Мы в ответе за все живое на планете!
Знакомство с эпиграфом
Не навреди, человек,
Ни березе, ни морю
Влажной тропинке и птице,
Летящей во тьму
Р. Рождественский
Ты, бесспорно,
Вершина природы
Мой брат,
Человек.
Только где и когда
Ты видал
Без подножья
Вершину?
Р. Рождественский
Душа у меня живая,
Я – человек.
А. Яшин
Тест – тренинг Птицы – наши друзья.
1. Картина А. Саврасова «….. прилетели!»
2. Озябли пташки малые,
Голодные усталые,
И жмутся (………)
С. Есенин
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро ……. ,
И лес оденется листвою
А. Плещеев.
4. Мне кажется, порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда – то,
А превратились в белых ……..
Р. Гамзатов
Лебедь
Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими
глазами, с черным носом и чёрными лапами, с длинною,
гибкою и красивою шеей, он невыразимо прекрасен,
когда спокойно плывёт между зелёных камышей по
тёмно – синей, гладкой поверхности воды
Чтение текста учителем, осмысливание учениками его содержания. Учащиеся должны уяснить основную мысль текста, отделяя главное от второстепенного, запомнить факты, их последовательность; установить свое отношение к происходящим в тексте событиям.
Эвристическая беседа по тексту
Человека, стрелявшего в птицу, судили. Почему?
Этого человека судили, потому что по народному поверью нельзя стрелять лебедей. Человека , убившего лебедя, преследуют несчастья.
2. Может быть, этот случай и забыли, но ровно через год, день в день, час в час, прилетел на это озеро лебедь. Почему? Лебеди очень верные друг к другу птицы. Они как люди, этого лебедя заставила вернутся лебединая верность.
3. Ему бросают пищу. Почему?
Человек – владыка мира, вершина природы, у него душа живая, он должен помогать природе, приумножать её богатство
Несколько лет тому назад через этот край пролетала стая лебедей. Лебеди отдыхали на маленьком озере возле деревни. Было раннее утро. Лебеди плавали, чистили крылья и громко кричали. Когда люди проснулись, они не разрешили детям подходить близко к озеру, чтобы не испугать стаю. Дети приносили хлеб и издали бросали его птицам.
Лебеди переночевали и рано утром на следующий день, когда все ещё спали, собрались в путь. Они улетели бы так же тихо, как и прилетели, если бы не выстрел, неожиданно разорвавший тишину. Испуганные птицы поднялись в воздух, а на берегу осталась подстреленная птица. Но не успела стая улететь, как от неё отделился один из лебедей. Вернувшись, он долго летал над убитой подругой.
И люди впервые услышали странный крик, который без слёз нельзя было слушать. Потом лебедь улетел.
Человека, стрелявшего в птицу, судили.
Может быть, этот случай и забыли, но ровно через год, день в день, час в час, прилетел на это озеро лебедь. Он был один. Он пел ту же грустную песню. И все поняли. Что это был лебедь, потерявший здесь свою подругу.
Вот уже четвёртую осень он прилетает сюда… Люди привыкли к нему, ждут его. Ему бросают пищу. Он помнит выстрел. И всё – таки прилетает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.