Организация и
проведение
творческих игр в
разных возрастных
группах
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Ребенок в игре - и артист, и режиссер, сам
сочиняет слова и действия своей роли,
рисует декорации, делает костюмы,
подбирает игрушки и материалы.
Понятие «творческая игра» охватывает
сюжетно-ролевые игры, строительно-
конструктивные и театрализованные.
Важнейшее условие игры - наличие у
ребенка знаний об окружающих его
предметах, о событиях и явлениях
социального, природного мира,
необходимо осознанное усвоение знаний,
накопление практического опыта их
использования.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
«Ролевая или творческая игра детей
дошкольного возраста в развитом виде -
деятельность, в которой дети берут на
себя роли (функции) взрослых и в
обобщенной форме в специально
создаваемых игровых условиях
воспроизводят деятельность взрослых и
отношения между ними» (Д.Б. Эльконин ).
Основа сюжетно-ролевой игры - мнимая
или воображаемая ситуация, которая
заключается в том, что ребенок берет на себя
роль взрослого и выполняет игровые
действия в созданной им самим игровой
обстановке (Л.С. Выготский)
Презентация к занятию "Виды детских игр"
ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В
ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
особенность сюжетно-ролевой игры - ее
создают сами дети, а их игровая деятельность
носит ярко выраженный самодеятельный и
творческий характер.
Самодеятельный характер : дети сами
выбирают тему игры, определяют линии ее
развития, решают, как станут раскрывать роли,
как развернут игру, и т.п.
Творческий характер :наличие в ней замысла,
реализация которого сопряжена с активной
работой воображения, с развитием у ребенка
способности отражать свои впечатления об
окружающем мире.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ
И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
мотивационно-потребностная сфера
символическая (знаковая) функция сознания
формирование объективной оценки
рассматриваемого объекта или явления и переход
его интеллектуальных операций на новый уровень
развития
глазами
формировании у детей способности становиться на
точку зрения другого человека, смотреть на вещи его
аффективно-потребностная сфера
произвольность запоминания, удержания
определенной позы, построения сложного движения
мотивационно-потребностная сфера символическая (знаковая) функция сознанияформирование объективной оценки рассматриваемого объекта или явления и переход его интеллектуальных операций на новый уровень развития формировании у детей способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазамиаффективно-потребностная сферапроизвольность запоминания, удержания определенной позы, построения сложного движения
Презентация к занятию "Виды детских игр"
ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ
И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
личности
развитие познавательных и волевых
процессов дошкольников,
развивается воображение
развитие нравственных качеств
Презентация к занятию "Виды детских игр"
СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
Сюжет игры - отражение ребенком определенных
действий, событий, взаимоотношений из жизни и
деятельности окружающих.
игровые действия - два вида игровых действий:
оперативные и изобразительные – "как будто".
Правила (в процессе игры устанавливаются самими
детьми, а в некоторых играх взрослыми) призваны
определять и регулировать поведение и
взаимоотношения играющих.
содержание сюжетно-ролевых игр -общественная
жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях.
Роль - основной стержень сюжетно-ролевой игры.
Игровой замысел – это общее определение того, во
что и как будут играть дети.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
ЭТАПЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-
РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
1 - й– ознакомительная
игра
игра
2-й - отобразительная
3-й - сюжетно-
отобразительная игра.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
УРОВНИ РАЗВИТИЯ ИГРЫ
Первый уровень.
Содержание игры – действия с предметами,
направленные на соучастника игры.
Роли есть, но они определяются характером
действий, а не определяют действия. Как
правило, роли не называются.
Действия однообразны и состоят из ряда
повторяющихся операций. Игра со стороны
действий ограничена только актами кормления,
которые логически не перерастают в другие,
следующие за ними действия, так же как и не
предваряются другими действиями.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Второй уровень.
Содержание игры – действия с предметами,
но на первый план выдвигается соответствие
игрового действия реальному.
Роли называются детьми. Намечается
разделение функций. Выполнение роли
сводится к реализации действий, связанных с
данной ролью.
Качество действий расширяется и выходит за
пределы какого-либо одного типа действий.
Логика действий определяется жизненной
последовательностью, т.е. их
последовательностью в реальной
действительности.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Содержание - выполнение роли и вытекающих из
нее действий, среди которых начинают выделяться
специальные действия, передающие характер
отношений к другим участникам игры.
Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют
свои роли до начала игры. Роли определяют и
направляют поведение ребенка. Логика и характер
действий определяется взятой на себя ролью.
Третий уровень.
Действия становятся разнообразными. Появляется
специфическая ролевая речь, обращенная к
товарищу по игре в соответствии со своей ролью и
ролью, выполняемой товарищем, по иногда
прорываются и обычные внеигровые отношения.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Четвертый уровень.
содержание игры - выполнение действий,
связанных с отношением к другим людям,
роли которых выполняют другие дети.
Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые
функции детей взаимосвязаны. Речь носит
ролевой характер, определяемый и ролью
говорящего и ролью того, к кому она
обращена.
