Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Путешествие в страну
«Фразеология»
Презентация ученика
5 А класса МОУ СОШ № 2 г.Лермонтова
Решетникова Владислава
2012
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
В. Суслов «Как работает
слово»
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство
прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду
пройдёт»!
А гуси и утки сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода!»
Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе: воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идет:
Под камень лежачий вода не течёт!
Сказать болтуну мы с тобою не прочь:
«Довольно, мол, в ступе-то воду
толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Я в этом собаку съел!
А вы говорите, что я работаю
спустя рукава!
- Если и дальше будете бить
баклуши, в конце месяца
останетесь с носом!
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
.
червячка, обвести вокруг пальца.
Изучение и знание фразеологизмов
очень важно, ведь фразеологизмы
отражают национальную специфику
народа. В фразеологических оборотах
запечатлен исторический опыт народа.
Большая часть фразеологизмов была
создана в непринужденных разговорах, а
затем, повторяясь, фразеологические
обороты закрепились в переносном
значении в языке. Некоторые
фразеологизмы пришли из речи
профессионалов – ремесленников,
например: без сучка, без задоринки,
довести до белого каления. Некоторые
фразеологизмы пришли из Библии и
церковных книг: глас вопиющего в
пустыни, на сон грядущий. Другие вошли
в язык из переводов древнегреческих
мифов: ахиллесова пята, сизифов труд.
Фразеологизмов очень много и помнить
значение каждого фразеологического
оборота невозможно. Только я могу
знать все значения фразеологических
оборотов
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Исконно-русские
• Из разговорно-бытовой
речи: водой не разольёшь,
в чём мать родила, с
гулькин нос
• Из русского фольклора: в
ногах правды нет, тут как
Авторские
•Из классической
литературы: Воз и ныне
там (И.Крылов)Дела давно
минувших дней ( А
Пушкин) Принцесса на
горошине (Х. Андерсен)
Быть или не быть (В
Шекспир)
•Из высказываний великих
•Тяжело в ученье-легко в
бою (А. суворов) А всё-таки
она вертится (Г. Галилей)
употребляется как
некоторое целое, не
Происхождение
подлежащее
дальнейшему
фразеологизмов
разложению и обычно
не допускающее внутри
себя перестановки
своих частей.
Изменив фразеологизм,
можно разрушить его
или превратить в
обычное
словосочетание:
- Смотри, как бы тебе за
это шею не намылили! –
Мать намылила шею
ребёнку детским
мылом.
• Из античной мифологии:
ахиллесова пята, гордиев
узел. Прокрустово ложе,
языцех, хлеб насущный,
земля обетованная, глас
• Из Библии: манна
небесная, притча во
Заимствованные
авгиевы конюшни,
дамоклов меч
вопиющего в пустыне
тут, в тридевятом
государстве
• Из профессиональной
речи: без сучка, без
задоринки, тянуть лямку,
зелёная улица
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Из истории фразеологизмов
Трын-трава
Таинственная "трын-
трава" - это вовсе не
какое-нибудь
растительное снадобье,
которое пьют, чтобы не
волноваться. Сначала
она называлась "тын-
трава", а тын - это забор.
Получалась "трава
подзаборная", то есть
никому не нужный, всем
безразличный сорняк.
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Из истории фразеологизмов
Козёл отпущения
История этого выражения
такова: у древних евреев
существовал обряд
отпущения грехов.
Священник возлагал обе
руки на голову живого
козла, тем - самым как бы
перекладывая на него
грехи всего народа. После
этого козла изгоняли в
пустыню. Прошло много-
много лет, и обряда уже не
существует, а выражение
всё живёт...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Из истории фразеологизмов
Мастер кислых щей
Кислые щи -
немудрёная
крестьянская еда:
водичка да квашеная
капуста. Приготовить их
не составляло особых
трудностей. И если
кого-нибудь называли
мастером кислых щей,
это означало, что ни на
что путное он не годен.
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Из истории фразеологизмов
Водить за нос
Видно, дрессированные
медведи были очень
популярны, потому что
и это выражение было
связано с ярмарочным
развлечением. Цыгане
водили медведей за
продетое в нос кольцо.
И заставляли их,
бедолаг, делать разные
фокусы, обманывая
обещанием подачки.
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Из истории фразеологизмов
Точить лясы
Лясы (балясы) - это точёные
фигурные столбики перил у
крылечка. Изготовить такую
красоту мог только настоящий
мастер. Наверное, сначала
"точить балясы" означало
вести изящную, причудливую,
витиеватую (как балясы)
беседу. Но умельцев вести
такую беседу к нашему
времени становилось меньше
и меньше. Вот и стало это
выражение обозначать пустую
болтовню.
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Из истории фразеологизмов
Бить баклуши –
бездельничать, заниматься
ерундой.
Бить баклуши — первоначально
разрезать полено вдоль на
несколько частей — плах,
закруглять их снаружи и
выдалбливать изнутри. Из таких
плах — баклуш — делали ложки и
другую деревянную посуду.
Заготовка баклуш, в отличие от
изготовления изделий из них,
считалась легким, простым делом,
не требующим особого умения.
Отсюда и значение — «делать
несерьёзное, ненастоящее дело»
или «ничего не делать».
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Из истории фразеологизмов
Зарубить на носу
В этом выражении слово
"нос" не имеет ничего
общего с органом обоняния.
"Носом" называлась
памятная дощечка, или
бирка для записей. В
далёком прошлом
неграмотные люди всегда
носили с собой такие
дощечки и палочки, с
помощью которых и
делались всевозможные
заметки или зарубки на
память.
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
НА
ШЕ
ИС
СЛ
ЕД
ОВ
АН
ИЕ.
Какие фразеологизмы мы часто слышим в школе? Учителям школы было
предложено выбрать из предложенного списка фразеологизмов, те выражения,
которые они чаще всего используют в работе с детьми
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Не откладывайте в долгий ящик
знакомство с русской
фразеологией и культурой. Всем
известно: лучше быть семи пядей
во лбу, чем без царя в голове.
Чтобы не нести околесицу и не
глядеть на собеседника, как баран
на новые ворота, откройте
словарь, и вы узнаете все тайны и
особенности фразеологизмов,
найдёте разгадку происхождения
фразеологизма с три короба. Но и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.