Обучение речетворчеству - искусство учить детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров. Я пользуюсь методикой обучения речетворчеству , в которой используется синергетический подход. (Г.Хакен, Е.Князева, С., Курдюмов, В.Василькова.)
Синергетика выражает «совместную деятельность, общую энергию что-то сделать», синергетика – учение о взаимодействии.
2.
Резонансное соуправление деятельности учащихся требует организации совместной деятельности УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, при которой учащиеся откликаются, отзываются на действия учителя и в результате рождаются тексты собственных произведений. Непременным условием возникновения резонанс-эффекта является создание особой творческой атмосферы, благодаря которой у учащегося появляется состояние, называемое творческой активностью, при котором каждый ребёнок реализует свои возможности.
3.
Атмосфера речетворчества – это атмосфера творческой взаимности: взаимопознания, взаимопонимания Первый шаг: применение приёмов проектной технологии: презентации по теме, групповые и индивидуальные проекты, доклад, реферат, сообщение, графика.
4.
При изучении словообразования интересным творческим заданием станут следующие эвристические задачи:
Задание 1. Определить, каким способом словопроизводства созданы неологизмы Маяковского: пошляпно, раздождиться, щекопузье, юбилеить, боксеровидный, заграничный, рай-страна, словопад.
Задание 2. На основе каких фразеологических оборотов образованы данные ниже слова: смотаться («убежать»), взбелениться, перегибать, насобачиться.
Задание 3. Определите, в результате какого типа словопроизводства – прямого или обратного - появились слова дояр, доярка, вдохновение, вдохновить, пускать, фляжка, обогрев, приземлить, приоткрыть. (Это редеривация - обратное образование слов: дояр—доярка).
4.В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки.. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям. 5.Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово из ряда прах, порхнуть, а яства вовсе не являются, а предназначены для того, чтобы ясти. Разнокорневые паронимы давить – довлеть оказываются, к удивлению ребят, словами с совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.
Фаза логического анализа – выявление предварительного впечатления от прочитанного и выдвижение версий:
-эмоциональная оценка прочитанного, - определение темы, -основных проблем, затронутых в нём, -основную мысль, -выделить события, -героя и т.п. (на этом уровне идет подготовка к ЕГЭ)
7.
Основными формами организации речетворческой деятельности является урок - мастерская, где решаются речетворческие задачи:
-учить видеть, слышать и чувствовать текст;
-пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
-формировать эстетический вкус;
-развивать образное мышление, создавая условия для творчества.
8.
Речетворческая деятельность учащихся организуется с учётом трёступенчатости данного процесса;
1) погружение в худ. текст на уроках речевого мастерства
2) рождение замысла и начало его разработки;
3) создание текста и его совершенствование в речевой мастерской.
9.
Тексты для образотворческого анализа.№1
В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвой… Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников, стеклянных от росы. Хруст сучков под копытами отдается на той стороне, в высоком лесу, темнеющем по скату горы… Вдруг мерин насторожил уши. Два плечистых толстогорлых волка стояли в светлом дыму разлужья. Близко подпустив Стрешнева, они взметнулись и неуклюжим галопом пошли в гору, по белой изморози, радужно сияющей траве.
Луна стояла над пустынными серебристо-туманными лугами направо… Осенняя печаль и красота!
(И. Бунин. «Последнее свидание»). 10
Вопросы и задания.
-Определите по описанию время года.
-Опишите, используя авторские языковые средства, --поля, луга, лес, разлужья, луну.
-Каким автор видит лунный свет?
-Почему в тексте преобладает белый цвет?
-Какие звуки слышны в ночном осеннем лесу?
-Какие запахи наполняют этот лес?
-Выделите образ- доминанту в картине, нарисованной Буниным. Обоснуйте свой выбор.
-Как соотносятся состояние природы и состояние человека?
11.
О доблестях, о подвигах, о славе
О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе.Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою... И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою...Я звал тебя, но -ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.Не знаю, где приют своей гордынеТы, милая, ты, нежная,нашла...Я крепко сплю, мне снится,плащ твой синий,В котором ты в сырую ночь ушла...Уж не мечтать о нежности, о славе,Все миновалось, молодость прошла? Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. (Блок Александр)
СОБСТВЕННО - УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : работа над изобразительно-выразительными средствами стиха.
(Задание В8)
- Какие стилистические фигуры использует автор?
- Какие тропы использует Блок?
- Какая система стихосложения использована Блоком ? Определяем поэтический размер.
- Определяем вид рифмы
-Что придает музыкальность стихотворениям?
- Какой теме посвящены стихотворения?
- Что их роднит?
- Какова композиция произведений? Какова смысловая нагрузка такого строения стихотворений?
-Что усиливает драматизм ситуации? (основополагающие моменты составления текста сочинения , задания С в ЕГЭ)
13.
Погружаясь в миры писателей , поэтов, живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть слышать, чувствовать жизнь.
Для погружения предлагаю эмоционально-воздействующие приёмы – соприкоснуться с прекрасным, послушать, посмотреть и учиться умению наслаждаться прекрасным, где и начинается духовный рост подростка.
