Составной частью общей культуры человека, как известно, является культура его речевого развития.
Математика, наряду с другими предметными областями, вносит определённый вклад в развитие речи младшего школьника. Хорошо развитая речь способствует осознанному усвоению предметного содержания курса математики, формированию коммуникативных учебных действий младших школьников, достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.В данной презентации раскрывается проблема обеспечения развития культуры математической речи у детей младшего школьного возраста, отвечающего современным требованиям.
Математ
ика
Бутурлиновский филиал ГБПОУ ВО «ГПК»
КУЛЬТУРА РЕЧИ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Подготовила Капустянская Т.А., преподаватель спецдисциплин
Бутурлиновка, 2017
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГИПОТЕЗА
ЕСЛИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЛЕКС МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ
БАЗОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ; СИСТЕМАТИЧЕСКИ ВКЛЮЧАТЬ В
СТРУКТУРУ УРОКА ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И
УЧАЩИМИСЯ И МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ТО В
СОВОКУПНОСТИ ЭТО ОБЕСПЕЧИТ ПОВЫШЕНИЕ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1) ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ И МЕТОДИЧЕСКУЮ
ЛИТЕРАТУРУ ПО ОСНОВАМ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ;
2) ОПИРАЯСЬ НА АНАЛИЗ ТЕКСТОВ ШКОЛЬНЫХ
УЧЕБНИКОВ, ВЫЯВИТЬ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА
ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ;
3) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ПРОВЕРИТЬ СИСТЕМУ
ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕС
КОЙ И МЕТОДИКО
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ;
НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ;
БЕСЕДА;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ;
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ОБРАБОТКИ ДАННЫХ И ДР.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОИСКОВОТЕОРЕТИЧЕСКИЙ;
ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ;
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНООБОБЩАЮЩИЙ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Контантин Дмитриевич Ушинский,
Сергей Леонидович Рубинштейн,
Алексей Николаевич Леонтьев,
Василий Васильевич Давыдов,
Даниил Борисович Эльконин,
Наталья Александровна
Менчинская и др.
ТАБЛИЦА 1. УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКИХ И
СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ
Уровни
сформированности
умений
математического языка
и речи
1й уровень
(репродуктивный) –
уровень узнавания
2й уровень
(конструктивный) –
уровень оперирования в
стандартных условиях
3й уровень (творческий)
– уровень оперирования
в вариативных
ситуациях
Семантические умения
Синтаксические
умения
словесного
Ученик узнает объекты по их терминам
или символам среди других объектов или
изображений, выделяет существенные
признаки понятия, правильно применяет
соответствующие термины, оценивает
соответствие
или
символического выражения предметно
материальной или материализованной
ситуации
Ученик выполняет подведение объекта
под понятие, осуществляет отрицание
суждений, устанавливает взаимосвязи
между понятиями
Ученик
объектные
ситуации
словесносимволической
форме, мысленно оперирует терминами и
символами
воспроизводит
в
Ученик читает и
записывает
математические
знаки
Ученик читает и
записывает
математические
выражения
Учащийся
преобразовывает
математические
выражения в
соответствии с
установленными
правилами
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Творческий уровень; 10%
Конструктивный уровень; 35%
Репродуктивный уровень; 55%
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Творческий уровень; 25%
Репродуктивный уровень; 30%
Конструктивный уровень; 45%
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И
КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЭТАПОВ ПОЗВОЛИЛО
ОБНАРУЖИТЬ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ.
ПОКАЗАТЕЛИ КОНСТРУКТИВНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
КОНСТАТИРУЮЩЕМ И КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПАХ ЭКСПЕРИМЕНТА
ОТЛИЧАЮТСЯ ПО КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ В
СРЕДНЕМ НА 15 %. ЗНАЧИТЕЛЬНО УМЕНЬШИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО
ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ С РЕПРОДУКТИВНЫМ УРОВНЕМ
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ. ДЕТИ ДАННОЙ ГРУППЫ
ПЕРЕШЛИ КАК В ГРУППУ С ТВОРЧЕСКИМ УРОВНЕМ
СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА И
РЕЧИ, ТАК И С КОНСТРУКТИВНЫМ
ВЫВОД
ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ БУДЕТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО
ЗАБОТИТЬСЯ ОБ ОСВОЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ИЗУЧАЕМОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТО МОЖНО
ПОЛАГАТЬ, ЧТО БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА ЗАДАЧА,
ОБОЗНАЧЕННАЯ В МАТЕРИАЛАХ СТАНДАРТА
ОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО
ПОКОЛЕНИЯ, И РЕЧЬ СТАНЕТ СРЕДСТВОМ
РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