Формирование читательской грамотности - одно из требований ФГОС и ресурсный потенциал личностно ориентированного обучения. В данной презентации освещен вопрос что такое читательская грамотность, техническая и смысловая сторона навыка чтения, уровни читательской грамотности, технологии читательской грамотности, оценка уровня форсированности читательской грамотности.
Формирование
читательской
грамотности на уроках
литературного чтения в
начальной школе.
Денисова С. В.
Пышминская ООШ
Декабрь 2018 г.
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
(Дени Дидро)
Чтение – это основной и ничем не заменимый источник
социального опыта прошлого и настоящего, важнейший
способ освоения базовой социально значимой
информации.
Чтение и работа с текстом, а не слово учителя –
основа современных образовательных технологий.
Грамотно читать – это значит понимать текст,
размышлять над его содержанием, оценивать его
смысл и значение , фиксировать и использовать
полученную информацию, излагать свои мысли о
прочитанном.
Навык чтения
Техническая сторона
Смысловая сторона
Смысловая сторона:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая сторона:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.
У развитого читателя должны
быть сформированы группы умений:
1. умения, целиком основанные на тексте,
извлекать из текста информацию и
строить на ее основании простейшие
суждения:
– умения находить информацию и
формулировать простые
непосредственные выводы:
– найти в тексте информацию,
представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, сделать простые
выводы;
2. умения, основанные на собственных
размышления о прочитанном:
интегрировать, интерпретировать и
оценивать информацию текста в
контексте собственных знаний читателя»:
– устанавливать связи, которые не
высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей
идеей текста;
– реконструировать авторский замысел,
опираясь не только на содержащуюся в
тексте информацию, но и на формальные
элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской
грамотности
• Высокий уровень говорит о готовности
учащегося к дальнейшему обучению на
следующей образовательной ступени.
• Средний уровень понимания текстов
характерен для читателей, еще не
полностью освоивших основы чтения.
• Низкий уровень понимания текстов
Аналитические умения
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Умение воспринимать
изобразительные
средства языка в
соответствии с их
функцией.
Находит в тексте образные слова и
Находит в тексте образные
выражения, объясняет их
значение; выделяет эпитеты,
сравнения, олицетворения,
звукопись, повтор и др.
слова и выражения, но не
понимает их роли.
Видит отдельные средства языка в
тексте с помощью учителя.
Умение воссоздать в
Воссоздает в воображении картины
Находит описание героя
При словесном рисовании картины
воображении
картины жизни,
созданные
писателем.
на основе прочитанного
(описание героя, картины
природы, ситуации) и
рассказывает об этом.
(внешний вид, речь) и
окружающей его
обстановки (интерьер),
описание картин природы.
по воображению упускает
существенные детали.
Воссоздание образа подменяет
подробным перечислением
отдельных деталей.
Умение устанавливать
Устанавливает последовательность и
Понимает предметное
причинно
следственные связи.
причинность событий;
объясняет причину поступка
героя и дает ему свою оценку
содержание прочитанного,
но не осознает
причинность событий.
Понимает предметное содержание
прочитанного, но не осознает
причинность событий.
Умение воспринимать
образ – персонаж.
Выражает свое личное отношение к
героям, событиям, мотивируя
ответ.
Дает оценку поступка без
Не обращает внимание на чувства,
указания личного
отношения к нему;
определяет чувства,
состояние героя.
переживания героев.
Умение видеть авторскую
Определяет отношение к герою
Определяет отношение писателя
позицию.
писателя (по метким словам,
прямому и косвенному
высказыванию); определяет
авторскую позицию.
к героям и их поступкам,
но не мотивирует ответ.
Умение осознать идею
Самостоятельно определяет
Способен самостоятельно
произведения.
основную мысль произведения.
уяснить идею
произведения, если
композиция его не
осложнена и ранее
обсуждалось произведение
похожей структуры.
Нуждается в помощи учителя при
осмыслении аналитических
вопросов, выполнении
практических заданий.
При определении основной мысли
требуется помощь учителя.
Технологии читательской
граммотности.
1. Технология критического мышления
ПРИЁМЫ:
1.«Чтение с остановками». 2. «Синквейн».
3. «Работа с вопросником». 4. «Знаю, узнал, хочу
узнать».
5. «Мозговой штурм» 6. «Уголки»
7.«Написание творческих 9.«Логическая цепочка».
работ»
8. «Создание викторины». 10. «Тонкие и толстые
вопросы».
11. «Читательские дневники».
Технологии читательской
граммотности.
• 2. Игровая технология
ПРИЁМЫ:
«Мимтеатр»
«Крестикинолики»
«Древо мудрости»
Технологии читательской
граммотности.
3. Технология проблемного обучения.
4. Проектная технология.
5. Информационнокоммуникационная технология.
6. Здоровьесберегающая технология.
7. Личностноориентированная технология.
Оценка уровня
сформированности
читательской грамотности
• Тест на оценку сформированности
навыков чтения.
• Тест грамотности чтения
художественных текстов.
• Анкета для читателя. «Хороший ли я
читатель?»