Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература +2
Взрослым
02.04.2018
В презентации рассмотрены понятия смыслового чтения, метапредметных результатов и УУД. В презентации подробно рассматриваются разные приёмы современных образовательных технологий для организации работы на уроках. По результатам анализа проблем в освоении смыслового чтения у современных учащихся предлагаются несколько видов работы с текстом.Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Современные подходы в преподавании.ppt
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО
ЯЗЫКА.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ
СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ –
НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧАЩИХСЯ
Малыхина Анна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «УстьАбаканская СОШ»
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Требования к современному уроку
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Требования к современному уроку
свою
деятельность
9)
10) планирование обратной связи
11)
урок должен быть добрым
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
должен
спланировать
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание
учитель
и
деятельность учащихся, чётко сформулировать тему, цель,
задачи урока
урок должен быть проблемным и развивающим
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
времясбережение и здоровьесбережение
в центре внимания урока — дети
учёт уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие
аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение
детей
умение демонстрировать методическое искусство учителя
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Требования к современному уроку
Современный урок: единство содержания и
формы.
2. Учебная ситуация как структурная единица
учебной деятельности и условие
формирования УУД. Способы создания
учебных ситуаций на уроке русского языка.
3. Организация работы с текстом: учим читать,
слушать, писать и говорить.
4. Использование приёмов современных
образовательных технологий при
конструировании урока.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Использование приёмов современных образовательных
технологий при конструировании урока
Технология развития критического мышления через
чтение и письмо (РКМЧП)
Технология «Дебаты» –– развитие умений
говорения
Технология WebQuest –– способ поиска и
представления информации
Технология «ПечаКуча» –– развитие умений
отбирать и структурировать информацию,
говорить интересно и убедительно
Технология мастерских –– развитие умений вести
диалог (с текстом, друг с другом…)
Метод проектов –– развитие и совершенствование
умений информационной переработки текста
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Основной единицей учебного процесса
Основной единицей учебного процесса
является урок
является урок
Вводная часть занятия
1. Организационный блок
2. Мотивационный блок
Основная часть занятия
3. Информационный блок
4. Аналитический (практический) блок
Заключительная часть занятия
5. Оценочный блок
6. Рефлексивный блок
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
«Люди перестают мыслить, когда
перестают читать» Дени Дидро
«Национальная программа поддержки и
развития чтения в России»
Цель: развитие грамотности и культуры чтения в
России, повышение интеллектуального уровня
граждан страны, а, следовательно, и ее
конкурентоспособности на мировой арене.
Сроки реализации Программы – 2007 2020 годы.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
ПРОБЛЕМЫ
o Низкий уровень читательской
квалификации российских
школьников:
o Россия на 27 месте среди 32
стран по грамотности чтения
o 73,5% нечитателей
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«Грамотность чтения» термин, введенный
международной программой PISA для
диагностики чтения как важнейшего
коммуникативного умения. Он определяется
как «способность человека к пониманию
письменных текстов и рефлексии на них,
к использованию их содержания для
достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей, для активного
участия в жизни общества»
(Международная программа PISA 2000. – М.: Центр оценки качества
образования ИОСО РАО, 2003, с. 8).
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Результаты ГЧ PISA
Российская Федерация
2000 год – 2729 место из 32 стран.
2003 год – 3234 место из 40 стран.
2006 год – 39 место из 57 стран.
2009 год – 43 место из 65 стран.
2012 год – 3842 место из 65 стран.
2014 год – 42 место из 74 стран.
Впереди: Китай, Республика Корея, Финляндия,
Канада и др.
Позади: Таиланд, Бразилия, Мексика, Индонезия,
Тунис и др.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Результаты ГЧ PISA
Некоторые выводы:
К 910 классу читательская грамотность
российских учащихся оказывается
существенно ниже мировых стандартов
Каждый третий пятнадцатилетний подросток
при чтении текста учебника имеет серьезные
проблемы понимания, которые он не в силах
преодолеть самостоятельно
(По материалам анализа исследований PISA)
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Дефициты учащихся
Неумение работать с точной информацией, в
частности с деталью, содержащейся в
художественных текстах.
Неумение работать с составными текстами.
Если информация представлена в виде
отдельных фрагментов (в т.ч. разных по жанру),
а понимание требует сопоставления, сравнения,
обобщения информации, возникают трудности.
Отсутствие опыта работы с разными по сфере
речи текстами: особенно деловыми, бытовыми и
т.д.
