Презентация на тему: " Речетворческое обучение: синергетический подход"
Оценка 4.7

Презентация на тему: " Речетворческое обучение: синергетический подход"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
pptx
русский язык
Взрослым
07.04.2017
Презентация  на  тему:  " Речетворческое обучение:  синергетический  подход"
Презентация содействует обучению речетворчеству - искусству учить детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров. Материал презентации знакомит методикой обучения речетворчеству , в которой используется синергетический подход. Резонансное соуправление деятельности учащихся требует организации совместной деятельности УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, при которой учащиеся откликаются, отзываются на действия учителя и в результате рождаются тексты собственных произведений
презентация мастер-класса.pptx

Речетворческое обучение: синергетический подход

Речетворческое обучение: синергетический подход

Речетворческое обучение: синергетический подход

Главное – бросить идею
в мир, зажечь процесс
самоорганизации в нём
С.П. Курдюмов

Обучение речетворчеству - искусство учить детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров

Обучение речетворчеству - искусство учить детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров


Обучение речетворчеству - искусство учить детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров. Я пользуюсь методикой обучения речетворчеству , в которой используется синергетический подход. (Г.Хакен, Е.Князева, С., Курдюмов, В.Василькова.)
Синергетика выражает «совместную деятельность, общую энергию что-то сделать», синергетика – учение о взаимодействии.

2.

Резонансное соуправление деятельности учащихся требует организации совместной деятельности

Резонансное соуправление деятельности учащихся требует организации совместной деятельности

Резонансное соуправление деятельности учащихся требует организации совместной деятельности УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, при которой учащиеся откликаются, отзываются на действия учителя и в результате рождаются тексты собственных произведений. Непременным условием возникновения резонанс-эффекта является создание особой творческой атмосферы, благодаря которой у учащегося появляется состояние, называемое творческой активностью, при котором каждый ребёнок реализует свои возможности.
3.

Атмосфера речетворчества – это атмосфера творческой взаимности: взаимопознания, взаимопонимания

Атмосфера речетворчества – это атмосфера творческой взаимности: взаимопознания, взаимопонимания

Атмосфера речетворчества – это атмосфера творческой взаимности: взаимопознания, взаимопонимания Первый шаг: применение приёмов проектной технологии: презентации по теме, групповые и индивидуальные проекты, доклад, реферат, сообщение, графика.
4.

При изучении словообразования интересным творческим заданием станут следующие эвристические задачи:

При изучении словообразования интересным творческим заданием станут следующие эвристические задачи:

При изучении словообразования интересным творческим заданием станут следующие эвристические задачи:
Задание 1. Определить, каким способом словопроизводства созданы неологизмы Маяковского: пошляпно, раздождиться, щекопузье, юбилеить, боксеровидный, заграничный, рай-страна, словопад.
Задание 2. На основе каких фразеологических оборотов образованы данные ниже слова: смотаться («убежать»), взбелениться, перегибать, насобачиться.
Задание 3. Определите, в результате какого типа словопроизводства – прямого или обратного - появились слова дояр, доярка, вдохновение, вдохновить, пускать, фляжка, обогрев, приземлить, приоткрыть. (Это редеривация - обратное образование слов: дояр—доярка).
 

В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки

В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки

4.В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки.. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям. 5.Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово из ряда прах, порхнуть, а яства вовсе не являются, а предназначены для того, чтобы ясти. Разнокорневые паронимы давить – довлеть оказываются, к удивлению ребят, словами с совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.

Фаза логического анализа – выявление предварительного впечатления от прочитанного и выдвижение версий: -эмоциональная оценка прочитанного, - определение темы, -основных проблем, затронутых в нём, -основную мысль,…

Фаза логического анализа – выявление предварительного впечатления от прочитанного и выдвижение версий: -эмоциональная оценка прочитанного, - определение темы, -основных проблем, затронутых в нём, -основную мысль,…

Фаза логического анализа – выявление предварительного впечатления от прочитанного и выдвижение версий:
-эмоциональная оценка прочитанного, - определение темы, -основных проблем, затронутых в нём, -основную мысль, -выделить события, -героя и т.п. (на этом уровне идет подготовка к ЕГЭ)
7.