Действия развертываются в четкой
последовательности, строго воссоздающей
реальную логику. Они разнообразны и
отражают разнообразные действия того
лица, которое изображает ребенок.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-
РОЛЕВОЙ ИГРЫ
формирование игры как
деятельности;
использование игры как
средства воспитания
ребенка, становления
детского коллектива.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ
Прямые педагогические приемы:
ролевое участие в игре, участие в
сговоре детей, показ образца игрового
действия, предложение готового
сюжета игры, предложение готовой
темы игры, совет по ходу игры,
разъяснение, беседа о содержании
предстоящей игры, о распределении в
ней ролей, помощь (в распределении
ролей; подборе игрушек, атрибутов и
т.п.), обучение ролевому поведению и
т.д.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Приемы косвенного воздействия (без
непосредственного вмешательства в игру):
обогащение знаний детей об окружающей общественной
жизни (на занятиях, во время наблюдений на прогулке, в
разговорах с детьми, беседах, при чтении книг,
рассматривании картин, иллюстраций и т.д.);
формирование знаний о структуре конкретной игровой
деятельности (ее цели, средства, последовательность
действий, результат, взаимодействие и
взаимоотношение людей в процессе труда,
распределение между ними обязанностей);
внесение игрушек и создание игровой обстановки;
напоминание о прошлых играх детей, о том, что они
видели;
организация изобразительной, трудовой,
конструктивной деятельности и т.д.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ
(С.А. ШМАКОВ)
отсутствие принуждения любой
формы при включении детей в
игру
принцип развития игровой
динамики
принцип поддержания игровой
атмосферы
принцип взаимосвязи игровой и
неигровой деятельности
принцип перехода от простейших
Презентация к занятию "Виды детских игр"
РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ
ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНЫХ
Первая младшая группа: от
ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ.
формирования у детей условных
действий с сюжетными игрушками и
предметами-заместителями,
элементарного предметно-игрового
взаимодействия ребенка до
выстраивания в игре смысловых
цепочек из 2-3 игровых действий с
сюжетными игрушками, предметами-
заместителями и воображаемыми
предметами.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
вторая младшая группа:
от ролевого подражания до
осознанного оперирования
ролью, включение ее в
разнообразные связи и
отношения;
освоение ролевого
поведения
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Средняя группа: умение изменять свое
ролевое поведение в соответствии с
разными ролями партнеров, умение менять
игровую роль и обозначать новую роль для
партнеров в процессе развертывания игры
условия: 1) использование
многоперсонажных сюжетов с
определенной ролевой структурой, где одна
из ролей включена в непосредственные
связи со всеми остальными; 2) отказ от
однозначного соответствия числа ролей
количеству участников игры: персонажей в
сюжете должно быть больше, чем
участников.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Старший дошкольный возраст: стремление
ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из
детей стремится воплотить свой достаточно
сложный замысел.
Сюжетосложение :
умение ребенка выстраивать новые
последовательности событий, охватывающие
разнообразные тематические содержания;
быть ориентированными на партнеров-сверстников;
обозначать дальнейшие свои замыслы для
партеров, прислушиваться к их мнению;
умение комбинировать предложенные самим
ребенком и партнерами по игре события в общем
сюжете в процессе игры.
метод «игра – придумывание»
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Театрализованные
игры - разыгрывание в
лицах литературных
произведений, делятся
на две основных группы:
ролевые (драматизации)
и режиссерские.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Виды игр - драматизации:
игра-имитация образов
животных, людей, литературных
персонажей,
ролевой диалог на основе
фрагмента текста,
инсценирование отрывка или
целого произведения,
спектакль по одному или
нескольким произведениям.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
режиссерская игра -
артистами являются игрушки
или их заместители, а ребенок
организует деятельность
управления как «сценарист и
режиссер».
Виды режиссерских игр:
настольный плоскостной и
объемный театр, театр
игрушек и картинок,
кукольный (бибабо,
Презентация к занятию "Виды детских игр"
УМЕНИЯ РЕБЕНКА ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ИГРУ-
ДРАМАТИЗАЦИЮ
имеет опыт восприятия литературных
произведений, их переживания и осмысливания;
имеет опыт взаимодействия с театральным
искусством, т.е. знает, что такое театр,
спектакль и как он рождается;
имеет опыт восприятия и переживания
театрализованного действия, владеет
специфическим языком театрального искусства;
включается в игровую деятельность
соответственно своим способностям и
возможностям.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
1) театрализованная игра как
деятельность по воспроизведению
знакомого литературного текста, основной
способ педагогической работы - обучение,
основанное на подражании взрослому (П.Г.
Саморукова, Л.В. Артемова, Н.С.
Карпинская).
2) серия творческих заданий и этюдов для
развития интонационной и пластической
выразительности детей (А.И. Буренина, Н.
Сорокина, Л.С. Фурмина).
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Строительно-конструктивные игры -
отражение окружающей жизни в
разнообразных постройках и связанных
с ними действиях.
задачи нравственного воспитания - дети
знакомятся с трудом строителей,
помогают друг другу, стараются
создавать красивые постройки вместе.
формируются и развиваются
ориентировка в пространстве, умения
различать и устанавливать величину и
пропорции предмета, дети постигают
простейшие законы физики.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
ЗАДАЧИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Расширение представлений детей и
направление их внимания на труд
строителей, используемую ими технику.
Обучение способами строительства,
воспитание и развитие
самостоятельности, активности
мышления, конструктивно-творческих
способностей.
Формирование трудолюбия, развитие
правильных взаимоотношений детей,
объединение их в дружный коллектив.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Младшие группы:
- создание игровой среды,
- отбор и предоставление детям
строительного материала,
- обстраивание игрушек,
- обыгрывание построек,
- подсказка замысла работы и
активный участник игры.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Средняя группа:
- показ приемов сооружения
более сложных достроек,
- учит выбирать тему,
- определять
последовательность
возведения постройки,
- предлагает самостоятельный
выбор как тематики построек,
так и сюжетов игр.
Презентация к занятию "Виды детских игр"
Старший дошкольный возраст -
обучение детей :
предварительному планированию игры,
постановке цели игры,
определению участников по
предварительному сговору,
применению конструктивно-
строительных умений не только по
наглядному образцу, но и по рисункам,
фотографиям различных сооружений,
обучение обдумывать игровые действия,
сравнивать, претворять решения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.