Со временем у каждого преподавателя в его методической копилке накапливаются самые разнообразные приемы опроса. Предлагаю ознакомиться с некоторыми, наиболее популярными способами проведения опроса на уроке.
Функции опроса как эффективного средства формирования и развития общеучебных умений:
-формирование умения отвечать на вопросы различного типа;
-формирование умения отвечать в условиях ограниченного времени;
-формирование умения подбирать аргументы, формулировать выводы;
-развитие языковой культуры обучающихся;
-формирование умения самоанализа, самоконтроля и самокоррекции.
МЕТОДЫ
МЕТОДЫ
ОПРОСА
ОПРОСА
Подготовила: преподаватель
Подготовила: преподаватель
методист АСК Дон ГТУ
методист АСК Дон ГТУ
Шишкина Л.Н
Шишкина Л.Н..
Со временем у каждого
преподавателя в его
методической копилке
накапливаются самые
разнообразные приемы
опроса. Предлагаю
ознакомиться с
некоторыми, наиболее
популярными
способами проведения
опроса на уроке.
Функции опроса как эффективного
средства формирования и развития
общеучебных умений:
•формирование умения отвечать на вопросы
различного типа;
•формирование умения отвечать в условиях
ограниченного времени;
•формирование умения подбирать аргументы,
формулировать выводы;
•развитие языковой культуры обучающихся;
•формирование
самоконтроля и самокоррекции.
самоанализа,
умения
1. Базовый лист
1. Базовый лист
В листе перечислены базовые вопросы, ответы на
которые должен знать каждый обучающийся по
данной теме. Можно сделать лист "двухэтажный", так
как после обязательного минимума следуют вопросы
повышенной сложности.
Базовый лист создается заранее, до объяснения новой
темы. По мере объяснений и работы на уроках,
обучающиеся составляют ответы на вопросы. Опрос
по базовым листам удобно проводить во время
завершающего практического урока по теме. Это
может быть как фронтальный, так и индивидуальный
опрос.
2. Опрос по цепочке
2. Опрос по цепочке
Используется, когда нужно дать
развернутый ответ. Эффективен при
закреплении новой
темы. Один
обучающийся начинает отвечать —
другие дополняют.
3. Программируемый опрос
Проводится на этапе закрепления новой
темы или во время проверки домашнего
задания. Обучающиеся должны выбрать
нескольких
один
вариантов. При этом важно обосновать
свой выбор. Для мотивации или чтобы
побудить к дискуссии, преподаватель
может защищать неверный ответ.
верный
ответ
из
обучающегося
4. Магнитофонный опрос
4. Магнитофонный опрос
записывается,
Ответ
потом ему дают послушать. В этом и
заключается цель — дать послушать себя
со стороны. Прием используется для
развития устной речи, при обучении
навыкам логического изложения.
из
самых
5. Взаимоопрос
сложно
Один
Обучающиеся
контролируемых.
работают в парах, опрашивая друг
друга по
заранее составленным
вопросам и выставляя оценки по
заранее определенным критериям.
6.Опрос с отсроченной реакцией
6.Опрос с отсроченной реакцией
При этом после вопроса выдерживается
пауза в течение 30
40 секунд. Это
позволяет отвечать не только тем, кто
быстро соображает. Отсроченная реакция
помогает привлечь к работе и менее
энергичных обучающихся, которые при
обычном опросе занимают пассивную
позицию.
7.Щадящий опрос
7.Щадящий опрос
Группа делится на две группы или по вариантам.
Преподаватель задает вопрос — обучающемуся
первой группы отвечают на него, сообщая свои
ответы друг другу "по цепочке". Затем на вопрос
отвечает
сам
преподаватель. После этого ученики из первой
группы ставят своим товарищам + или .
Достаточно
прием
предполагает, что каждый обучающийся не только
ответит минимум на пять вопросов, но и выслушает
ответы на остальные пять.
обучающихся
вопросов.
ктото
из
или
десяти
Такой
опрос или
8.Индивидуальный
опрос у доски
Эффективный прием
для развития устной речи.
Предполагает обстоятельный
опрос одного обучающегося,
максимально глубокую
оценку его знаний и умений.
ученики. Они
9.Прессконференция
9.Прессконференция
Еще одна разновидность индивидуального
опроса. Но в роли опрашивающих выступают
сами
составляют
вопросы по теме. Во время урока вызывается
один обучающийся, который будет играть роль
интервьюируемого. Остальные выступают в
опрашивают
роли
обучающегося.
заранее
журналистов
и
видеоролику или
видеоролику или
10.Опрос по
10.Опрос по
анимации
анимации
Демонстрируется видео или анимационный ряд,
подобранный преподавателем по теме. Но звук у
ролика
должен
прокомментировать увиденное. Например, на
уроке спецтехнологии можно показать, как
проводится
сварки.