Основными формами организации речетворческой деятельности является урок - мастерская, где решаются речетворческие задачи: -учить видеть, слышать и чувствовать текст; -пополнять речевую память учащегося новыми способами…

Основными формами организации речетворческой деятельности является урок - мастерская, где решаются речетворческие задачи: -учить видеть, слышать и чувствовать текст; -пополнять речевую память учащегося новыми способами…

Основными формами организации речетворческой деятельности является урок - мастерская, где решаются речетворческие задачи:
-учить видеть, слышать и чувствовать текст;
-пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
-формировать эстетический вкус;
-развивать образное мышление, создавая условия для творчества.
8.
 

Речетворческая деятельность учащихся организуется с учётом трёступенчатости данного процесса; 1) погружение в худ

Речетворческая деятельность учащихся организуется с учётом трёступенчатости данного процесса; 1) погружение в худ

Речетворческая деятельность учащихся организуется с учётом трёступенчатости данного процесса;
1) погружение в худ. текст на уроках речевого мастерства
2) рождение замысла и начало его разработки;
3) создание текста и его совершенствование в речевой мастерской.

9.

Тексты для образотворческого анализа

Тексты для образотворческого анализа

Тексты для образотворческого анализа.№1
 
В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвой… Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников, стеклянных от росы. Хруст сучков под копытами отдается на той стороне, в высоком лесу, темнеющем по скату горы… Вдруг мерин насторожил уши. Два плечистых толстогорлых волка стояли в светлом дыму разлужья. Близко подпустив Стрешнева, они взметнулись и неуклюжим галопом пошли в гору, по белой изморози, радужно сияющей траве.
Луна стояла над пустынными серебристо-туманными лугами направо… Осенняя печаль и красота!
(И. Бунин. «Последнее свидание»). 10

Вопросы и задания. -Определите по описанию время года

Вопросы и задания. -Определите по описанию время года

Вопросы и задания.

-Определите по описанию время года.
-Опишите, используя авторские языковые средства, --поля, луга, лес, разлужья, луну.
-Каким автор видит лунный свет?
-Почему в тексте преобладает белый цвет?
-Какие звуки слышны в ночном осеннем лесу?
-Какие запахи наполняют этот лес?
-Выделите образ- доминанту в картине, нарисованной Буниным. Обоснуйте свой выбор.
-Как соотносятся состояние природы и состояние человека?
 11.
 

О доблестях, о подвигах, о славе

О доблестях, о подвигах, о славе



 

О доблестях, о подвигах, о славе
О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою... И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою... Я звал тебя, но -ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная,нашла... Я крепко сплю, мне снится,плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла... Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла? Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. (Блок Александр)

СОБСТВЕННО - УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : работа над изобразительно-выразительными средствами стиха

СОБСТВЕННО - УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : работа над изобразительно-выразительными средствами стиха

СОБСТВЕННО - УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : работа над изобразительно-выразительными средствами стиха.
(Задание В8)
- Какие стилистические фигуры использует автор?
  - Какие тропы использует Блок?
 - Какая система стихосложения использована Блоком ? Определяем поэтический размер.
  - Определяем вид рифмы
-Что придает музыкальность стихотворениям?
- Какой теме посвящены стихотворения?
- Что их роднит?
- Какова композиция произведений? Какова смысловая нагрузка такого строения стихотворений?
-Что усиливает драматизм ситуации? (основополагающие моменты составления текста сочинения , задания С в ЕГЭ)
13.


Погружаясь в миры писателей , поэтов, живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть слышать, чувствовать жизнь

Погружаясь в миры писателей , поэтов, живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть слышать, чувствовать жизнь

Погружаясь в миры писателей , поэтов, живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть слышать, чувствовать жизнь.
Для погружения предлагаю эмоционально-воздействующие приёмы – соприкоснуться с прекрасным, послушать, посмотреть и учиться умению наслаждаться прекрасным, где и начинается духовный рост подростка.