Несформированность разных способов чтения:
просмотрового, поискового, с ориентацией на
отбор нужной информации и т.д.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Дефициты учащихся
Неумение привлекать информацию, которая не
содержится непосредственно в задаче (тексте),
например, личный практический опыт, бытовые
сведения и т.д., то, что можно вспомнить,
домыслить, угадать.
Неумение выделить необходимую информацию
из задания (вопроса).
Неумение реконструировать задание (вопрос),
если его форма недостаточно нормализована.
Неумение отвечать на вопросы, требующие
многократного возвращения к условию (тексту).
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Дефициты учащихся
Неумение учитывать точку зрения или
информированность адресата.
Действие по образцу, решение задач
традиционными методами (естественнонаучные
тексты – предельная точность, художественные
– общее понимание), однообразие способов
решения (все задания решаются одинаково, если
текст можно отнести к определенному учебному
предмету).
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Комплексное решение
проблемы
Согласованные действия учителей
отдельных предметов (русский язык,
литература, иностранный язык, история,
обществознание, география, биология) по
формированию общей стратегии
смыслового чтения и работы с текстом
обучающихся на всех уровнях обучения.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Технология смыслового чтения
включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения
(антиципация, постановка целей урока с учётом общей (учебной,
мотивационной, эмоциональной, психологической)
готовности учащихся к работе).
Цель: развитие важнейшего читательского умения,
антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать
содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание,
мотивацию прочитать текст, книгу.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
2. Работа с текстом во время чтения
(первичное чтение текста, использование приёма
"активный читатель", перечитывание текста, беседа
по содержанию в целом).
Цель: понимание текста и создание его
читательской интерпретации (истолкования,
оценки).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное
восприятие текста всеми доступными средствами.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Работа с текстом во время
чтения
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе
или чтение слушание, или комбинированное чтение (на
выбор учителя) в соответствии с особенностями текста,
возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений
первоначальных предположений учащихся с содержанием,
эмоциональной окраской прочитанного текста.
1)Читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт
вопросы , другой отвечает.
2)Читаем второй абзац, меняемся ролями.
И т.д.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Диалог с автором
находить в тексте прямые и скрытые авторские
вопросы;
задавать свои вопросы;
обдумывать предположения о дальнейшем
содержании текста;
проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
включать воображение:
Чем это можно объяснить?
Что из этого следует?
Что сейчас случится?
Почему именно так…?
Для чего…?
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
3. Работа с текстом после чтения
(концептуальная (смысловая) беседа по тексту;
знакомство с писателем; работа с заглавием,
иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на
какуюлибо сферу читательской деятельности учащихся),
тестовые задания, контрольноизмерительные
материалы.
Цель: корректировка читательской интерпретации в
соответствии с авторским замыслом.
Главная задача педагога: обеспечить углубление
восприятия и понимания текста.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Диагностика ГЧ. Уровни умения.
Уровень 1 – ученик умеет находить в текстах
явную информацию, воспроизводить ее без
искажений и выполнять простое обобщение
найденной информации.
Уровень 2 – ученик умеет находить в текстах
неявную (скрытую) информацию и предъявлять
ее в адекватной форме.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Диагностика ГЧ. Уровни умения.
Уровень 3 – ученик умеет интерпретировать*
найденную информацию на основе
сопоставления и обобщения, выявлять
авторскую точку зрения.
Уровень 4 – ученик может применить
полученную в результате чтения информацию
для объяснения новой ситуации, для
прогнозирования.
*Интерпретация [лат. interpretatio посредничество] – 1) истолкование, разъяснение смысла,
значения чеголибо; 2) в искусстве актера, режиссера, музыканта и т.п. – творческое
раскрытие какоголибо художественного произведения.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Диагностика ГЧ. Характеристика
текстов
По формату: составные и несоставные тексты,
тексты со сносками и справочным материалом;
сплошные и несплошные, т.е. с включением
таблиц, графиков, диаграмм и т.д.
По принадлежности к сфере речи:
художественные, публицистические, деловые и
т.д.
По типу: описание, повествование,
рассуждение
По назначению: для личных целей, для
общественных целей, учебные и т.д.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Модельная задача. Текст
Прослушивание
Гуляя однажды по Парижу в 1816 году, французский
врач Рене Леннек (17811826) обратил внимание на двух
играющих детей. Один приложил к своему уху палку, а
другой постукивал булавкой по ее противоположному
концу. Деревянная палка передавала даже звук
дыхания. Позднее Леннек скатал в трубку бумажный
лист и связал его лентой. Приставив конец трубки к
груди больного, а другой к своему уху, он хорошо
слышал биение его сердца. Свое изобретение Леннек
назвал стетоскопом, от греческого слова «стетос»
грудная клетка.
