В презентации урок рассматривается с различных позиций: цели урока, планируемые результаты по классам, образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока, структура урока, классификация типов уроков, анализ урока. Подробно рассматриваются методы обучения.
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
предвосхищаемый результат деятельности;
предметная проекция будущего;
субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Цели урока
Ответить на вопросы:
Если да, то попробуйте обозначить, чем
отличаются тема урока и цель урока.
Различаете ли Вы такие понятия, как тема
урока и цель урока?
Цели урока
В научной литературе наиболее
распространены следующие понятия
целей:
предвосхищаемый результат
деятельности;
предметная проекция будущего;
субъективный образ желаемого,
опережающий отражение событий в
сознании человека.
Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых
личностно ориентированных целей образования, допускающих
дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает
определение и выявление всех составляющих планируемых
результатов, подлежащих формированию и оценке.
личностные: включающие готовность и способность обучающихся к
саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской
идентичности.
метапредметные, включающие освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
межпредметными понятиями.
предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применение, а также систему основополагающих
злементов научного знания, лежащих в основе современной картины
мира.
Планируемые результаты:
отражают общую идеологию стандарта: ориентацию на результаты образования, подход к
стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход;
уточняют и конкретизируют требования стандарта для каждого учебного предмета с учетом
ведущих целевых установок изучения данного предмета, и с учетом возрастной специфики
школьников;
обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой
оценки результатов освоения основной образовательной программы;
являются содержательной и критериальной основой для разработки программы учебных
предметов, курсов, учебно-методической литературы, для системы оценки качества освоения
обучающимися основной образовательной программы.
Содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с
учебным материалом, благодаря овладению которыми обучающиеся могут успешно решать учебные
и учебно-практические задачи, в том числе и задачи, направленные на отработку теоретических
моделей, понятий и задач, приближенных к реальной ситуации.
Содержание планируемых результатов позволяет осуществлять оценку личностных, метапредметных
и предметных результатов образования в ходе оценки качества обученности младшего школьника.
Оценка освоения опорного материала ведётся с помощью заданий базового уровня («Выпускник
научится»), а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития - с помощью
заданий повышенного уровня («Выпускник получит возможность научиться»)
Личностные планируемые результаты .
включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность
мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся,
отражают их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Я хочу и умею
учиться
Я люблю свою
семью
Я гражданин
России
Я эколог
Я мыслитель
Я – личность
Я люблю свою
Родину
Я забочусь о своём
здоровье
Я творец
Я эстет
Личностные результаты отражаются в воспитательных задачах урока
Личностные планируемые результаты .
Планируемые результаты ФГОС
Достижение требований средствами УМК «Гармония»
Достижение требований средствами образовательной
У выпускника будут сформированы:
Формирование основ российской
гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности;
многонационального
формирование ценностей
российского
становление
гуманистических и демократических ценностных
ориентаций
общества;
целостного,
Формирование
социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур
и
уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов
Формирование
религий.
патриотические чувства к своему Отечеству, народу, его культуре;
интерес к особенностям других стран, народов, к их
традициям;
осознание
себя как
гражданина России, россиянина, как
представителя одного из её народов с определённой
культурой; уважительное отношение к другим странам,
народам, их традициям
умение отвечать на вопросы: Что связывает тебя с родными,
друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык, и
какие традиции являются для тебя родными и почему? Что
обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной
язык?
с уважением относится к Государственным символам России.
сопереживать радостям и бедам своего народа и проявлять эти
чувства в добрых поступках
личностная и социальная активность в различной природоохранной,
созидательной, творческой деятельности, направленной на
поддержание чистоты и красоты окружающей среды,
восприятие планеты Земля как общего дома для многих народов,
выстраивать уважительные отношения к разнообразию народных
традиций, культур, религий,
выстраивать отношения, общение со сверстниками несмотря на
национальную принадлежность, на основе общекультурных
принципов, уважать иное мнение историю и культуру
других народов и стран, не допускать их оскорбления,
высмеивания.
системой «Школа 2100»
Выпускник научится
Осознавать себя гражданином России, в том числе:
объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего
народа и всей России,
испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину,
сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в
добрых поступках,
отстаивать
(в
пределах
гуманные,
равноправные, гражданские демократические порядки и
препятствовать их нарушению,
возможностей)
своих
осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в
том числе отказываться ради них от какихто своих желаний.
Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых
ситуациях, на основе:
культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою
причастность,
базовых российских гражданских ценностей,
общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности
мирных добрососедских взаимоотношений людей разных
культур, позиций, мировоззрений.
Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в
том числе:
объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями,
одноклассниками, с земляками, народом, с твоей Родиной, со
всеми людьми, с природой;
искать
свою позицию
общественных и
мировоззренческих позиций, эстетических и культурных
предпочтений,
в многообразии
стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур,
мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса
и уважения,
уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не
допускать их оскорбления, высмеивания.