14.

Главные действующие лица на уроке речевого мастерства –

Главные действующие лица на уроке речевого мастерства –


Главные действующие лица на уроке речевого мастерства – Мастера:
поэты, писатели, композиторы,
художники, учитель, ученик.



В центре внимания учащегося и учителя на уроке мастерства – художественное слово Мастера.
15.




Стимуляторами речетворческой деятельности становятся другие виды искусства на всех этапах урока, например, демонстрация шедевров искусства по тематике урока , чтение текста стихотворения, презентация, театрализация эпизода

Стимуляторами речетворческой деятельности становятся другие виды искусства на всех этапах урока, например, демонстрация шедевров искусства по тематике урока , чтение текста стихотворения, презентация, театрализация эпизода

Стимуляторами речетворческой деятельности становятся другие виды искусства на всех этапах урока, например, демонстрация шедевров искусства по тематике урока , чтение текста стихотворения, презентация, театрализация эпизода.


16.

Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту

Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту

Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту

Возвышенной поэтичностью, светлой материнской любовью проникнуты картины

Возвышенной поэтичностью, светлой материнской любовью проникнуты картины

Возвышенной поэтичностью, светлой материнской любовью проникнуты картины Рафаэля. Мадонны Рафаэля – нежные молодые матери, простые женщины, ласковые и любящие. Так никто еще не изображал мадонну. Эта смелость и новизна поражали А.Пушкина.    

Обязательной частью мастерской являются речетворческие тренинги

Обязательной частью мастерской являются речетворческие тренинги

Обязательной частью мастерской являются речетворческие тренинги.
Цель – дать импульс творчеству учащегося, -помочь рождению замысла;
-развитие образного мышления, - активизация работы ассоциативной памяти, -развитие устной и письменной речи, -умение отбора речевых конструкций для собственного текста.


19.

СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА
-Лексико-орфографическая работа (обогащение словаря школьника ) – путь к слову.
-объяснить смысл высказывания : «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (А.Франс).
«Определите каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений» (Рене Декарт).
-работа с разными словарями;
рассмотреть данное слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста;свяжите слово с конкретной жизненной ситуацией.
-«Слово – магнит» (от слова – к собственному тексту).
Произнесите любое слово и запишите его. Как вы считаете, доброе оно или злое? Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову как к магниту. Придумайте с этими словами текст. 20.
-

От предложения к собственному тексту

От предложения к собственному тексту

От предложения к собственному тексту.
Прочитайте данные пословицы. Устно передайте ее основной смысл. Сформулируйте тему.
-Лучше брать пословицы с нравственной тематикой. Например:
Мал золотник, да дорог.
Ты ему по секрету, а он всему свету.
Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
-«Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия)
Пофантазируй. Представь, что ты превратился в один из предметов, нас окружающих. Что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы твои действия? Постарай1ся свои мысли записать в форме маленького рассказа или стихотворения.
-«Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера).
На доске записаны две стихотворные строки. Нужно завершить начатое за определенное количество времени. 21.

От цитаты высказывания к собственному тексту

От цитаты высказывания к собственному тексту

От цитаты высказывания к собственному тексту.
Внимательно прочитай высказывания. Выбери одно из них – по своему усмотрению. Определи тему и сформулируй главную мысль (идею) этого высказывания. Согласен ли ты с данным утверждением ?Вырази свои мысли в небольшом тексте-рассуждении.
Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы быть братьями. Ф.Вольтер
 Слово – выражение мысли, и может служить соединению и разъединению людей . Л.Н.Толстой
 Что слава? – Яркая заплата
На ветхом рубище певца. А.С.Пушкин
Умно говорить трудно, умно молчать – еще труднее.
К.Боуви
 22.

