презентация к выступлению

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 04.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к выступлению на заседании методического объединения по теме "Определение педагогических целей" ( или "Целеполагание"). Рассмотрены вопросы: -что такое цель? их типы; -конкретизация целей; иерархия целей; цели урока; специфика педагогических целей; -требования к качеству формирования цели урока; критерии достижения целей занятия; как определить цели занятия.презентация
Иконка файла материала Целеполагание.ppt
ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ  Нестеркова Г.Ф.
 Что такое цель?  Какие бывают цели?  Способы задания целей.  Оценка качества целей.
Цель – это ожидаемый результат обучения за определённый промежуток времени. Типы целей: планирования) 1. Конкретные и абстрактные (по уровню операционализации) 2. Стратегические и тактические (по уровню 3. Индивидуальные и групповые (по количеству субъектов) 4. Постоянные и специфические 5. Дидактические, развивающие, воспитательные (по функции) (по повторяемости)
Конкретизация целей Общие цели формирования личности Цели обучения в школе Цели учебного предмета Цели темы Цели урока Цели дидактического момента
Цели урока Дидактические связаны с содержанием предмета,  способами использования  информации, различными видами познавательной деятельности  (знания, умения, ОУУН, … Развивающие Развитие речи (обогащение словарного запаса, выразительность и т. Развитие мышления (учить анализировать, выделять главное,  сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать,  доказывать, объяснять понятия, разрешать проблемы… Развитие воображения, глазомера, ориентирования в пространстве,  времени, света и тени, звуков, цвета, оттенков речи, двигательной  сноровки …  Воспитывающие изменения личностных качеств (толерантность, этические нормы  поведения, эстетических оценок, эстетического вкуса и т.д.)
Иерархия целей: цели обучения в школе (Ш) цели предмета (П) цели темы (Т) цели урока (У) 1 Учить работать со справочной  2 литературой Сформировать знания об основных  памятниках культуры Древней  Греции 3 Формировать представление о  современном образованном человеке 4 Научить анализировать литературные  произведения эпического характера Ш Т Ш П
( Ш ) ( П ) ( Т ) (У) ( Л ) 5 6 Закрепить знания об основных  признаках млекопитающих Развить способность к системному  анализу явлений действительности 7 Формировать уважение к людям и их  мнению 8 Учить составлять тезисы и конспекты 9 Сформировать знания о  периодической системе Менделеева 10 Привести к пониманию  сущности  закона Ома У Ш Ш Ш У У
СПЕЦИФИКА  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ Педагогические цели прогнозируют  изменения в  личностных структурах обучающихся: знаниях,  умениях, ценностных ориентациях,  интеллектуальных свойствах Поставить пед. цель – значит определить изменения, которые должны произойти в свойствах, структуре мыслительной деятельности ребенка к концу урока
СОДЕРЖАНИЕ  ЦЕЛИ Ответ на вопросы: Что необходимо запомнить к концу урока (понятия,  законы, принципы, теории, идеи, формулы,  образы, факты, правила, приемы, алгоритмы,  формулировки…) Что нужно понять в ходе работы на уроке (связи,  зависимость, сущность….) Чему предстоит  научиться (методы исследования,  способы работы с информацией, применение на  каком уровне (типовая, измененная, не  стандартная ситуация) испытать (чувства, эмоции, ощущения, над чем  задуматься, прийти к выводу, проявить  интерес…) Какие отношения  к различным явлениям должен
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ  ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛИ УРОКА Цель урока должна: 1. Отражать специфику предмета 2. Отражать приоритетные результаты  (изменения в свойствах уч­ся), которые  ожидаются к концу урока (открытие новых знаний,  себя, усвоение умений,  развитие каких­ то свойств, выявление  ценностей и т.п.) 3. Соответствовать реальным возможностям (возраст,  индивидуальные особенности, 45 минут, обеспечение и т.п.) 4. Быть конкретной, а не абстрактной  (конкретизирует  цель предмета, темы, школы и т.д.) 5. Быть диагностичной – проверяемой (уровни)
Конкретность означает, что результатом  формулировки цели является ответ на вопрос  «что сделать?». В постановке цели не должно  быть слов, не несущих смысловой нагрузки  (оптимальный, достойный и т.п.). Цель  необходимо сформулировать таким образом,  чтобы исключить возможность интерпретации   по­своему.  • Диагностичность предполагает наличие критериев, которые позволят определить степень достижения цели. Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной — к формулировке цели следует приложить описание качественных характеристик
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И  УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ Педагогические цели ­ это то, что предстоит  получить, изменить в свойствах обучающихся к  концу урока. Педагогические задачи – это способ  достижения цели, конкретизация цели. Задачи ученические –   это результаты,  определяемые учениками на основании  предъявленной темы (имени) урока. (Что? Какие?  Как работает? Зачем?...) Осознание задач урока учениками:     ­ учит по теме или имени урока формулировать задачи;      ­ выясняет,  как ученики представляют результаты урока  и совместно с ними определяет способы их достижения;      ­ удостоверяется в понимании задач всеми;
ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ Групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета; Беседа о значении темы и цели урока для решения жизненных задач ребёнка; Групповое интервью о том, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; Предъявление значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету; Формулирование учителем темы и цели урока; Учитель дает задание, не называя темы и цели урока
Критерии достижения целей занятия Что узнали (запомнили) Вопросы на запоминание (воспроизведение) Что поняли (усвоили) Задания (приведите примеры, подтвердите, объясните…) Чему научились Задания на сравнение, доказательство Какие изменения Исследование, экспресс произошли во взглядах, опрос, мини сочинение, представлениях … анкеты, синквейн …
ОБОБЩЕНИЕ  Что такое цель?  Какова специфика педагогической цели?  Какие цели относим к постоянным?  Какие – к специфическим целям урока?  Какими словами могут начинаться  специфические цели урока?  5 требований к формулировке цели
1.Цели – Как определять цели урока это ожидаемые результаты деятельности за определённый промежуток времени 2. Специфика педагогических целей заключается в том, что они лежат в сфере деятельности обучающихся и прогнозируют изменения в их личностных структурах. 3. Постоянными являются цели формирования нравственных качеств, развития познавательных интересов интеллектуального развития, учащихся, формирования универсальных учебных действий
обобщит ь, обеспечить усвоение расширит ь 4. Формулировки целей формирования знаний могут начинаться словами: сформировать, закрепить, систематизиро углубит вать, ь, организовать открытие, привести к пониманию 5. Формулировки целей формирования умений могут начинаться словами: научить, развить, закрепи ть 6. Формулировки целей формирования оценочных суждений, целей эмоционального воздействия могут начинаться словами: подвести к выводу, вызвать интерес, сочувствие (или убедить, доказать, другую эмоциональную реакцию), заставить задуматься сформирова ть,
7. Определяя цели урока, следует ответить на ряд вопросов: а)усвоение каких элементов знаний понятий, закономерностей, законов, (фактов, сведений, принципов, теорий, правил) предстоит обеспечить на уроке; б) формирование каких умений необходимо организовать в течение урока; в) какое эмоциональное воздействие, отношение (удивление, восхищение, возмущение, восторг, любопытство, сопереживание и т.п.), предполагается вызвать в течение урока.
8. Показателями качества формулировки цели  являются: отражение специфики предмета, нацеленность на результат, конкретность,  диагностичность,   реалистичность.