«Формирование образного мышления на уроках математики»
Мастер – класс
«Увидим невидимое»
Голуб Татьяна Владимировна,
учитель математики ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика»
Цель “Мастеркласса”: показать методические приемы формирования и
развития образного мышления на уроках математики на примере составления
практических задач с геометрическими элементами.
Ход занятия
В психологии развития принято говорить о трех видах мышления: наглядно
действенное, нагляднообразное, словеснологическое.
Хотелось бы обратить наше внимание на одну из форм познавательной
активности учащихся это развитие их образного мышления, т. е. умение видеть мир
трехмерным, объемным.
Образное мышление
деятельности,
направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов,
явлений).
процесс
познавательной
Пространственное мышление является видом образного,
которое
используется в решении задач, при котором образы, созданные на различной наглядной
основе видоизменяются, трансформируются в новые образы, отличные от исходных.
В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта –
федеральный и региональный.
В структуре содержания регионального компонента выделяются такие
содержательные линии:
Региональная составляющая,
включающая учебный материал о географических,
исторических,
экономических и социокультурных особенностях региона, краеведение;
Национальная составляющая,
включающая изучение языков, фольклора, а также знания об этносах.
Формированию и развитию образного мышления у учащихся способствует
составление и решение практических задач и задач регионального компонента.
В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы
предметов, их свойств, отношений.
Чем богаче будут их естественно научные представления о количественных и
пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет
в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к
математическим понятиям. Сегодня, вашему вниманию, я представляю систему работы по формированию и
развитию образного мышления и, как следствие, познавательной активности учащихся
на уроках математики, путем составления и разбора практических задач и задач с
региональным компонентом.
Для этого выделим две работающих группы: гуманитарное направление и
техническое направление.
Прежде, чем перейти к практической работе, хотелось бы вспомнить, какие
объемные тела вы помните? (Конус, шар, сфера, цилиндр, пирамида, параллелепипед
и т. д.)
Теперь перейдем к начальной фазе работы, попытаемся выяснить, сможем ли
мы с вами из художественного образа выделить геометрические тела.
Иллюстрированный материал представлен в двух видах: бытовой и региональный,
чтобы немного усложнить задачу.
1) чорома дю и торт– цилиндр и конус
2) абажур и эмэгэн для перевозки вещей и утвари – усеченный конус
3) Чум и кубик Рубика – пирамида
4) бочонок меда и Эскимосские мячи символ солнца и плодородия шаровой
слой
5) Губка для мытья посуды и Эвенкийская хозяйственная постройка – лабаз–
призма
Хорошо. На данном этапе, у нас получилось путем проведения аналогии
выделить геометрическое тело из образа окружающего мира.
Теперь поставим перед собой цель: составить практическую задачу, исходя из
рисунка – это может быть просто практическая задача или задача с региональным
компонентом. Что для этого нужно? Конечно, составить алгоритм работы.
Составляем алгоритм:
1) подготавливаем иллюстрированный материал, выделяем геометрическое тело;
2) классифицируем задачу: задачи с бытовым сюжетом, задачи c предметными
понятиями, задачи метапредметного характера, задачи с географическими данными,
задачи, сюжет которых связан с производством, здравоохранением, системой
образования, задачи занимательного характера;
3) собрать цифровой материал или статистические данные;
4) накладываем задачу на выбранный сюжет.
5) когда задача составлена, ее необходимо обязательно прорешать, определить
уровень сложности, подготовить карточки. Проверим данный алгоритм в действии
Два варианта заданий:
Более сложную иллюстрацию с региональным компонентом предложим для
технического направления, а более простую, с которой встречаемся чаще –
гуманитарному направлению.
Проанализируем иллюстрацию.
Туеса и торт имеют какую форму? Цилиндр.
Какие элементы у него можно выделить? Высота, радиус.
А что можно найти? Массу, объем.
1) Туеса
А) Задача с предметными понятиями.
и
Какое количество молока вмещает традиционная посуда
якутов – туеса (туос переводится береста), диаметром 20 см
высотой 30см. Если плотность молока ровна 0.85 г/см³?
Б) Задача с бытовым сюжетом.
Давно это было, жила в тайге умная старухаэвенка Улэн. Ничего не боялась.
Любила она в тайге ягоды собирать. Как она быстро это делала и могла полный туесок
за 14 минут набрать. Какую часть туеска она соберет за 6 минут?
В) Задача метапредметного характера и занимательная задача.
Следует заметить, что северные народы редко болеют цингой и другими видами
заболеваний, обусловленных дефицитом потребных организму человека витаминов.
Для семьи из 12 человек заготавливают молоко с размятой голубицей (манты).
Каждый член семьи съедает 115 г лакомства в день. Сколько килограммовых туесков
лакомства понадобится на всю семью на 3 дня?
2) Двухъярусный торт
А)Задача с предметными понятиями.
Найдите поверхность глазури двухъярусного торта
высотой 34 см, который состоит из одинаковых ярусов
диаметрами 16 см и 28 см.
Б) Задача метапредметного характера и занимательная
задача.
Двухъярусный торт высоты 34 см, состоит из
одинаковых ярусов диаметрами 16 см и 28 см. Найдите вес торта, если примерная плотность теста 432 кг/м3. Сколько не потребленных калорий в
сутки останется у девушки, съевшей 1/30 часть торта? (100 гр торта с кремом – 533
ккал, суточная норма девушек 1417 лет 2760 ккал).
Каких принципов мы придерживались при составлении заданий?
• Соответствие государственному стандарту основного (общего) образования,
возрастным особенностям обучаемых.
• Наглядность. Идет опора на нагляднообразное мышление школьников.
• Метапредметность. Информация о предмете представлена не в готовом виде, а
требует выполнения предварительного математического сопоставления.
• Регионализация. Предполагает использование материала, информации
региональной и национальной составляющей.
Психологическая комфортность. Выполнение вычислений обеспечивает
психологически комфортный режим умственной деятельности, дает возможность
ребенку верить в свои силы, что способствует саморазвитию и самореализации
личности.
Осталось сделать выводы, зачем такие задачи?
Решая прикладные задачи, школьники учатся применять математические знания
на практике, укрепляется интерес к математике, повышается качество
математических знаний.
Образное мышление способствует внедрению регионального компонента в
предмет Математика и имеет огромное метапредметное значение. Обеспечивает
каждого ученика возможностью для развития его способностей на всех этапах жизни.
Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных
предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную)
деятельность.
Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций,
обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и
второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами
ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии. ТУЕСА – цилиндр
Высота
Радиус
Масса
Объём
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ТОРТ цилиндр
Высота
Радиус
Масса
Объём
Презентация. Мастер – класс «Формирование образного мышления на уроках математики» «Увидим невидимое»
Презентация. Мастер – класс «Формирование образного мышления на уроках математики» «Увидим невидимое»
Презентация. Мастер – класс «Формирование образного мышления на уроках математики» «Увидим невидимое»
Презентация. Мастер – класс «Формирование образного мышления на уроках математики» «Увидим невидимое»
Презентация. Мастер – класс «Формирование образного мышления на уроках математики» «Увидим невидимое»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.