Варианты тем сочинений на свободную тему

Варианты тем сочинений на свободную тему

Варианты тем сочинений на свободную тему.
Какое слово меня больше всего обижает и больше всего радует.
Пропала прическа!
Что сильнее – правда или кривда?
Глядя на себя в зеркало, я думаю…
Когда я слышу эту музыку,…
О чем рассказал мне сон.
Безграничность русской равнины и русской души.
О чем могут рассказать дома.
Исследование «Энциклопедия одного слова».
Исследовать одно слово с научной точки зрения ( с точки зрения каждого из разделов науки о языке) , а потом проследи, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, большой повести , в стихах.
9 . Создание детских рукописных книжечек.
23.

Речетворческие тренинги. Нарисуйте этюды по содержанию стихотворения, текста, хокку, например:

Речетворческие тренинги. Нарисуйте этюды по содержанию стихотворения, текста, хокку, например:

 
Речетворческие тренинги.
 Нарисуйте этюды по содержанию стихотворения, текста, хокку, например:
 
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.
  Так легко-легко
Выплыла – и в облаке
Задумалась луна.
 Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
24.
 
 

Речетворческий тренинг может включать в себя заполнение речетворческой карты (карты-речекреатива)

Речетворческий тренинг может включать в себя заполнение речетворческой карты (карты-речекреатива)

Речетворческий тренинг может включать в себя заполнение речетворческой карты (карты-речекреатива). Такая карта отражает процесс рождения у учащегося замысла собственного текста, размышления с опорой на слово: ассоциации, вызванные словом; поиск рифмующихся слов; «оживление» слова (наполнение цветом, звуками, запахом …).
 
Карта-речекреатив по алгоритму:
-Ассоциации.
-Рифмовка-тренировка.
-Цвета, звуки, запахи, форма…
-Рабочие наброски, материалы для собственного текста. 25.
 
 
 
 
 
 
 

Речетворческая мастерская. Темы творческих работ (в основе та же тема, что и на уроках речетворчества)

Речетворческая мастерская. Темы творческих работ (в основе та же тема, что и на уроках речетворчества)

Речетворческая мастерская.
 
Темы творческих работ (в основе та же тема, что и на уроках речетворчества).
 
«Волшебный фонарик» (опишите увиденное вами ночью при свете фонарика).
«Планета и экология».
«Звёзды, которые умеют смеяться».
«Под голубыми небесами…».
«Луна задумалась».


26. 
 

Устные и письменные обобщения ( итог) по наблюдениям на лингвистическом и литературоведческом уровне

Устные и письменные обобщения ( итог) по наблюдениям на лингвистическом и литературоведческом уровне

Устные и письменные обобщения ( итог) по наблюдениям на лингвистическом и литературоведческом уровне.


27.

Схожее в стихотворениях Различное в стихотворениях - тема - идея - композиция - размер стиха - звуковая организация - лексический состав языка - синтаксические конструкции…

Схожее в стихотворениях Различное в стихотворениях - тема - идея - композиция - размер стиха - звуковая организация - лексический состав языка - синтаксические конструкции…

Схожее в стихотворениях

Различное в стихотворениях

- тема
- идея
- композиция
- размер стиха
- звуковая организация
- лексический состав языка
- синтаксические конструкции

- смысловая нагрузка кольцевой композиции
- звучание финальных строк
- движение времени
- настроение лирических героев

В результате сравнительного анализа двух стихотворений мы приходим к выводу, что литература – это развивающееся и повторяющееся явление. Стихотворения по времени написания разделяет 83 года, и, несмотря на это, в произведениях А.С.Пушкина и А.А.Блока мы находим больше общего, чем различного. В тетради выводы по уроку в форме таблицы.

Эмоционально заряженный текст - резонанс-эффект услышанного и прочитанного - желание создать собственный текст - таков путь урока - мастерской

Эмоционально заряженный текст - резонанс-эффект услышанного и прочитанного - желание создать собственный текст - таков путь урока - мастерской

Эмоционально заряженный текст - резонанс-эффект услышанного и прочитанного - желание создать собственный текст - таков путь урока - мастерской.
СО СЛОВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ РЕЧЕТВОРЧЕСТВО НАЧИНАЕТСЯ, СОБСТВЕННЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СЛОВОМ ОНО И ЗАВЕРШАЕТСЯ.



Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017