В презентации указан материал о применении рефлексии в практике ,а именно в начальном звене. В самой презентации предоставлен материал о классификации рефлексии и ее функции.А также рассмотрены несколько видов применения рефлексии в практике. По данной презентации был создан сборник "Рефлексия в практике"Презентация к мастеру класса на тему: Рефлексия в практике
РЕФЛЕКСИЯ В ПРАКТИКЕ
НУРГАЛИЕВА НАДЕЖДА
МИХАЙЛОВНА
КГУ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА№9» г.УСТЬ
КАМЕНОГОРСКА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ,
I (ПРОДВИНУТЫЙ)УРОВЕНЬ.
Рефлексия в педагогике это
процесс и результат
фиксирования участниками
педагогического процесса
состояния своего развития,
саморазвития и причин
этого.
Ретроспек
тивная
Проспект
ивная
Интроспек
тивная
(по Ладенко И.С.)
выявление и
осмысление
воссоздание схем, средств и
процессов, имевших место в
прошлом.
выявление и корректировка
проектирование
схем и средств возможной
будущей деятельности.
контроль, корректировка
или усложнение
мыслительных процессов в
ходе реализации
деятельности.
регулирование
деятельности
«здесь и сейчас»
5
Компоненты рефлексии
Педагог
Деятельность
учащихся
Педагогическое
взаимодействие
Своя
педагогическая
деятельность
Учащийся
Своя
деятельность
Педагогическое
взаимодействие
Деятельность
педагога
Функции рефлексии
/по С.С. Кашлеву/
8
Функции рефлексии
/по С.С. Кашлеву/
Виды приемов рефлексии
1. Дорожный знак
с
целью
предлагается
получить
Проводится
представление об отношении учеников к
происходящему на уроке.
Ученикам
оценить
происходящее, придумав «дорожный
знак», который по их мнению на данный
момент,
на
дороге. Они должны объяснить значение
своего знака.
необходимо
поставить
2. «Заверши фразу»
Во время занятия я научился
/почувствовал, приобрел и т.д./….
Игра заставила меня задуматься….
На занятии мне особенно понравилось….
Обращение с природой для меняэто…
3. «Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с
пожеланиями к себе и другим по итогам
взаимодействия, или по поводу
предстоящей работы. Можно при этом
передавать символ.
/
п
о
С
С
.
.
К
а
ш
л
е
в
у
/
4. Рефлексивный круг
/
п
о
С
С
.
.
Все участники взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает алгоритм рефлексии:
расскажите о своем эмоциональном состоянии
по ходу урока и в его конце;
что нового вы узнали, чему научились;
каковы причины этого;
как вы оцениваете свое участие в уроке
(внеклассном деле).
Участники высказываются по кругу в соответствии
с заданным алгоритмом. Педагог своим
высказыванием завершает рефлексивный круг.
К
а
ш
л
е
в
у
/
5. Рефлексивная мишень
Деятельность
учащегося
Содержание
0
5
10
/
п
о
С
С
.
.
К
а
ш
л
е
в
у
/
Деятельность
педагога
Форма,
методы
После заполнения мишени, педагог вывешивает ее
и делает краткий анализ.
18
Рефлексивная мишень
Желание работать
0
5
10
Настроение
на уроке
Понимание
материала
/
п
о
С
С
.
.
К
а
ш
л
е
в
у
/
Работоспособность
19
6. «Острова»
о. Грусти
О. удовольствия
о.Радости
о.Тревоги
/
п
о
С
С
.
.
о.Просветления
О.Неопределенности
К
а
ш
л
е
в
у
/
Бермудский
треугольник
о. Воодушевления
о. Недоумения
23
7. «Минисочинение»
Возможные темы:
«Яв уроке, урокво мне».
Варианты «Мое участие», «Мой вклад в
урок», «Значение урока для меня» и т.д.
«Мои мысли о своем участии в деле».
«Как я оцениваю результаты
мероприятия».
«Что мне дал этот урок».
20
/
п
о
С
С
.
.
К
а
ш
л
е
в
у
/
8. Фоторефлексия
Во время урока учитель делает несколько
фотографий, которые просматриваются в
конце урока, просмотр сопровождается его
или шуткой. По
вопросами,
возможности можно сделать музыкальное
сопровождение.
ребенка
У
процессы
непроизвольной самооценки, таким образом
рефлексивной
развиваются
деятельности.
включаются
беседой
навыки
9. Чемодан, корзина, мясорубка
Необходимо нарисовать или написать
важный момент, который ученик вынес от
работы и готов забрать с собой, положить в
чемодан или то, то оказалось ненужным,
бесполезным и то, можно отправить в
мусорную корзину, или то, то оказалось
интересным,
к
употреблению в своей работе, т.е. надо
докрутить в мясорубке. Можно
сделать
анонимным, на каждом этапе урока либо в его
конце.
готовым
не
но
пока