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно
оцениваемых ситуациях, на основе:
общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности
мирных добрососедских взаимоотношений людей разных
культур, позиций, мировоззрений.
Метапредметные планируемые результаты
включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
межпредметными понятиями.
Я умею слушать
и работать в
диалоге
Я умею ставить
учебную задачу
и решать её
Я умею
сотрудничать с
людьми
Я умею
сравнивать,
анализировать,
делать выводы,
доказывать
Я умею работать
с информацией
Я личность
Я умею
преодолевать
трудности
Я умею
соотносить то,
что я знаю, с тем
чего ещё не знаю
Я умею
принимать,
понимать и
решать учебную
задачу
Я умею
планировать
свою работу и
контролировать
себя
Метапредметные результаты отражаются в развивающих задачах
Метапредметные планируемые результаты
Планируемые результаты ФГОС
Достижение требований средствами
УМК «Гармония»
Достижение требований средствами
образовательной системой «Школа 2100»
1) овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её
осуществления;
2) освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
Определять цель учебной деятельности с
помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач,
решения проблем творческого и поискового
характера, выполнения проекта совместно с
учителем.
Выпускник научиться
учебную
отбор
отбирать
для
поиска
источников
нового
принимать
задачу,
соотносить свои действия с этой
задачей, искать способ её решения,
осуществляя пробы.
осуществлять
информации
знания,
для
самостоятельно
решения предметных учебных задач
необходимые словари, энциклопедии,
справочники,
диски;
отбирать
сопоставлять
информацию,
(словари,
различных
энциклопедии,
справочники,
Интернет, компетентные люди –
библиотекарь,
старших
классов, …),
выделять главное
(различает главное и второстепенное),
фиксировать в виде текста, таблиц,
схем.
полученную
электронные
учитель
и
из
источников
Регулятивные УУД
Регуляция учебной деятельности
•принятие и постановка учебных целей и задач,
•поиск и эффективное применение необходимых средств и способов
реализации учебных целей и задач,
•контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной
деятельности
1 класс
2 класс
Регулятивные УУД
3 класс
4 класс
– следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои
действия в работе с учебным
материалом при сотрудничестве с
учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства
достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы
в действия на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок;
действовать в учебном
сотрудничестве в соответствии с
принятой ролью.
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле
способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в
случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды
решения задачи);
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действия
на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане.
Обучающийся научится::
принимать и сохранять учебную
задачу, соответствующую этапу
обучения;
– понимать выделенные
учителем ориентиры действия в
учебном материале;
– проговаривать вслух
последовательность производимых
действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности;
оценивать совместно
с учителем или одноклассниками
результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы;
– первоначальному умению
выполнять учебные действия в
устной и письменной речи, в уме.
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в учебном
материале;
– принимать установленные правила в
планировании и контроле способа
решения;
– в сотрудничестве с учителем, классом
находить несколько вариантов решения
учебной задачи;
– осуществлять пошаговый
контроль по результату под
руководством учителя;
– вносить необходимые коррективы в
действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать
оценку своей работы учителями,
товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном
сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной,
письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать оценку
своей работы учителями,
товарищами;
– в сотрудничестве с
учителем, классом находить
несколько вариантов решения
учебной задачи;
– осуществлять пошаговый
контроль по результату под
руководством учителя.
– контролировать и оценивать свои
действия при сотрудничестве с
учителем, одноклассниками;
– на основе результатов решения
практических задач делать
теоретические выводы о свойствах
изучаемых языковых фактов и явлений
в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
– самостоятельно адекватно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение в конце
действия.
– самостоятельно находить
несколько вариантов решения
учебной задачи, представленной на
нагляднообразном, словесно
образном и словеснологическом
уровнях;
– самостоятельно адекватно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
исполнение в конце действия с
учебным материалом;
– на основе результатов решения
речевых задач делать выводы о
свойствах изучаемых языковых
явлений.
– самостоятельно находить несколько вариантов решения
учебной задачи, представленной на нагляднообразном, словесно
образном и словеснологическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль
по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием
общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
•структурирование знаний;
•осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
•смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официальноделового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера.
Знаковосимволические действия:
•моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта (пространственнографическая или знаковосимволическая);
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
•анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
•синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов;
•выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
•подведение под понятие, выведение следствий;
•установление причинноследственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
•построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
•доказательство;
•выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
•формулирование проблемы;
•самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1 класс
Обучающийся научится:
ориентироваться в речевом потоке,
находить начало и конец
высказывания;
– понимать фактическое
содержание текста;
– выделять события, видеть их
последовательность в произведении;
– выделять в тексте основные части;
– выполнять несложные
логические действия (сравнение,
сопоставление);
– работать с учебником,
ориентироваться в нем с
помощью значков;
– пользоваться словарными
пояснениями учебника.