История открытий. Энциклопедия. – М.: «РОСМЭН», 1995, с.38.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Модельная задача. Задания
Задание 1. Что изобрел Леннек? Запишите ответ.
Ответ: стетоскоп.
Деятельность: поиск информации, представленной в
тексте в явном виде, ее точное воспроизведение.
Уровень: 1.
Задание 2. Для чего служит изобретение Леннека?
Подчеркните в тексте слова, которые являются ответом
на вопрос.
Ответ: «прослушивание», «биение сердца», возможно
«грудная клетка».
Деятельность: поиск информации, представленной в
тексте в явном, но разрозненном виде.
Уровень: 1.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Модельная задача. Задания
Задание 3. К какой области знания (науки, практики)
относится изобретение Леннека? Выберите
правильный ответ:
физика
музыка
биология
медицина
звукозапись
системы связи
Ответ: медицина.
Деятельность: поиск информации, представленной
в тексте в скрытом виде.
Уровень: 2.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Модельная задача. Задания
Задание 4. Может ли идея изобретения возникнуть
случайно? Как считает автор статьи? Запишите ответ.
Ответ: может, автор пишет: «гуляя однажды… обратил
внимание на играющих детей», что доказывает роль
случая в изобретении Леннека.
Деятельность: интерпретация текста.
Уровень: 3.
Задание 5. Как вы думаете, что занимало детей во время
игры? Запишите ответ.
Ответ: детей занимало, что деревянная палка, если ее
приложить к уху, усиливает звук, который раздается на
другом ее конце.
Деятельность: интерпретация текста.
Уровень: 3.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Модельная задача. Задания
Задание 6. Напишите инструкцию «Как сделать
стетоскоп в домашних условиях».
Ответ: (возможный вариант)
Как сделать стетоскоп в домашних условиях
Инструкция
Скатайте в трубку лист плотной бумаги.
Трубку обвяжите тесьмой или скрепите резинками.
Один конец трубки приложите к своему уху, а другой
– к груди друга.
Деятельность: использование полученной
информации в новой ситуации, ее
структурирование, моделирование.
Уровень: 4.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Уровни чтения. Трудности и
дефициты.
Уровень 0. Учащийся нуждается в постоянной
помощи учителя при чтении текста, не в
состоянии самостоятельно понять его
содержание.
Уровень 1. Учащийся понимает содержание текста,
если оно изложено в ясной, «прозрачной»
форме. При поиске информации, изложенной в
косвенном виде, нуждается в помощи учителя.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Уровни чтения. Трудности и
дефициты.
Уровень 2. Учащийся понимает содержание текста и
способен делать выводы на основе не только
явной, но и косвенной информации, но нуждается
в помощи учителя при выявлении авторской
позиции, сложных причинноследственных связей.
Уровень 3. Учащийся умеет самостоятельно
выявлять в тексте авторскую позицию, видит
средства ее выражения. Испытывает трудности
при включении информации в более широкий
контекст, при выдвижении гипотез.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Уровни чтения. Трудности и
дефициты.
Уровень 4. Учащийся «использует» чтение для
постоянного собственного развития и почти не
нуждается в помощи при чтении художественных
и информационных текстов, не выходящих
далеко за границы его личного опыта и знаний.
Чтение позволяет ему расширять и
преобразовывать собственный опыт и знания с
помощью новых сведений, мыслей, переживаний,
сообщенных в письменной форме.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Рекомендации
• Для учащихся 0 уровня необходима поддержка
в развитии читательских умений: находить явную
и неявную информацию, выделять главное,
делать выводы.
• Для учащихся 12 уровня необходима
регулярная практика работы с вопросами к
тексту, ответ на которые нельзя просто найти,
зачитать или выписать.
• Для учащихся 3 уровня необходима практика
работы со сложными вопросами, требующими
использования прочитанного в новых контекстах;
развитие сложных читательских умений.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Рекомендации
Необходимо:
• Организовать работу с текстом на уроке в
группах и парах.
• При работе с текстом на уроке давать
учащимся дифференцированные по уровню
сложности индивидуальные задания.
• Организовать самостоятельное чтение
учащихся в библиотеке и дома.
• Поддерживать интерес учащихся к чтению
разными способами.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Читай не затем, чтобы противоречить и
опровергать, не затем, чтобы принимать
на веру, и не затем, чтобы найти
предмет для беседы; но чтобы мыслить
и рассуждать.
Бэкон
Ф.
Презентация на тему "Современный урок русского языка.Формирование умений смыслового чтения на уроках – необходимое условие развития метапредметных результатов учащихся"
Практическая часть
Решение задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.