Презентация на тему "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 07.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование читательской грамотности - одно из требований ФГОС и ресурсный потенциал личностно ориентированного обучения. В данной презентации освещен вопрос что такое читательская грамотность, техническая и смысловая сторона навыка чтения, уровни читательской грамотности, технологии читательской грамотности, оценка уровня форсированности читательской грамотности.
Иконка файла материала Читательская грамотность.ppt
Формирование  читательской  грамотности на уроках  литературного чтения в  начальной школе. Денисова С. В.   Пышминская ООШ Декабрь 2018 г.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.                                                (Дени Дидро)
Чтение – это основной и ничем не заменимый  источник  социального опыта прошлого и  настоящего, важнейший   способ освоения  базовой социально значимой   информации.     Чтение и работа с текстом, а не слово учителя –    основа  современных образовательных технологий.    Грамотно читать – это значит понимать текст,   размышлять над его содержанием, оценивать  его   смысл и значение , фиксировать и  использовать   полученную информацию,  излагать свои мысли о   прочитанном.
Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона
Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
У развитого  читателя должны  быть сформированы группы умений: 1. умения, целиком основанные на тексте,  извлекать из текста информацию и  строить на ее основании простейшие  суждения: – умения находить информацию и  формулировать простые  непосредственные выводы: – найти в тексте информацию,  представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые  выводы;
2. умения, основанные на собственных  размышления о прочитанном:  интегрировать, интерпретировать и  оценивать информацию текста в  контексте собственных знаний читателя»: – устанавливать связи, которые не  высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей  идеей текста; – реконструировать авторский замысел,  опираясь не только на содержащуюся в  тексте информацию, но и на формальные  элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской  грамотности   • Высокий уровень говорит о готовности  учащегося к дальнейшему обучению на  следующей образовательной ступени. •  Средний уровень понимания текстов  характерен для читателей, еще не  полностью освоивших основы чтения. • Низкий уровень понимания текстов
Аналитические умения Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Умение воспринимать  изобразительные  средства языка в  соответствии с их  функцией. Находит в тексте образные слова и  Находит в тексте образные  выражения, объясняет их  значение; выделяет эпитеты,  сравнения, олицетворения,  звукопись, повтор и др. слова и выражения, но не  понимает их роли. Видит отдельные средства языка в  тексте с помощью учителя. Умение воссоздать в  Воссоздает в воображении картины  Находит описание героя  При словесном рисовании картины  воображении  картины жизни,  созданные  писателем. на основе прочитанного  (описание героя, картины  природы, ситуации) и  рассказывает об этом. (внешний вид, речь) и  окружающей его  обстановки (интерьер),  описание картин природы. по воображению упускает  существенные детали.  Воссоздание образа подменяет  подробным перечислением  отдельных деталей. Умение устанавливать  Устанавливает последовательность и  Понимает предметное  причинно­ следственные связи. причинность событий;  объясняет причину поступка  героя и дает ему свою оценку содержание прочитанного,  но не осознает  причинность событий. Понимает предметное содержание  прочитанного, но не осознает  причинность событий. Умение воспринимать  образ – персонаж. Выражает свое личное отношение к  героям, событиям, мотивируя  ответ. Дает оценку поступка без  Не обращает внимание на чувства,  указания личного  отношения к нему;  определяет чувства,  состояние героя. переживания героев. Умение видеть авторскую  Определяет отношение к герою  Определяет отношение писателя  позицию. писателя (по метким словам,  прямому и косвенному  высказыванию); определяет  авторскую позицию.   к героям и их поступкам,  но не мотивирует ответ. Умение осознать идею  Самостоятельно определяет  Способен самостоятельно  произведения. основную мысль произведения. уяснить идею  произведения, если  композиция его не  осложнена и ранее  обсуждалось произведение  похожей структуры. Нуждается в помощи учителя при  осмыслении аналитических  вопросов, выполнении  практических заданий. При определении основной мысли  требуется помощь учителя.
Технологии читательской  граммотности.   1. Технология критического мышления ПРИЁМЫ:  1.«Чтение с остановками».    2. «Синквейн».    3. «Работа с вопросником».    4. «Знаю, узнал, хочу                                                                        узнать».   5. «Мозговой штурм»                6. «Уголки»   7.«Написание творческих        9.«Логическая  цепочка».            работ» 8. «Создание викторины».       10. «Тонкие и толстые                                                                          вопросы».   11. «Читательские дневники».
Технологии читательской  граммотности. • 2. Игровая технология ПРИЁМЫ: «Мим­театр» «Крестики­нолики» «Древо мудрости»
Технологии читательской  граммотности. 3. Технология проблемного обучения. 4. Проектная технология. 5. Информационно­коммуникационная технология.   6. Здоровьесберегающая  технология.   7. Личностно­ориентированная технология.
Оценка уровня  сформированности  читательской грамотности • Тест на оценку сформированности  навыков чтения. • Тест грамотности чтения  художественных текстов. • Анкета для читателя. «Хороший ли я  читатель?»

Посмотрите также