В данной презентации собрана вся необходимая информация по теме "Дисперсные системы" , приведена таблица, дана общая характеристика видов Дисперсных систем, а так же приведены фото, каждой из дисперсной систем и их значение. Как известно, чистых веществ в природе встречается небольшое количество, соответственно в конце этой презентации предложены основные формулы и задачи на нахождение массовой доли вещества в растворе. Так как данная презентация служит опорой для 11 класса (углубленного уровня) так и задачи делятся на несколько категорий. 1 -ый уровень самый простой, подойдет и для 11 класса (база), 2-ой и 3-ий соответственно сложнее.В данной презентации собрана вся необходимая информация по теме "Дисперсные системы" , приведена таблица, дана общая характеристика видов Дисперсных систем, а так же приведены фото, каждой из дисперсной систем и их значение. Как известно, чистых веществ в природе встречается небольшое количество, соответственно в конце этой презентации предложены основные формулы и задачи на нахождение массовой доли вещества в растворе. Так как данная презентация служит опорой для 11 класса (углубленного уровня) так и задачи делятся на несколько категорий. 1 -ый уровень самый простой, подойдет и для 11 класса (база), 2-ой и 3-ий соответственно сложнее.
Оглавление
1. Понятие дисперсной системы
а) Примеры дисперсных систем
б) Классификация дисперсных систем и
растворов
2. Понятие взвеси
3. Понятие коллоидной системы
4. Понятие раствора
5. Массовая доля вещества в растворе w
6. Молярная концентрация
7. Моляльная концентрация
8. Группы растворов
Понятие дисперсной системы
Дисперсными называют гетерогенные
системы, в которых одно вещество в виде
очень мелких частиц равномерно
распределено в объёме другого.
Примеры дисперсных систем
Классификация дисперсных систем и растворов
1. Эмульсии
(и среда, и
фаза –
нераствори
мые друг в
друге
жидкости).
Примеры:
молоко,
лимфа,
водоэмульси
онные
краски.
2. Суспензии
(среда – жидкость,
а фаза –
нерастворимое в
ней твёрдое
вещество).
Примеры:
“известковое
молоко”,
взвешенный в воде
речной и морской
ил, живая взвесь
микроскопических
живых организмов
в морской воде.
3. Аэрозоли
– взвеси в
газе.
Мелких
частиц
жидкостей
или
твёрдых
веществ.
Различают
пыли,
дымы,
туманы.
Понятие коллоидной системы
Коллоидные системы – это такие
дисперсные системы, в которых размер
частиц фазы от 100 до 1 нм.
1. Коллоидные растворы, или золи:
большинство жидкостей живой клетки
(цитоплазма, ядерный сок – кариоплазма и т.
д.) и живого организма в целом
(кровь, лимфа, тканевая жидкость и т. д.).
Коагуляция – явление слипания
коллоидных частиц и выпадения их в
осадок – наблюдается при нейтрализации
зарядов этих частиц, когда в коллоидный
раствор добавляют электролит.
2. Гели или студни: представляют собой
студенистые осадки, образующиеся при
коагуляции золей.
Понятие раствора
Раствором называют гомогенную систему,
состоящую из двух и более веществ.
Растворы называют истинными, если
требуется подчеркнуть их отличие от
коллоидных растворов.
Растворителем считают вещество,
агрегатное состояние которого не
изменяется при образовании раствора.
Массовая доля вещества в растворе w
Массовая доля вещества в растворе –
отношение массы растворённого вещества к
массе раствора.
Молярная концентрация С
Молярная концентрация – отношение
количества вещества растворённого
вещества к объёму раствора.
Моляльная концентрация
Моляльная концентрация – отношение
количества растворённого вещества к массе
растворителя.
Группы растворов
Раствор – гомогенная (однородная) система,
состоящая из частиц растворённого вещества,
растворителя и продуктов их взаимодействия.
1. Молекулярные – это водные
растворы неэлектролитов –
органических веществ.
2. Молекулярно – ионные – это
растворы слабых электролитов.
3. Ионные – это растворы
сильных электролитов.
I уровень
1. Вычислите массовую долю растворенного вещества, если в 150 г.
воды растворили 7 г. соли.
( Ответ: 4,46 %)
2. В 80 мл. воды растворили 6 г. глюкозы. Рассчитайте массовую долю
глюкозы в полученном растворе.
( Ответ: 6,98 %)
3. Какую массу сахара нужно взять и какой объем воды, чтобы
приготовить раствор массой 240 г. с массовой долей сахара 6%.
( Ответ: 14,4 г. сахара; 225,6 мл. воды)
4. Вычислите массы соли и воды, необходимые для приготовления
300 г. раствора с массовой долей соли 15 %.
( Ответ: 45 г. соли; 255 г. воды)
5. Выпарили 150 г. раствора с массовой долей сахара 15 %. Вычислите
массу сахара, оставшегося в чашке после выпаривания воды.
( Ответ: 22,5 г.)
II уровень.
6. Сколько граммов сульфата меди необходимо смешать с 450 г. воды,
чтобы получить раствор с массовой долей 10 %.
( Ответ: 50 г.)
7. В каком количестве воды нужно растворить 40 г. соли для получения
раствора с массовой долей 25 %.
( Ответ: 120 г.)
8. Смешали 150 г. раствора с массовой долей серной кислоты 10 % и 250 г.
раствора с массовой долей серной кислоты 8 %. Определите массовую долю
кислоты в полученной смеси.
( Ответ: 8,75 %)
9. 120 г. раствора с массовой долей соли 10 % упарили до 80 г. Какова
массовая доля (в %) соли в упаренном растворе?
( Ответ: 15 %)
10. Определите массовую долю серной кислоты в растворе, если к 600 г.
раствора с массовой долей 12 % добавили ещё 200 мл. воды.
Задачи по теме: «Молярная концентрация
раствора»
1. Вычислите массу хлорида натрия, необходимого для
приготовления 200мл раствора, в котором концентрация
нитрата калия равна 0,5моль/л.
2. Вычислите объём раствора с молярной концентрацией
2,5моль/л, содержащего 6 моль хлорида натрия.
3. Вычислите молярную концентрацию раствора поваренной
соли, если в 1 л этого раствора содержится 25 моль хлорида
натрия.
4. Вычислите молярную массу вещества, если известно, что в 36
л раствора с молярной концентрацией 9 моль/л было
растворено 1440 г вещества.
Источники информации
•https://ru.wikipedia.org
•ХИМИЯ. 11 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений/ О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова.-
М.: Дрофа, 2013