Презентация на тему "Различение и правописание частиц не и ни" (7 класс, русский язык)
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Презентация на тему "Различение и правописание частиц не и ни" (7 класс, русский язык)

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Занимательные материалы +2
ppt
русский язык
7 кл
28.01.2017
Презентация на тему "Различение и правописание частиц не и ни" может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы "Частицы" с применением игровых технологий. Задачи на уроке: закрепить знания теоретического материала о частицах, умение определять их разряд и значение; поупражняться в различении частиц НЕ-НИ, в слитном, раздельном и дефисном написании частиц.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

7. не и ни.ppt
НЕ и НИ у нас частицы Нам их нужно уважать.  И при этом не лениться И ни часу не терять.
Цели:  Закрепить знания теоретического  материала о частицах, умение  определять их разряд и значение,   поупражняться в различении частиц  НЕ­НИ, в слитном, раздельном и  дефисном написании частиц.
Надо, чтобы учиться было  радостно, трепетно и победно.  Б. Житков.
Первый тур Теоретическая разминка  Дать определение  частицы как части  речи.  Рассказать о  формообразующих  частицах.   Что вы знаете о  смысловых частицах? В чём состоит  различие  отрицательных частиц  НЕ и НИ?    Расскажите, какие  частицы пишутся  раздельно, а какие –  через дефис.  В каком случае  предложение с частицей  НЕ получает  положительный смысл?
Второй тур Игра «Собери пазл»   Объясните правописание частиц в своих  примерах. Какова роль частиц в этих  предложениях?
Не спеши языком ­ торопись делом. Знайка дорожкой бежит, а  незнайка на печи лежит. Не место красит человека,  а человек – место.  На пословицу ни суда,  ни расправы. Как ни мудри, а совесть  не перемудришь.  Хорош, пригож,   а дела ни на грош. На словах города берет,  а на деле ни шагу вперед.
В каких случаях  используется   частица НИ?
Третий тур Орфографическая  Найти частицы, определить их роль в предложении: разминка I II Только у мельницы  злится река. Даже у моря было  жарко. Как светла, как  нарядна весна! Разве можно забыть  эти дни? Вот парадный  подъезд. Пусть сильнее грянет  буря!
Проверка   I II Только у мельницы  злится река. Даже у моря было  жарко. Как светла, как  нарядна весна! Разве можно забыть  эти дни? Вот парадный  подъезд. Пусть сильнее грянет  буря!
Четвёртый тур Надо ли знать природу? Знать природу, её законы должны все люди, где бы они  … жили. Человек, … разбирающийся в природе, …понимающий,  как всё в ней зависит одно от другого, может наделать  много бед. Об этом и сказка Виталия Бианки «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала  старику, что больше …будет у него на лугу ловить  мышей. Но старик …обратил на это внимания ­ … будешь и …надо. Перестала сова ловить мышей, и  осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и  тут …понял старик ничего. Улетели шмели, и некому  стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика  клевер, нечем стало кормить корову. И …стало у коровы  молока. Вот тогда(то) и пошёл дед к сове просить у неё  прощения. (По Ю. Дмитриеву.)
Проверка Надо ли знать природу? Знать природу, её законы должны все люди, где бы они  ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не  понимающий, как всё в ней зависит одно от другого,  может наделать много бед. Об этом и сказка Виталия Бианки «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала  старику, что больше не будет у него на лугу ловить  мышей. Но старик не обратил на это внимания – не  будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и  осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и  тут не понял старик ничего. Улетели шмели, и некому  стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика  клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у  коровы молока. Вот тогда­то и пошёл дед к сове  просить у неё прощения. (По Ю. Дмитриеву.)
Различение НЕ и НИ НЕ НИ Если опустить частицу, смысл изменится  на противоположный. (Не выучил ­ выучил)  Если опустить частицу, смысл не  изменится. (Его не остановят ни горы ни  реки. ­ Его не остановят горы, реки.)  В вопросительных и восклицательных  предложениях. (Кто не слышал об этом? ­ Куда он  только не обращался!)  В сложных предложениях с  уступительным оттенком значения для  усиления утвердительного смысла.  (Сколько ни смотри на море, оно  никогда не надоест.) Придаточная часть начинается словами  Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько  ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни… С сущ. в род. падеже. (На небе ни  облачка. Не слышно ни шороха.)  В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т. д.)    В устойчивых выражениях (ни свет ни  заря, ни пуха ни пера, и т. д.)
Пятый тур Творческая работа Переделать утвердительные предложения в отрицательные: I II В дальнем лесу растут и  малина, и чёрная  смородина. В комнате  висели и портреты, и  картины. В нашей реке  водится и крупная, и  мелкая рыба. Снег растаял и на полях,  и в оврагах. В лесу были  и грибы, и ягоды.  Экскурсия состоится и  завтра, и послезавтра.
Проверка I II В дальнем лесу не растут  ни малина, ни чёрная  смородина. В комнате не  висели ни портреты, ни  картины. В нашей реке  не водится ни крупная,  ни мелкая рыба. Снег не растаял ни на  полях, ни в оврагах. В  лесу не было ни грибов,  ни ягод. Экскурсия не  состоится ни завтра, ни  послезавтра.
НЕ ­ НИ КОЕ­  ­ТО  ­ЛИБО  ­НИБУДЬ  ­ТАКИ
Шестой тур НЕ перепутай! НЕ НИ
Седьмой тур Омонимия частей речи тоже то   же также так   же чтобы что   бы
скачать по прямой ссылке