Цель: Интеграция предметов истории и математики на основе творческой деятельности ученическойгруппы
Задачи:
1.Сформировать навыки самостоятельной работы с большими объемами информации
2.Повысить общий интеллектуальный уровень участников группы
3.Развить творческий подход к изучению предмета
В ходе работы с учащимися проведена экскурсионная деятельность с видеосъемкой, историческое исследование и сделаны соответствующие выводы.
Тема: Николай Лузин.
Возрождение
сообщества
российских
математиков
Авторы:
Творческо-
исследовательская
группа «Пересечение»
Ученики 9 «А» класса ГОУ
«Санаторная школа-интернат №76»
Гильберт Давид (1862
1943гг.) Родился 23 января
вблизи Кенигсберга.
Исследования Гильберта
оказали большое влияние на
развитие многих разделов
математики. Творчество
Гильберта охватывало, по
существу, всю математику. Он
был математиком
универсалом
Пафнутий Чебышев (1821-1895, Петербург)
Николай Бугаев (1837,Душет-1903,Москва)
Евграф Федоров (1853, Оренбург, – 1919,
Петроград)
Дмитрий Егоров (1869,Москва-1931,Казань)
Николаа́й
Николаа́евич
Луа́зин (9 декабря
1883, Иркутск — 28
февраля 1950, Москва)
— советский математик,
академик АН СССР
(1929); член-
корреспондент (1927).
Профессор Московского
университета (1917).
Иностранный член
Польской АН (1928),
почётный член
математических
обществ Польши,
Индии, Бельгии,
Франции, Италии.
Награждён орденом
Томская гимназия 1900г.
Он смог поступить в Томскую гимназию. Обучался в Томской
полную неспособность к математике в той форме, в которой
гимназии (в 1894—1901 годах), где поначалу обнаружил
она преподавалась (заучивание правил и действия по
шаблонам).
Положение
спас студент-
репетитор,
который
обнаружил и
развил у
Н. Н. Лузина
способность к
самостоятель
ному
решению
сложных
задач и
страсть к
этому
занятию.
Когда Н. Н. Лузин окончил гимназию, отец ликвидировал свою торговлю и семья
переехала в Москву, где Лузин поступил в университет. Сначала все жили вместе, но
глава семьи увлекся игрой на бирже и проиграл все свои сбережения. Семья
переселилась в комнату захудалой гостиницы. Николай Николаевич со своим другом
В.А.Костициным поселился в комнате на Арбате в доме № 25 в квартире вдовы
умершего врача М.Малыгина. Через год или два В.А.Костицин (в связи со своей
революционной деятельностью) должен был скрыться. Н.Н.Лузин в комнате остался
один.
Он поступил на физикоматематический факультет Московского университета для
подготовки к карьере инженера. Изучал теорию функций под руководством Николая
Васильевича Бугаева, был избран секретарём студенческого математического кружка,
председателем которого был знаменитый механик Николай Егорович Жуковский. Но
главным его учителем становится Дмитрий Фёдорович Егоров. По окончании курса в
1905 году, Д. Ф. Егоров оставил Н. Н. Лузина при университете для подготовки к
профессорскому званию.
(вместе
контрасты
угнетали
В это время (1905—1907 годы)
Н. Н. Лузин испытывал тяжёлый
душевный кризис, сомневался в
сделанном выборе профессии и, по
его собственным словам, помышлял
о самоубийстве. В начале 1906 года
командирует
Д. Ф. Егоров
Н. Н. Лузина
с
В. В. Голубевым) в Париж, чтобы
помочь ему преодолеть кризис,
однако
парижской
жизни
молодого
математика. Большую духовную
помощь оказал ему близкий друг —
Павел
религиозный философ
Александрович Флоренский,
с
которым они вместе учились на
физикоматематическом
Московского
факультете
университета
(отделение
математических наук), и который
кризис
тоже
прошёл
разочарования
науке.
письма
Сохранились
он
Д. Ф. Егорова,
убеждает
не
оставлять математику.
Н. Н. Лузина
через
в
также
в
которых
Д. Ф.
Егоров
П. А. Флоренский
Постепенно Н. Н. Лузин возвращается к избранной науке, с присущей ему
страстностью увлекшись задачами теории чисел (1908 год). Но всё же,
вернувшись в Россию, наряду с математикой он изучает медицину и
теологию. В 1908 году он сдал магистерские экзамены по математике и
получил право преподавания в университете.
Позже он был принят на должность приватдоцента Московского
университета
с
Д. Ф. Егоровым. В результате появилась совместная статья, положившая
начало Московской школе теории функций.
исследованиями
совместными
и
год
занимался
В 1910 году
Н. Н. Лузин
отправился в
Гёттинген, где
работал под
влиянием Эдмунда
Ландау. Посетил
Париж, в 1912 году
участвовал в работе
семинара Жака
Адамара, близко
познакомился с
Эмилем Борелем,
Анри Лебегом и
другими
выдающимися
учеными. Вернулся
в Москву в 1914
году.
Ни военные лишения, ни революционная
разруха не смогли потопить этот корабль.
Лузитанцы признавали двух начальников «
бог- отец-Егоров и бог- сын Лузин».
Новички быстро ориентировались Егоров-
форма, а Лузин-содержание.
Когда в университете прекратилось отопление,
студенты собирались на квартире у Лузина на Арбате –
где интенсивные занятия чередовались с общей
дискуссией за чаепитием. В такой атмосфере выросли
два десятка будущих профессоров и академиков.
Дом, в котором в
18701917 гг.
размещалось
"Общество русских
врачей". В 1900
1917 гг. классы
К.Ю.Юона. В 1908
1935 гг. в кв. № 8
жил и работал
ученыйматематик
Н.Н.Лузин, 1870 г.,
арх. Р.А.Гедике
Объект культурного
наследия г.Москвы
Арбат ул.,
д.25
Лузин сам веселился, когда лузитанцы
вытворяли студенческие озорства.
Исторические предпосылки возникновения
российского математического сообщества
Александр II (1855-
1881 гг.)
Великий реформатор,
в том числе системы
образования.
Пореформенное
развитие России (с
1861 по 1917 гг.)
Общая модернизация
(в образовании -
автономия
университетов).
Бурные события
1905 – 1917 гг. -
вызвали временный
спад в развитии
матем. науки.
Создание российского
математического
сообщества (1864 г.)
Возрождение
российского
математического
сообщества (1921 г.)
Первые годы советской
власти (1920-30 г.)
Главная цель –
культурная революция
(развитие образования и
науки)
Н.Н. Лузин не только научил многих российских
математиков одержимости в преследовании
намеченной цели, но и показал, как надо увлекать
молодежь на научный подвиг.
Лузин имел настоящими своими учениками
более 15 человек, почти все они тоже имели по 10-15
учеников.
Надо , чтобы ученики учеников тоже породили
новую сотню Лузинских правнуков по главным
современным разделам математики и их
приложениям в жизни, тогда прогресс нашей науки
будет неизбежен.
Мы открыли для себя новые факты
Приобрели новые теоретические знания
Научились самостоятельно, творчески
осваивать и применять новые знания и
способы деятельности
Работа нас объединила.
Создали своё математическое общество
Приобрели навыки в планировании работы,
умение взвешивать обстоятельства и
учитывать трудности