Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Следование этой теории при формировании содержания и технологий общего образования предполагает и анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение УУД, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется не только объемом знаний, но и готовностью человека решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Компетентностный подход
при обучении математике
Филатова Наталья
Ивановна
Учитель математики
МАОУ СОШ №2 г. Балаково
Компетентностный подход при
обучении математике
• Компетенция – совокупность качеств,
которые требуются для
функционирования в конкретной
области.
• Компетентность – владение,
обладание человеком соответствующей
компетенцией, включающей его
личностное отношение к ней и
предмету деятельности.
Компетентностный подход при
обучении математике
С позиции компетентностного
подхода уровень образованности
определяется не только объемом
знаний, но и готовностью человека
решать проблемы различной
сложности на основе имеющихся
знаний.
Компетентностный подход при
обучении математике
Формируемые компетенции в
процессе обучения:
• информационные;
• коммуникативные;
• готовность к самообразованию;
• исследовательские;
• готовность к решению проблем
Информационные компетенции
• Решение задач, содержащих
информацию, представленную в
различной форме (таблицы,
диаграммы, графики и т.д.).
• Решение задач с практическим
содержанием.
• Умение работать с различными
источниками информации (учебник,
словари, интернет, СМИ и т.д.).
Задача, содержащая
диаграмму и краеведческий материал
Изменения климата стало основной темой на саммите G8
(большой восьмерки), который прошел 7-9 июля 2008 года в
Японии на острове Хоккайдо. Он напомнил об инициативе
Японии вдвое сократить выброс парниковых газов до 2050 года.
Выбранная тема является реакцией на угрозу глобального
потепления. Глобальное потепление – процесс постепенного
увеличения среднегодовой температуры Земли и Мирового
океана.
Изучая вопрос о температурных изменениях на Земле,
необходимо знать изменение температурного режима в
На диаграмме показана
населенных пунктах в течение дня, месяца и года каждого
среднемесячная температура воздуха в
города планеты.
Балаково за каждый месяц 2012 года. По
горизонтали указываются месяцы, по
вертикали — температура в градусах
Цельсия. Определите по диаграмме
наименьшую среднемесячную
температуру в 2012 году. Ответ дайте в
градусах Цельсия.
В задачи есть сюжет, описана ситуация
и присутствуют лишние данные (фон).
Умение работать с различными источниками
информации (учебник, словари, интернет, СМИ и т.д.)
Компьютер практически решает проблему индивидуализации
обучения. Уже не первый год я использую дистанционное
обучение. Дистанционное обучение — способ реализации
процесса обучения, основанный на использовании современных
информационных и телекоммуникационных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без
непосредственного, личного контакта между преподавателем
и учащимся. В прошлом году я работала в рамках опытно –
экспериментальной площадки на портал РЭП, а в этом году на
региональном портале дистанционного обучения обучающихся
Саратовской области http://edusar.soiro.ru.
В курсе представлен краткий обзор теоретического
материала, алгоритмы решения задач, обучающие флеш -
ролики и видео уроки, тренировочные тесты и контрольные
работы. Планирую создать свой курс для 6 класса.
Умение работать с различными
источниками информации (учебник,
словари, интернет, СМИ и т.д.)
Преимущества дистанционного обучения:
• развитие способности работать самостоятельно,
планировать свое время;
• обучение способности работать с литературой;
• весь процесс обучения фиксируется и доступен для
родителей;
• работа с материалом происходит в удобное для ученика
время, с учетом его физических и психических особенностей.
• Возможность обращения ко многим источникам учебной
информации (электронным библиотекам, банкам данных,
базам знаний и т.д.).
С помощью программы Skype и электронной почты я
организую работу с учениками на дому.
Коммуникативные компетенции
• Групповая форма работы на
уроках, работа в парах
• Развитие устной и письменной
речи
Групповая форма работы на уроках,
работа в парах
В своей работе для организации устной
работы, групповой работы, работы в
парах я использую компьютерные
технологии, игровые формы. Например,
устную работу можно провести с
помощью математического лото, где
можно организовать как групповую
работу так и работу в парах.
Групповая форма работы на уроках,
работа в парах
На своих уроках я использую готовые
мультимедийные продукты, например
математический тренажер для 6
класса. С помощью него можно
организовать устную работу в игровой
форме практически по любой теме.
Исследовательские компетенции
• Выполнение заданий, в которых
необходимо исследовать всевозможные
варианты решения задачи и сделать
определенный вывод.
• Выполнение проектных и
исследовательских работ.
Выполнение проектных и
исследовательских работ
Предлагая ребятам, выполнять проектные
работы я стараюсь подбирать интересные и
актуальные темы, с предметной интеграцией,
например, в прошлом году я предложила
поработать над темами: «Математики и
математика в годы Великой Отечественной
войны», «Математики и их открытия в годы
Великой Отечественной войны».
Готовность к разрешению проблем
• Учебный эксперимент
• Практические работы
• Домашнее задание поисковой
направленности
• Задачи исследовательского
характер
Практические работы
Например, в 6-й классе я предлагаю при
изучении темы “Площади фигур” решить
следующую проблему:
Проблема: необходимо вычислить
площадь 3 –го этажа школы. Сделать
необходимые расчеты.
Выход на проблему: необходимо знать
как найти площадь фигуры, состоящей из
нескольких прямоугольников.
Работа в группах.
При затруднении – обращение к учебнику.
Готовность к самообразованию
• Ведение конспектов
• Работа с текстом (выделять в тексте
новое для себя, находить главное,
опорные слова, заучивать основные
теоретические положения,
воспроизводить элементы
рассуждений, доказательств и т.д.).
• Доклады, короткие сообщения,
презентации учащихся по теме
Наверное, самое важное для успешной
работы по новым стандартам –
а не их следствия.
компетентный учитель-профессионал, а
для этого важно желание учителя
меняться и способность видеть проблемы,