Обучающийся должен объяснить приемы данного
метода.
тот или иной метод
выключен.
Обучающийся
11. Шапка вопросов
11. Шапка вопросов
Суть приема в том, что обучающиеся учатся сами составлять
вопросы.
Преподаватель предлагает три шапки.
В первую складываются вопросы по тексту учебника.
Во вторую шапку идут вопросы оценочные, начинающиеся со
слов: "Я считаю, что…, а ты как думаешь?" Эта шапка тоже
важна, так как учит оценочным суждениям.
В третью шапку собираются вопросы, на которые обучающийся
и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа.
Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень
подготовки и стимулирует к расширению кругозора.
Кстати, вопросы из шапок потом можно использовать при
взаимоопросах или фронтальных проверках.
12. ПОПСформула
12. ПОПСформула
Строится на следующем:
П — позиция
О — обоснование
П — пример
С — следствие.
Это прием творческого опроса, который, однако,
учит
навыки
логического мышления.
Как применять? Преподаватель задает вопрос.
Обучающиеся
по
формуле, используя следующие предложения:
П — "Я считаю, что…"
О — "Потому что…"
П — " Я могу доказать это на примере."
С — "Поэтому я делаю вывод, что…"
подготавливают
лаконичности
и
развивает
ответы
предлагается
13. Островки
13. Островки
Обучающимся
текст,
например, определения термина. Но часть
текста закрыта листом с вырезанными
окошками, сквозь которые видны лишь
отдельные слова. По ним обучающийся
должен восстановить или пересказать
тексту само правило или
близко к
определение.
и
Затем
"лишние".
14. Трафарет
14. Трафарет
На большом листе расчерчиваются квадраты. В
каждый вписывается одно слово: по изучаемой
теме
обучающемуся
предлагается выбрать из всех слов только те,
которые являются ответами на поставленный
вопрос. Если опросный лист сделать бумажным, то
обучающемуся предлагается отметить (закрасить)
правильные ответы.
Проверка проста. На основной лист накладывается
трафарет, в котором вырезаны окошки для
правильных ответов.
Сейчас такой трафарет можно сделать в программе
Power Point, что облегчает задачу.
15. Аукцион
15. Аукцион
Задается тема аукциона, например, сварочные
инструменты и приспособления. Обучающиеся
называют их, каждый — по одному. Оценку (или
поощрение, плюсик, зачет) получает лишь тот, кто
назовет инструмент последним.
Этот прием опроса позволяет в считанные минуты
освежить базовые знания по теме. Его с успехом
можно использовать для закрепления материала по
уроку или для обобщения больших тем.
предлагается
16. Подбери пару
16. Подбери пару
Обучающемуся
лист,
разделенный на две части. В одной из них —
вопросы по теме, в другой части листа —
ответы. Задача: подобрать правильный ответ
для каждого вопроса.
Этот опрос можно проводить и используя
ИКТ.
вопросы,
17.Брейнринг
17.Брейнринг
требующие
Подготавливаются
лаконичных ответов или на которые можно ответить
однозначно "да" или "нет".
Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно
ответить подряд на 5 вопросов ведущего. Вместо
вопросов можно использовать примеры устного
счета, минизадачи и пр.
18. Хлопни в ладоши
18. Хлопни в ладоши
Прием простой в применении, и используется,
когда нужно проверить базовые знания по теме.
Преподаватель перечисляет
термины, имена,
названия и т.д. — то, что связано с темой. Задача
учеников —
когда
хлопнуть
произносится верный ответ.
ладоши,
в
19. Разминка
19. Разминка
Проводится в начале урока и позволяет не только
освежить в памяти пройденные темы, но и подготовить
обучающихся к восприятию нового материала. Для
разминки подбираются базовые вопросы, требующие
лаконичных ответов. Проводится в быстром темпе.
Важно!
Не стоит фиксировать внимание на неправильных
ответах. Разминка проводится в начале урока, а потому
важно сохранять позитивный настрой.
Для более успешного и эффективного опроса во время
разминки можно использовать слайды или видеоряд.
20. "Угадайка"
20. "Угадайка"
Принцип ее знаком каждому, но данная игра
Принцип ее знаком каждому, но данная игра
позволяет не только проверить знания обучающихся
позволяет не только проверить знания обучающихся
по теме, но и акцентировать внимание на построении
по теме, но и акцентировать внимание на построении
логических цепочек.
логических цепочек.
слово. Например,
Преподаватель
Преподаватель
слово. Например,
известная историческая личность. Обучающиеся
известная историческая личность. Обучающиеся
задают вопросы, на которые можно отвечать только
задают вопросы, на которые можно отвечать только
"Да" или "Нет".
