ФГОС второго поколения предполагают существенную модернизацию современного образования. Помимо опорных навыков и умений, уделяется внимание самостоятельной деятельности школьников, создается надежный фундамент для средней ступени обучения. Стандарты первого поколения оценивали степень усвоения школьниками определенного минимума знаний и навыков. Критериальное оценивание по ФГОС ориентировано на новые цели и результат, позволяет контролировать саморазвитие ребенка. В новой образовательной системе оценка выступает не как критерий минимума, она используется для проверки овладения учебными умениями и навыками.
Критериальное оценивание
как новая технология обучения
в современной школе
Автор: Трофимова Е.В.
оценивания
Недостатки пятибалльного
1. Ученик ограничен в возможности увидеть
личную динамику.
2. Отношения учитель – ученик определяются
контролирующей функцией учителя.
3. Отношения учитель – ученик – родитель
определяются субъективностью оценивания.
4. Ученик не учится контролировать себя сам.
Цели, задачи и принципы оценивания
Цели оценивания:
Анализ достижения учащимися
краткосрочных целей и результатов
обучения в соответствии с учебной
программой;
Установление оперативной взаимосвязи
между учителем и учеником для выявления
особенностей организации учебного
процесса и усвоения учебного материала;
Внесение корректив в организацию
учебного процесса.
Задачи оценивания
Мотивирование учащихся
на устранение имеющихся
пробелов в усвоении
учебной программы
Дифференцирование значимости
оценок, полученных за
выполнение различных видов
деятельности
Отслеживание
индивидуального прогресса и
коррекция индивидуальной
траектории развития ученика
для достижения планируемых
результатов обучения
Определение уровня
подготовки каждого
ученика на каждом этапе
учебного процесса.
Отслеживание
эффективности
учебной программы
ОЦЕНИВАНИЕ
Обеспечение обратной
связи между учителем,
учеником и родителями
Принципы оценивания
Принцип 1
*Цель оценивания не в определении,
кто лучше, а кто хуже, а в создании
условий для достижения учащимися
наивысших результатов.
Основными показателями
успешности ребенка являются
личная динамика развития и
желание учиться
Принципы оценивания
Принцип 2
*Оцениваемый и оценивающий
должны заранее знать условия и
критерии оценивания, которые
должны быть предельно ясными для
того и другого.
оценивания дает возможность
Критериальная система
всем детям активно участвовать в
процессе обучения
Принципы оценивания
Принцип 3
* Условия и критерии оценивания
должны быть достаточно
многообразны, чтобы получить
наиболее объективную информацию о
состоянии развития ребенка,
достижении им ранее запланированных
Сформировать показатели
результатов
успешности ребенка возможно
только в условиях критериального
оценивания
Принципы оценивания
Принцип 4
• Важнейший этап процедуры
оценивания: обратная связь между
оценивающим и оцениваемым.
• *Не только учитель, но и ребенок
должен представлять себе то, над
чем ему необходимо работать в
ближайшее время.
В основе критериального оценивания лежит
критериальный подход – определение степени
индивидуального приближения ученика к
ожидаемым результатам
Принципы оценивания
Принцип 5
* Оценивая ту или иную свою
способность знать, понимать или делать
что-то, поступать соответствующим
образом, ребенок должен всегда иметь
перед собой ролевую модель.
Критериальная система оценивания –
процесс, основанный на сравнении
учебных достижений учащихся по четко
разработанным критериям
Виды критериального оценивания
Критериальное оценивание
Формирующее
(текущее)
оценивание
• Определение текущего
уровня усвоения знаний и
навыков в процессе
повседневной работы в
классе.
• Формирующие оценки не
влияют на итоговые
оценки, и это позволяет
снять страх у учащихся
перед ошибками, которые
неизбежны при
первоначальном усвоении
материала.
Констатирующее
(итоговое)
оценивание
• Определение уровня
сформированности
знаний и учебных
навыков при
завершении изучения
блока учебной
информации.
Работа учащегося
сравнивается с
образцом
(эталоном)
правильно
выполненной
работы, который
известен учащимся
заранее
Оценивается
только работа
учащегося
Практическая
значимость
критериальног
о
оценивания
Оценивают у
учащихся только
то, чему учили, так
как критерий
оценивания
представляет
конкретное
выражение
учебных целей
Учащемуся известен четкий алгоритм
выведения оценки, по которому он
сам может определить уровень своей
работы и информировать родителей
Разработать
критерии,
способствующие
получению
качественных
результатов
обучения
Иметь
оперативную
информацию для
анализа и
планирования
своей
деятельности
Выстраивать
индивидуальную
траекторию обучения
каждого ученика с
учетом его
индивидуальных
особенностей
Критериальн
ое
оценивание
позволяет
учителям
Улучшить качество
преподавания
Вносить
предложения по
совершенствованию
учебной программы
содержания
Использовать
разнообразные
подходы и
инструменты
оценивания
Использовать
многообразие стилей
обучения, типов
мыслительной
деятельности и
способностей для
выражения своего
понимания
Участвовать в
рефлексии,
оценивая себя и
своих
сверстников
Знать и понимать
критерии оценивания
для прогнозирования
результата, осознавать
критерии успеха
Критериальное
оценивание
позволяет
учащимся
Использовать
знания для
решения
реальных задач,
выражать разные
точки зрения,
критически
мыслить
доказательства
уровня обученности
Получать
ребенка
Отслеживать прогресс
в обучении ребенка
Критериальное
оценивание
позволяет
родителям
Обеспечивать ребенку поддержку
в процессе обучения.
При критериальном оценивании развивается
познавательный интерес ребенка, желание учиться,
трудиться и быть успешным