2 класс
3 класс
4 класс
– читать тексты, понимать
фактическое содержание текста,
выделять в нем основные
части;
– сравнивать художественный
и научно–популярный текст;
– обобщать и классифицировать учебный
материал; формулировать несложные
выводы;
– находить в тексте ответ на заданный
вопрос;
– на первоначальном уровне
анализировать доступные
художественные тексты;
– ориентироваться в содержа_
А учебника;
– пользоваться словарями
учебника, материалом хрестоматии.
– отличать художественный текст от
научного и научно–популярного;
– пересказывать текст по плану; –
структурировать знания при
сопоставлении текстов;
– применять схемы, таблицы как
способ предоставления, осмысления
и обобщения информации;
– применять известные понятия к
новому материалу, формулировать
выводы;
– искать информацию, представлять
найденную информацию;
– уметь различать существенную и
дополнительную информацию,
выделять главное;
– знать разные виды словарей,
справочников, энциклопедий.
– полно и адекватно воспринимать художественный и научно–
познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на
различном текстовом материале;
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием
учебной, справочной литературы, с использованием
дополнительных источников, включая контролируемое
пространство Интернета;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями
разных авторов, между выразительными средствами разных видов
искусств.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять и формулировать
познавательную цель;
– структурировать
знания;
– группировать тексты
по заданному основанию;
– различать малые
фольклорные жанры: пословицы,
загадки, скороговорки, считалки;
– работать с информациией,
осуществлять поиск информации в
учебных текстах.
– понимать информацию, заложенную
в выразительных
средствах произведения;
– осознавать роль названия
произведения;
– понимать смысл незнакомых
слов из контекста в процессе
чтения и обсуждения;
– видеть отличия народного
и авторского текста;
– подбирать синонимы и антонимы к
словам из текста;
– подбирать словаопределения для
характеристики героев;
– проводить аналогии между
изучаемым материалом и собственным
опытом;
– сочинять небольшие тексты
на заданную тему.
– пересказывать близко к тексту
небольшие по объему и разные по
жанру тексты;
– понимать структуру построения
рассуждения;
– воспринимать целостную
информацию благодаря
интеграции с другими предметами
и видами искусства;
– проявлять инициативу в поиске
дополнительной информации,
ориентироваться в словарях и
справочниках,
в контролируемом пространстве
Интернета;
– проводить аналогии между
изучаемым материалом и
собственным опытом;
– создавать художественные
тексты разных жанров в устной и
письменной форме.
– строить логическое рассуждение, включающее установление
причинноследственных связей;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении
учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;
– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме
или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи,
открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем,
телевизионной передачи и т.д.), а также в контролируемом
пространстве Интернета;
– соотносить учебную информацию с собственным опытом и
опытом других людей.
Коммуникативные УУД
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по
общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
действий;
•разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
•управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его
•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных
средств коммуникации.
Коммуникативные УУД
2 класс
3 класс
4 класс
1 класс
Обучающийся научится:
принимать участие в работе
парами и группами;
– допускать существование
различных точек зрения;
– договариваться, приходить к
общему решению;
– использовать в общении
правила вежливости.
– строить сообщение в соответствии с учебной
задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему
решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера;
– адекватно использовать средства устной речи для
решения различных коммуникативных задач.
– выбирать адекватные речевые
средства в диалоге с учителем,
одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и
позицию;
– формулировать собственное мнение
и позицию;
– умению договариваться,
приходить к общему решению (во
фронтальной деятельности под
руководством учителя);
– строить понятные для партнера
высказывания;
– задавать вопросы, адекватные
данной ситуации, позволяющие
оценить ее в процессе общения.
– строить монологическое высказывание (при возможности
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том
числе при возможности средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения
интересов;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно воспринимать и передавать информацию в
заданном формате.
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции
других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов
к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на
основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно,
последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую помощь;
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и
позицию;
– формулировать
собственное мнение и
позицию;
– строить понятные для
партнера высказывания;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать
средства устного общения
для решения
коммуникативных задач.
– строить монологическое
высказывание;
– ориентироваться на позицию
партнера в общении и
взаимодействии;
– учитывать другое мнение
и позицию;
– умению договариваться,
приходить к общему решению (при
работе в группе, в паре);
– контролировать действия
партнера: оценивать качество,
последовательность действий,
выполняемых партнером,
производить сравнение данных
операций с тем, как бы их выполнил
«я сам»;
– адекватно использовать
средства устной речи для решения
различных коммуникативных задач;
– строить монологическое высказывание (при
возможности сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в т. ч. при возможности
средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
– допускать возможность существования
различных точек зрения, в т. ч. не совпадающих с
его собственной и
ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
– стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что партнер знает и видит, а что
нет;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач;