Презентация на урок психологии в старших классах "Понятия в психологии"
Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
психологическая работа +1
10 кл
15.01.2017
Данная презентация описывает основные понятия применяемые в изучении психологии личности. Раскрывает суть таких понятий как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, онтогенез и другое.
Презентация будет полезна педагогам - психологам, учащимся старших классов и в начале обучения в университете по профилю психология.
Понятия в психологии.pptx
Презентация на урок психологии в старших классах "Понятия в психологии"
ПОНЯТИЯ В
ПСИХОЛОГИИ
Выполнила Максимова
Екатерина
Презентация на урок психологии в старших классах "Понятия в психологии"
Индивид
единичное
вида
и
природное
Homo
sapiens,
онтогенетического
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — 1)
Человек
как
существо,
представитель
продукт
филогенетического
развития,
единства врожденного и приобретенного, носитель
индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.
д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности;
выходящее за рамки своей природной (биологической)
ограниченности социальное существо, использующее
орудия, знаки и через них овладевающее собственным
Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека
поведением и психическими процессами.
в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие
характеристики индивида: целостность психофизиологической организации;
устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак
целостности
связей между
многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные
отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохранность основных
отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем
существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность
индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически
сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных
воздействий.
указывает
на
системный
характер
Презентация на урок психологии в старших классах "Понятия в психологии"
Личность
и
Личностью в психологии обозначается системное
(социальное) качество, приобретаемое индивидом в
предметной
и
характеризующее меру представленности общественных
отношений в индивиде.
деятельности
общении
межличностных
Личность может быть понята только в системе
устойчивых
которые
опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом
совместной деятельности для каждого из участников.
Эти межличностные связи появляются в конкретных
индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя
особое качество самой групповой деятельности.
связей,
ее
черт
сочетанием
образующих
психологических
Личность каждого человека наделена только ей
и
присущим
особенностей,
индивидуальность
составляющих своеобразие человека, его отличие от
других людей. Индивидуальность проявляется в чертах
темперамента, характера, привычках, преобладающих
интересах, в качествах познавательных процессов
(восприятия, памяти, мышления, воображения), в
способностях, индивидуальном стиле деятельности и
т.д. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым
Презентация на урок психологии в старших классах "Понятия в психологии"
Личность
Личность - совокупность общественных отношений,
деятельностях
многообразных
в
реализующихся
(А.Н.Леонтьев).
А.Н. Леонтьев
С.Л. Рубинштейн
Б.Г. Ананьев
А.В. Петровский
Личность - совокупность внутренних условий, через
воздействия
внешние
все
которые преломляются
(С.Л.Рубинштейн).
Личность - общественный индивид, объект и субъект
социальных отношений и исторического процесса,
проявляющий себя в общении, в деятельности, в
поведении (В.А.Ганзен).
И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого
обобщает
индивида
интегрированные в нем социально значимые черты.
общества,
члена
как
Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного
поведения и коммуникации.
А.В.
Петровский: личность -
как
общественный
и
объективного преобразования мира, разумное существо,
обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
К.К. Платонов: личность - человек как носитель
индивидуум,
познания
человек
субъект
сознания.
Презентация на урок психологии в старших классах "Понятия в психологии"
Индивидуальность
(от лат.
Индивидуальность
individuum —
неделимое) неповторимое своеобразие какого-либо явления,
отдельного существа, человека. В самом общем плане И. в
качестве особенного, характеризующего данную единичность
в её качественных отличиях, противопоставляется типичному
как общему, присущему всем элементам данного класса или
значительной части их.
В психологии проблема индивидуальности ставится
прежде всего в связи с целостной характеристикой
отдельного человека в самобытном многообразии его свойств
мыслей, чувств, воли, стремлений, желаний, потребностей,
мотивов, интересов, настроений, переживаний, состояний,
действий, поступков, привычек, склонностей, способностей и
др. особенностей. Их конкретное сочетание образует
уникальную
и
действующего «Я». В этом плане вопрос об индивидуальности
встаёт
с
анализом темперамента и характера
человека, поиском
оснований для выделения типов людей (их классификаций —
в характерологии, физиогномике, графологии и т. п.) и
ставится
человеке
типологических свойств и индивидуальных различий, в связи
переживающего
соотношения
психологии
целостную
структуру
в
связи
прежде
всего
в
как
проблема
в
Презентация на урок психологии в старших классах "Понятия в психологии"
Субъект деятельности
В качестве субъекта деятельности человек представляет собой
“открытую систему”: его существование и развитие зависят от связей с
окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого
является.
Во-первых, человек как любое живое существо есть часть природного
мира и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых,
любой человек является членом того или иного общества, в связях и
отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И в
третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим,
культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого
опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как
личности.
Одна из важных сторон взаимодействия человека с миром выделяется
особо, входя в само определение вида – “homo sapiens” – “человек разумный”.
Это познание окружающего мира, его объективных закономерностей.
“Человек познающий”, или “человек-исследователь” – данная научная
абстракция позволяет изучать человека с точки зрения его психических
средств, способов, процессов познания, то есть как субъекта познавательной
деятельности.
Презентация на урок психологии в старших классах "Понятия в психологии"
Онтогенез
—
процесс
происхождение)
Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos — сущее, genesis —
рождение,
развития
индивидуального организма. В психологии онтогенез —
формирование основных структур психики индивида в течение
его детства; изучение онтогенеза — главная задача детской
психологии .С позиций отечественной психологии основное
содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и
общение ребенка (прежде всего совместная деятельность —
общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок
«вращивает»,
знаково-
символические структуры и средства этой деятельности и
общения, на основе чего и формируется его сознание и
личность. Общим для отечественных психологов является также
понимание формирования психики, сознания, личности в
онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в
условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны
общества.
«присваивает»
социальные,
Презентация на урок психологии в старших классах "Понятия в психологии"
Филогенез
этнография,
история,
антропология,
Филогенез (от греч. phyle — род, племя, вид и genos —
происхождение) — историческое формирование группы
организмов. В психологии филогенез понимается как процесс
возникновения и исторического развития (эволюции) психики
и поведения животных; возникновения и эволюции форм
сознания в ходе истории человечества. Филогенез изучают
зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а
также
другие
социальные дисциплины. Основными проблемами при
изучении филогенеза считаются: выделение главных этапов
эволюции психики животных (в связи с особенностями среды
обитания, строения нервной системы и т. д.; одной из
наиболее известных остается схема К. Бюлера: инстинкт —
навык — интеллект); выявление условий перехода от этапа к
этапу, общих факторов эволюции; выделение главных этапов
эволюции форм сознания
(в связи с особенностями
производственной деятельности, социальных отношений,
культуры, языка и т. д.); установление соотношения основных
этапов филогенеза (в частности, человеческой психики) и
онтогенеза.
Карл Бюлер
Презентация на урок психологии в старших классах "Понятия в психологии"
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.