Презентация к выступлению на педсовете на тему "Рефлексия"

  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 13.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация была подготовлена для выступления на педсовете. Тема "Рефлексия" выбрана, как один из этапов урока по ФГОС. Рефлексию предполагается проводить в конце урока. Помимо краткого описания понятия в презентации собраны примеры методов и приёмов по проведению рефлексии на занятиях. Я бы предложила попробовать провести хотя бы один приём с коллегами, сама я приносила на выступление кубик Блума и карточки настроения, возможно вам, коллеги, придётся что-то другое по душе.
Иконка файла материала Рефлексия.pptx
РЕФЛЕКСИЯ. Виды. Приёмы. Формы. Выступление подготовила Макошина Н.В. Учитель информатики и ИКТ МОУ «Шумиловская СОШ»
ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ Рефлее́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. (источник – википедия) Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. (толковый словарь Ожегова) Рефлексия в педагогике – самоанализ деятельности и её результатов. (статья в газете Первое сентября)
Организационны й этап. Постановка цели и задач. Мотивация. Актуализация знаний учащихся. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка внимания. Первичное закрепление. В СТРУКТУРЕ УРОКА, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС, РЕФЛЕКСИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ  ЭТАПОМ УРОКА. Контроль усвоения. Коррекция ошибок.Информация о д/з, инструктаж Подведение Рефлексия. итогов. по нему. Первичное усвоение новых знаний.Первичное закрепление.
ДЕЛАЕТСЯ НА РЕФЛЕКСИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОВОДИТЬ ЭТОТ ЭТАП В КОНЦЕ УРОКА.
Ситуативная Ретроспектив ная ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ Перспективн ая СитуативнаяРетроспективнаяПерспективная
СИТУАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ В АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, СКЛАДЫВАЮЩЕЙСЯ ДАННЫЙ КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ. ПОМОГАЕТ КООРДИНИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В С ТОЧНОМ СООТВЕТСТВИИ МЕНЯЮЩИМИСЯ УСЛОВИЯМИ.
РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОЦЕНИТЬ УЖЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЛАНИРОВАНИЕ СВОЕЙ РАБОТЫ. О ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОЕ
По содержанию По форме деятельност и ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ Как этапа урока. По цели По содержаниюПо форме деятельностиПо цели
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ СИМВОЛИЧЕСКАЯ УСТНАЯ Умение связно высказывать свои мысли, описывать свои и эмоции состояние.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПИСЬМЕННАЯ Этот вид рефлексии уместен на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материала или большой темы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ФОРМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коллективная Групповая Фронтальная Индивидуальная виду  Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, — затем выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой. Индивидуальная
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЦЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ  Другое название – сенсорная. Сюда можно включить символьную классификацию.  Основной вопрос – «Какое у тебя настроение?» РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  При проверке д/з, на этапе закрепления материала, при защите проекта.  Основные вопросы – «Что у меня получилось в результате?» и «Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха?»
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЦЕЛИ РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА  При подведении итогов урока или темы.  Основной вопрос – «Что я узнал и чему научился?»
ФОРМЫ И ПРИЁМЫ рефлексии на уроке.
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬН ОГО СОСТОЯНИЯ
ОБЫЧАЙ: КОГДА ТАКОЙ КОРАБЛЬ ОТПРАВЛЯЛСЯ В ПЛАВАНИЕ, ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ И ЭКИПАЖ ПРОВОЖАЛИ ВСЕ ОТ РОДСТВЕННИКИ. ПРОВОЖАЮЩИХ ДО САМОГО КОРАБЛЯ ТЯНУЛИСЬ ЛЕНТЫ. КОРАБЛЬ ОТЧАЛИВАЛ ОТ БЕРЕГА, ЛЕНТЫ РАЗРЫВАЛИСЬ. ОДНА ЧАСТЬ ЛЕНТЫ ОСТАВАЛАСЬ НА КОРАБЛЕ, ДРУГАЯ – В РУКАХ У ПРОВОЖАЮЩИХ. КУСОЧКИ ЛЕНТЫ ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ КОРАБЛЯ НА РОДИНУ. ХРАНИЛИСЬ РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
ОТ ТЕХ, ТЕХ, БЫ ХОТЕЛОСЬ С ВАМИ ЕЩЁ ВСТРЕТИТЬСЯ. ВОЗЬМИТЕСЬ ЗА ЛЕНТОЧКУ. КТО ДЕРЖИТ КРАСНУЮ ЛЕНТОЧКУ, МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ УСЛЫШАТЬ, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ ИМ СЕГОДНЯ? ОТ КТО ДЕРЖИТ СИНЮЮ ЛЕНТОЧКУ, МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ УСЛЫШАТЬ, ЧТО НОВОГО ОНИ СЕГОДНЯ УЗНАЛИ? ОТ ТЕХ, КТО ДЕРЖИТ ЖЁЛТУЮ ЛЕНТОЧКУ, МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ УСЛЫШАТЬ, БУДУТ ЛИ ОНИ ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА, С КОТОРЫМИ СЕГОДНЯ ПОЗНАКОМИЛИСЬ? ОТ ТЕХ, КТО ДЕРЖИТ ЗЕЛЁНУЮ ЛЕНТОЧКУ, МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ УСЛЫШАТЬ, КАКОЕ У ВАС НАСТРОЕНИЕ ПОСЛЕ НАШЕГО ЗАНЯТИЯ? ИНТЕРЕСНОГО РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
СОЛНЦЕ И ТУЧКА  Мне всё удалось  У меня ничего не получилось  Мне не всё удалось
ЛУЧИ СОЛНЦА
БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ  «Я доволен», «У меня всё получилось»  «Я не доволен», «у меня не получилось что-либо»
вагончик заданию. ПАРОВОЗИК соответствует  Каждый вы определенному закрепления, планируете состоящий из двух мини-игр и одного творческого задания. У вас — 3 вагончика. Предложите посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно. Например, ученикам провести этап своим
КУБИК БЛУМА
ДЕРЕВО УСПЕХА  Урок интересный.  Мне всё понравилось  Все задания я выполнил сам.  Урок мне понравился, но я не всё понял.  Мне помогали учитель и ученики.  Мне было скучно.  Я ничего не выполнил.
ШЕСТЬ ШЛЯП Белая шляпа. Искать в обсуждаемой проблеме только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Нейтральная. Красная шляпа. Анализировать проблему с позиции чувств, нужно рассказать нам, что почувствовали, какие испытали чувства при решении проблемы. Эмоции. Черная шляпа Нужно попытаться предостеречь нас, найти возможные
ШЕСТЬ ШЛЯП Желтая шляпа. Искать только всё самое хорошее, смотреть на содержание проблемы только с положительной позиции. Оптимист. Зелёная шляпа. Попытайтесь уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам творческие идеи при решении проблемы. Креатив. Синяя шляпа. Контроль над процессом мышления, осмысленность
ЛЕСТНИЦА УСПЕХА. ТАКСОНОМИЯ БЛУМА. Оценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание
ОБЛАКО ТЕГОВ (ИЛИ РАДУГА)  сегодня я узнал...  было трудно…  я понял, что…  я научился…  я смог…  было интересно узнать, что…  меня удивило…  мне захотелось…
АНКЕТА
АКРОСЛОВО Р - радушная О - огромная С - сильная С - суровая И - исключительна я У - убедительный Р - радостный О - открытый К – крутой 
КНИГА ОТЗЫВОВ
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ  Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:  мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания?  безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?  средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение?  указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься?  большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое состояние?
ОСТРОВА остров и Удовлетворения,  На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский т.д. Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное мероприятия. состояние После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием). треугольник после состоявшегося