Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Оценка 4.6

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл
13.03.2017
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Фразеологизм к презентации.docx
Слайд 2 Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло, С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»! А гуси и утки сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода!» Случалось с тобою: ты правил не знал. Молчал при опросе: воды в рот набрал! Лентяй отдыхает, а время идет: Под камень лежачий вода не течёт! Сказать болтуну мы с тобою не прочь: «Довольно, мол, в ступе-то воду толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Слайд 3 Здавствуйте! Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа. В фразеологических оборотах запечатлен исторический опыт народа. Большая часть фразеологизмов была создана в непринужденных разговорах, а затем, повторяясь, фразеологические обороты закрепились в переносном значении в языке. Некоторые фразеологизмы пришли из речи профессионалов – ремесленников, например: без сучка, без задоринки, довести до белого каления. Некоторые фразеологизмы пришли из Библии и церковных книг: глас вопиющего в пустыни, на сон грядущий. Другие вошли в язык из переводов древнегреческих мифов: ахиллесова пята, сизифов труд. Фразеологизмов очень много и помнить значение каждого фразеологического оборота невозможно. Только я могу знать все значения фразеологических оборотов. И сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну Фразеология. Кто же живёт в этой стране? Фразеологизм , устойчивое сочетание слов, близкое по значению одному слову. Слайд 4. Отправимся в город исконно- русских фразеологизмов. Исконно-русские - это собственно русские фразеологизмы связаны с историей, культурой, обычаями и традициями русского народа, например: топорная работа. Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей . Некоторые фразеологизмы заимствованы из старославянского языка: нести свой крест, соль земли, манна небесная, Фома неверующий . Большинство заимствованных фразеологизмов являются дословным переводом иностранных выражений: быть не в своей тарелке (франц.), гвоздь программы (франц.), синий чулок (англ. blue stocking), темная лошадка, утечка мозгов (англ.) Они живут в городе заимствованных фразеологизмов. Много фразеологизмов пришли из высказываний великих учёных, писателей. Их городок достаточно густо населён: тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке . Слайд 5. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми из жителей этих городов.  «На поляне зайцы косят трын-траву». Что же это за волшебная трава? Оказывается, о ней знает любой фразеологический словарь, в том числе и я. Таинственная "трын-трава" - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын - это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк. Слайд 6.  Фразеологизм-долгожитель живёт в городе замствованных. История его такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение всё живёт...  Слайд 7. Фразеологизмы, как люди. Каждый со свом характером, привычками. Как, например, этот. «Мастер кислых щей». Кислые щи - немудрёная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.  Слайд 8. А некоторые любят водить за нос других, доверчивых и слабых… Спросите, как это? Видно, в стране Фразеология дрессированные медведи были очень популярны, потому что и это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.  Слайд 9. Бывают же такие болтуны. Любят точить лясы! Лясы (балясы) - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только    настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Слайд 10. Есть лентяи. Только и умеют, что бить баклуши. бездельничать, заниматься ерундой. Бить баклуши — первоначально разрезать полено вдоль на несколько частей — плах, закруглять их снаружи и выдалбливать изнутри. Из таких плах — баклуш — делали ложки и другую деревянную посуду. Заготовка баклуш, в отличие от изготовления изделий из них, считалась легким, простым делом, не требующим особого умения. Отсюда и значение — «делать несерьёзное, ненастоящее дело» или «ничего не делать». Слайд 11. Так что зарубите себе на носу, что фразеологизмы живые. У них есть возраст, они могут похвастаться своим происхождением. Да и характер у них сложный… Кстати, В выражении «зарубить себе на носу» слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память. Слайд 12. Я недавно дал задание пятиклассникам проследить, какие фразеологические обороты чаще всего используют в речи их педагоги. И вот что из этого получилось. Как ни странно, больше всего в лексиконе учителей фразеологизмов, в составе которых – названия частей тела человека. Самыми часто употребимыми стали устогйчивые сочетания Зарубить на носу, совать нос, умная голова, язык проглотил и другие. А есть есть ли у вас знакомые в стране Фразеология.  Слайд 13 – слайд 21  Слайд 22 Ну, что ж, не откладывайте в долгий ящик знакомство с русской фразеологией и культурой. Всем известно: лучше быть семи пядей во лбу, чем без царя в голове. Чтобы не нести околесицу и не глядеть на собеседника, как баран на новые ворота, откройте словарь, и вы узнаете все тайны и особенности фразеологизмов. Здесь вы найдёте разгадку происхождения фразеологизма с три короба. Но и это ещё не всё. Ведь голь на выдумки хитра. Ваш фразеологический словарь

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017