Профессиональная адаптация школьника представляет собой сложный динамический процесс полного освоения профессии на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков. Оказать помощь школьникам в профессиональной адаптации на будущем рабочем месте, наладить коммуникативные контакты со студентами старших курсов, администрацией учебного заведения, руководством организации. И все это будущему студенту поможет прикрепленный к нему студент - наставник.
Наставничество-форма индивидуальной работы с вновь принятыми или переведенными студентами, для введения в профессию и дальнейшего профессионального развития, а также адаптации в коллективе.Презентация материала по адаптации школьников в высших учебных заведениях
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            Логот
ип 
МОДЕЛЬ 
КОМПЕТЕНЦИЙ
«СТУДЕНТА – 
НАСТАВНИКА»
Подготовил: мастер 
производственного 
обучения Селихова Н.В.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Логотип 
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК 
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ
МЕТОД АДАПТАЦИИ 
МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
со 
который 
«Студент – Наставник» – это опытный студент − 
профессионал, 
непосредственно 
передает  другому  свои  знания  и  опыт,  знакомит 
его 
с  тонкостями 
профессии, 
профессиональному 
развитию,  а  также  социокультурной  адаптации  в 
коллективе,  формированию  доброжелательных 
взаимоотношений.
спецификой  работы, 
способствует
                        
                     
                                    
                        
                        
                            НАСТАВНИЧЕСТВО КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ
МЕТОД  АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Послушайте — и вы забудете, 
посмотрите —
и вы запомните, сделайте — и вы 
поймете.
Конфуций
процесса 
В  настоящее  время  наставничество  как 
механизм  введения  в  профессию  сильно 
разнится  в  мире.  Специфику  подходов  к 
организации 
наставничества 
определяют: 
-степень квалификации обучаемых на входе в 
процесс обучения профессии;
необходимой 
-степень 
обучаемого; 
-ресурсы, выделяемые на обучение учащихся. 
квалификации
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 
СТУДЕНТА - НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ 
ПОКОЛЕНИЕМ
Можно выделить следующие этапы 
взаимодействия студента - наставника и 
учащихся:
1. Прогностический: определение целей 
взаимодействий, выстраивание отношений 
взаимопонимания и доверия, определение 
круга обязанностей, полномочий субъектов, 
выявление недостатков в умениях и навыках 
учащегося.
2. Практический: разработка и реализация 
программы адаптации, корректировка 
профессиональных умений учащегося.
3. Аналитический: определение уровня 
профессиональной адаптации учащегося и 
степени его готовности к выполнению своих 
функциональных обязанностей по 
профессии.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА 
МОДЕЛИ «СТУДЕН – НАСТАВНИК»
• индивидуальный подход к ученику, а 
также способ формирования 
желаемого образа поведения 
обучаемого; 
• обучение непосредственно на рабочем 
месте; 
• регулярное общение с подопечным, и 
контроль за действиями обучаемого; 
• согласование действий наставника и 
ученика; 
• доступность и неформальность 
общения между собой.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ФАКТОРЫ 
ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 
РАБОТЫ «СТУДЕНТА - НАСТАВНИКА»
• качество предоставляемых материалов – инструкции,  
алгоритмы,  выдаваемые на изучение  новичку, должны 
быть максимально удобны в изучении и ориентированы 
на практику, в противном случае время введения в 
профессию растягивается, а результат ухудшается; 
• мотивация обучаемого, понимание необходимости 
освоения новых знаний по профессии; 
• гибкость системы введения в профессию – один новичок 
лучше усваивает информацию в письменном виде, 
другой – в устном; один быстро освоит техническое 
обеспечение проекта, другой – лучше организационные 
вопрсы; кто-то освоит материал за неделю, кому-то на 
это понадобится 2 месяца. Система введения в 
профессию должна быть максимальной гибкой, 
самостоятельно адаптирующейся к индивидуальным 
особенностям стажеров и ситуаций; 
• адекватность выбранных методик введения в 
профессию; 
• профессионализм студента-наставника, базисом 
которого являются его компетенции.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            КОМПЕТЕНЦИИ 
«СТУДЕНТА - НАСТАВНИКА»
1.  Человеческие (в нашем понимании - 
общекультурные компетенции).    К 
данному перечню относятся: 
-   терпеливость и упорство; 
-   независимость и беспистрастность; 
-   поддержка; 
-   заинтересованность; 
-   умение слушать; 
-   осведомленность; 
-   внимательность; 
-   хорошая память.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            КОМПЕТЕНЦИИ 
«СТУДЕНТА - НАСТАВНИКА»
2. Профессиональные (касаются 
непосредственно основной 
профессиональной деятельности 
наставника). 
 наличие высокой квалификации;
 наличие необходимой сертификации и 
опыта.
3. Коммуникабельность.
4. Изобретательность.
5. Знание практики управления.
6. Доступность.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            ТРЕБОВАНИЯ 
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 
СТУДЕНТА-НАСТАВНИКА
1. Студент-Наставник обязан четко представлять цели своей 
деятельности, знать требования и потребности школы в этой 
сфере практики.
2. Студент-Наставник должен разрабатывать и предлагать 
оптимальную программу профессиональной помощи каждому 
своему подопечному, с учетом его индивидуальных 
особенностей, уровня профессионализма и коммуникативных 
навыков.
3. Студент-Наставник должен уметь наладить положительный 
межличностный контакт с каждым своим воспитанником, 
предложить конструктивные формы и методы взаимодействия.
4. Студент-Наставник осуществляет диагностирование, 
наблюдение, анализ и контроль за деятельностью своего 
подопечного.
5. Студент-Наставник несет моральную и административную 
ответственность перед самим собой и руководством 
образовательного учреждения за подготовку учащегося.
6. Студент-Наставник обязан быть образцом для подражания и в 
плане межличностных отношений, и в плане личной 
самоорганизации и профессиональной компетентности.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Модель 
компетенций 
«Студент - Наставник»
• Профессион
• Пред
метно
сть
• Лиде
рство 
аль- ная 
территория
и 
кома
нда
• Студент 
наставн
- 
ик
• Спосо
б
• Технолог
ии
• Навык
и и 
знания
• Интересы обучающихся
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ВЫВОД
Наставничество – это процесс долгий и трудоемкий. 
Человек, которого назначают студентом - наставником, 
прежде всего, должен быть терпеливым и 
целеустремленным. 
Цель, которая ставится перед студентом-наставником, – 
сделать, как правило, за короткий промежуток времени 
из школьника грамотного профессионала.
 Профессиональная адаптация школьника представляет 
собой сложный динамичный процесс полного освоения 
профессии на основе совокупности ранее приобретенных 
и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков. 
Оказать помощь школьникам в профессиональной 
адаптации на будущем рабочем месте, наладить 
коммуникативные контакты со студентами, 
администрацией техникума, руководством организации. 
И все это будущему студенту поможет прикрепленный к 
нему студент-наставник.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Хороший наставник 
тот, который 
заставляет вас 
меняться даже тогда, 
когда его самого 
рядом нет.
Николай Латанский
СПАСИБО ЗА 
ВНИМАНИЕ!!!