"Да" или "Нет".
Этот прием опроса можно проводить на стадии
Этот прием опроса можно проводить на стадии
введения в урок, повторяя основные понятия
введения в урок, повторяя основные понятия
пройденной темы.
пройденной темы.
задумывает
задумывает
21.Телеграф
21.Телеграф
Это прием письменного опроса. Преподаватель
подготавливает карточки с текстом, в котором слова
состоят только из согласных. Задача обучающихся
— восстановить все слова. Прием эффективен,
когда нужно опросить знание базовых терминов,
понятий, формулировок.
22. Все наоборот
22. Все наоборот
Интеллектуальный игровой прием, позволяющий
провести опрос в занимательной форме. Суть в том, что
преподаватель называет слова, а учащиеся должны
назвать слово, противоположное по значению. Этот
прием давно известен учителям русского языка,
которые практикуют его при изучении антонимов.
Но прием можно разнообразить, зашифровав целую
фразу. Можно использовать не только антонимы, а
слова из того же логического ряда. Разгадав фразу,
обучающиеся получат ответ на поставленный вопрос.
23. Верно неверно
23. Верно неверно
Суть опроса заключается в том, что из
предложенных преподаватель
выражений
обучающиеся выбирают лишь правильные.
Очень эффективный прием при проверке
домашнего задания или при повторении
пройденного материала.
24. Экспресстестирование
24. Экспресстестирование
Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на
экране (или зачитываются преподаватель устно).
Обучающиеся на отдельных листочках решают
тесты. Вопросов не стоит выбирать много.
Для экспресс теста достаточно 5 6 вопросов по
теме. В конце можно вывести на экран варианты
правильных ответов, — учащиеся самостоятельно
проверяют свои работы, либо используют прием
взаимопроверки.
Этот прием часто используется на этапе введения в
урок или при проверке домашнего задания. Так же
можно быстро проверить знание базовых понятий по
пройденной теме.
25. Тысяча примеров
25. Тысяча примеров
Прием используется для проверки практических
навыков. Это форма устного фронтального опроса,
который позволяет за короткое время оценить,
насколько верно обучающиеся могут связывать
изученную теорию с практикой.
Суть приема: дается понятие, определение, дата,
название. Обучающиеся должны привести примеры,
раскрывающие смысл.
экран
выводятся
26. Почини цепочку
26. Почини цепочку
предложения. Задача
На
обучающихся: составить логическую цепочку.
Предложения можно заменить картинками.
Такой опрос позволяет не только проверить знание
основных понятий, но и умение составлять
логически последовательные циклы.
27. Буквенный диктант
27. Буквенный диктант
Один из вариантов комбинированного опроса.
Преподаватель зачитывает вопросы, обучающихся
записывают лишь первые буквы ответов. Из этих букв
потом складывается ответ на главный, ключевой
вопрос.
как
проводится
28. Тренировочная контрольная
28. Тренировочная контрольная
работа
работа
обычная
Работа
контрольная, но оценки за нее идут в
журнал лишь по желанию обучающегося.
Задания для такой контрольной нужно
выбирать
будут
максимально похожими на задания в
основной контрольной. Это позволяет не
только проверить знания обучающихся,
но и выявить пробелы.
такие,
которые
29. Релейная контрольная работа
29. Релейная контрольная работа
Еще один вариант письменного опроса. Задания для
нее подбираются из уже пройденного материала, те,
что дети уже выполняли. Чаще всего берутся из
учебника, из пройденных и выполненных упражнений.
Цель двоякая: и выяснить, насколько обучающиеся
уяснили пройденный материал, и не создается
напряженная обстановка, потому
что они по
умолчанию уже знакомы с заданиями. Стоит заметить,
что после проведения такого опроса к выполнению
домашнего задания обучающиеся стали относится
намного внимательнее.
как
можно
подобрать
30. Азбука
30. Азбука
Преподаватель называет одну букву. Обучающихся
должны
слов,
начинающихся на эту букву. Все слова и понятия
должны перекликаться с темой урока.
Такой опрос помогает не только проверить знания
обучающихся в активной форме, но и повторить
пройденный материал. Прием удобно использовать в
начале урока, при введении в новую тему или про
проверке домашнего задания.
больше
Выбирая тот или иной прием, следует
отвести для него.
помнить о цели опроса,
о том, какое время вы планируете
ОПРОС является важным
ОПРОС
составляющим компонентом урока,
позволяя систематически
проводить текущий контроль,
качественно оценивать усвоение
материала.
На уроке опрос является
одним из видов самостоятельной
работы обучающихся,
способствующих развитию их
самостоятельности и закреплению
знаний.