14.
Стимуляторами речетворческой деятельности становятся другие виды искусства на всех этапах урока, например, демонстрация шедевров искусства по тематике урока , чтение текста стихотворения, презентация, театрализация эпизода.
16.
Возвышенной поэтичностью, светлой материнской любовью проникнуты картины Рафаэля. Мадонны Рафаэля – нежные молодые матери, простые женщины, ласковые и любящие. Так никто еще не изображал мадонну. Эта смелость и новизна поражали А.Пушкина.
Обязательной частью мастерской являются речетворческие тренинги.
Цель – дать импульс творчеству учащегося, -помочь рождению замысла;
-развитие образного мышления, - активизация работы ассоциативной памяти, -развитие устной и письменной речи, -умение отбора речевых конструкций для собственного текста.
19.
СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА
-Лексико-орфографическая работа (обогащение словаря школьника ) – путь к слову.
-объяснить смысл высказывания : «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (А.Франс).
«Определите каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений» (Рене Декарт).
-работа с разными словарями;
рассмотреть данное слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста;свяжите слово с конкретной жизненной ситуацией.
-«Слово – магнит» (от слова – к собственному тексту).
Произнесите любое слово и запишите его. Как вы считаете, доброе оно или злое? Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову как к магниту. Придумайте с этими словами текст. 20.
-
От предложения к собственному тексту.
Прочитайте данные пословицы. Устно передайте ее основной смысл. Сформулируйте тему.
-Лучше брать пословицы с нравственной тематикой. Например:
Мал золотник, да дорог.
Ты ему по секрету, а он всему свету.
Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
-«Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия)
Пофантазируй. Представь, что ты превратился в один из предметов, нас окружающих. Что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы твои действия? Постарай1ся свои мысли записать в форме маленького рассказа или стихотворения.
-«Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера).
На доске записаны две стихотворные строки. Нужно завершить начатое за определенное количество времени. 21.
От цитаты высказывания к собственному тексту.
Внимательно прочитай высказывания. Выбери одно из них – по своему усмотрению. Определи тему и сформулируй главную мысль (идею) этого высказывания. Согласен ли ты с данным утверждением ?Вырази свои мысли в небольшом тексте-рассуждении.
Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы быть братьями. Ф.Вольтер
Слово – выражение мысли, и может служить соединению и разъединению людей . Л.Н.Толстой
Что слава? – Яркая заплата
На ветхом рубище певца. А.С.Пушкин
Умно говорить трудно, умно молчать – еще труднее.
К.Боуви
22.
Варианты тем сочинений на свободную тему.
Какое слово меня больше всего обижает и больше всего радует.
Пропала прическа!
Что сильнее – правда или кривда?
Глядя на себя в зеркало, я думаю…
Когда я слышу эту музыку,…
О чем рассказал мне сон.
Безграничность русской равнины и русской души.
О чем могут рассказать дома.
Исследование «Энциклопедия одного слова».
Исследовать одно слово с научной точки зрения ( с точки зрения каждого из разделов науки о языке) , а потом проследи, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, большой повести , в стихах.
9 . Создание детских рукописных книжечек.
23.
Речетворческие тренинги.
Нарисуйте этюды по содержанию стихотворения, текста, хокку, например:
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.
Так легко-легко
Выплыла – и в облаке
Задумалась луна.
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
24.
Речетворческий тренинг может включать в себя заполнение речетворческой карты (карты-речекреатива). Такая карта отражает процесс рождения у учащегося замысла собственного текста, размышления с опорой на слово: ассоциации, вызванные словом; поиск рифмующихся слов; «оживление» слова (наполнение цветом, звуками, запахом …).
Карта-речекреатив по алгоритму:
-Ассоциации.
-Рифмовка-тренировка.
-Цвета, звуки, запахи, форма…
-Рабочие наброски, материалы для собственного текста. 25.
Речетворческая мастерская.
Темы творческих работ (в основе та же тема, что и на уроках речетворчества).
«Волшебный фонарик» (опишите увиденное вами ночью при свете фонарика).
«Планета и экология».
«Звёзды, которые умеют смеяться».
«Под голубыми небесами…».
«Луна задумалась».
26.
Схожее в стихотворениях | Различное в стихотворениях |
- тема | - смысловая нагрузка кольцевой композиции |
В результате сравнительного анализа двух стихотворений мы приходим к выводу, что литература – это развивающееся и повторяющееся явление. Стихотворения по времени написания разделяет 83 года, и, несмотря на это, в произведениях А.С.Пушкина и А.А.Блока мы находим больше общего, чем различного. В тетради выводы по уроку в форме таблицы.
Эмоционально заряженный текст - резонанс-эффект услышанного и прочитанного - желание создать собственный текст - таков путь урока - мастерской.
СО СЛОВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ РЕЧЕТВОРЧЕСТВО НАЧИНАЕТСЯ, СОБСТВЕННЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СЛОВОМ ОНО И ЗАВЕРШАЕТСЯ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.