Презентация Наш дар бесценный

  • Разработки курсов
  • pptx
  • 24.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: формирование положительной мотивации к внеурочной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку. Задачи:  продолжить ряд последовательных занятий, направленных на формирование отношения к русскому языку как общенациональной ценности;  способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации;  вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка (как родного, как неродного).
Иконка файла материала Наш дар бесценный.pptx
Проект  по  внеурочной  деятельности  в  7  классе «Величайшее  богатство  народа  –    его  язык»       «НАШ   ДАР  БЕСЦЕННЫЙ» Гринкевич Галина Григорьевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 68
Цель: формирование положительной мотивации к внеурочной  деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к  родному языку. Задачи:  продолжить ряд последовательных занятий, направленных на  формирование отношения к русскому языку как  общенациональной ценности;  способствовать осмыслению статуса русского языка как  государственного языка Российской Федерации;  вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения  русского языка (как родного, как неродного).
Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.                                                    Иван Бунин
РУССКИЙ ЯЗЫК     Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах  моей родины, — ты один мне поддержка и опора,                            о великий, могучий, правдивый и свободный русский  язык!     Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде  всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы  такой язык не был дан великому народу!                                                     И.С. Тургенев. Июнь, 1882
Что такое язык? Язык ­ это история народа, это путь цивилизации и культуры. Язык ­ это средство человеческого общения. Язык – государственный язык Российской Федерации. Язык ­ знаковая система, состоящая из языковых единиц, находящихся во  взаимодействии друг с другом. Современный русский язык – один из богатейших языков мира, требующий  серьезного и вдумчивого изучения. Национальный язык – язык русского народа, охватывающий все сферы  речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания,  местожительства, профессии. Литературный язык – строго нормированная форма общенародного  национального языка.
Какая общая мысль заключена во всех этих высказываниях?  Согласны ли вы с ней. Обоснуйте свой ответ.  Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.                                                                      Вольтер.  Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить  людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви,  вражде и ненависти.                                      Л.Н. Толстой.  Язык ­ это история народа. Язык ­ это путь цивилизации и культуры.  Поэтому­то изучение и сбережение русского языка является не праздным  занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.                                                                                                                        А. И. Куприн.  Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями  накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища  человеческой мысли и опыта.                                      М.А. Шолохов.
Качества хорошей речи  Правильность  Точность  Понятность  Богатство  Чистота  Выразительность  Логичность  Уместность
Анализ стихотворения  Молчат гробницы, мумии и  кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на  мировом погосте, Звучат лишь Письмена.  Антитезы  с первой строфы. Противопоставлены мёртвое и живое, все материальные  свидетельства истории – гробницы, мумии и кости, даже всё прошлое, названное  мировым погостом, – слово, Письмена. Казалось бы, перед нами простое рассуждение.  Но это художественный образ, обладающий особой глубиной. В стихотворении  олицетворение: молчат гробницы, мумии и кости, их молчание свидетельствует о том,  что в них скрыты тайны, и без слова открыть их невозможно. Бунин  утверждает: слову  жизнь дана, и это – олицетворение тоже очень значимо.  И нет у нас иного  достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни  злобы и страданья, Наш дар бессмертный —  речь.                           1915 г. И.А. Бунин,   русский писатель, поэт, лауреат  Нобелевской премии 1933 г.  Удивительно, как в одном четверостишии поэт необычайно лаконично высказал  глубокую мысль о важнейшем достоянии человека – языке как концентрации  человеческого опыта, о памяти, нашедшей воплощение в слове.   Мысль поэта охватывает всю мировую историю, прошлое и настоящее, на всё это поэт  смотрит с позиций вечности. Он говорит обо всём человечестве – здесь нет  географических и этнических рамок. Поэт  проникает в сущность каждого человека,  выделяющую его из остального живого мира, – обладание речью.  Вдумайтесь в ёмкий образ: «Наш дар бессмертный – речь». Здесь значимо каждое слово:  речь – дар, речь бессмертна, в отличии от всего остального. А современность  характеризуется так: дни злобы и страданья. Здесь И.А. Бунин имеет в виду не только  войну, но и внутренние конфликты в стране и в самом человеке.  Почему И.А. Бунин называет речь (язык) «бессмертным даром», призывает «умейте же  беречь» и утверждает «нет у нас иного достоянья»?
Анализ стихотворения «Устная речь» Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь ­ людское чудо ­ Не скудела в наши дни”                        Вадим Шефнер  Ключевые слова текста. Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные  слова» ­ эти слова подсказывают тему ­ в стихотворении говорится о русской  словесности, о ее красе, о чуде речи.  Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе  гаснет подсказывают  авторскую мысль: «Гаснет русская словесность».  Глаголы повелительного наклонения  «выпусти», «верни»  звучат призывом к активным действиям.  Тема текста совпадает с названием «Устная речь»  Идея выражена в последней строке: «Чтобы речь ­ людское чудо ­   Не скудела в наши  дни».  В стихотворении поставлен вопрос ­ проблема: Какова же судьба русской словесности?  Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору  больно, что речь гаснет, значит умирает, исчезает. Умирает красота слова ­ устная  словесность, чудо русской речи, краса русской речи.  Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств? Идею текста: «Чтобы речь ­ людское чудо ­ не скудела в наши дни» автор выражает с  помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ устной словесности, ее  судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры ­ гаснет русская  словесность. Гаснуть может свеча, а у автора ­ «гаснет слово», значит будет тьма,  исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры  «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса  речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова.                               Олицетворения  «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают  физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.
Комплексный анализ текста  «Сокровищница народной мудрости» Величайшее богатство народа ­ его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища  человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно  не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение,  как в пословицах.       Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают  из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая  мудрость…       Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в  чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и  страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень,  красота истин и уродство предрассудков.      Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в  созидании нового мира.      Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: "Наступил на землю русскую,  да оступился", "С родной земли ­ умри, не сходи", "За правое дело стой смело"…  Вслед за народом­мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову молвится!): "Слово не стрела, а разит". Свой  протест против него народ прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких  пословиц: "Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил".       Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В.  И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого  и могучего языка нашего.                                                                                                                                                             М.А. Шолохов                                    Сокровищница народной мудрости ­ вступительная статья М.Шолохова 1957 года                                                                                                         к изданию «Пословиц и поговорок русского народа» В.И. Даля
Комплексный анализ текста  «Сокровищница народной мудрости»  Тема текста.  Основная мысль текста.  Стиль текста.  Тип текста.  Фонетический разбор слов: язык, мудрость  Морфемный разбор слов: величайшее, мировоззрение  Словообразовательный разбор слов: человеческой, десятилетий  Морфологический разбор слов: в пословицах, великого (языка)  Синтаксический разбор предложений: Величайшее богатство народа ­ его язык!                                                           Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.  Выпишите из текста выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты.  Объясните значение одной из пословиц.
Задание 1. Распределите слова: звук, движение, слово, линия,  мелодия, пластика, письменная речь, пятно, ритм, мимика,  текст, цвет.   Язык музыки:  Язык литературы:  Язык танца:  Язык изображения:
Пословицы. Соедините части  пословиц и прочитаете народную  мудрость. Фразеологизмы. Вспомните, какие  фразеологизмы мы употребляем, когда  говорим:  Труд человека кормит, а лень портит.  Жизнь дана на добрые дела.  Тяжело в учении, легко в бою.  Поспешишь – людей насмешишь.  Семь раз отмерь – один раз отрежь.  Доброе слово дом построит, а злое  разрушит.  Умей вовремя сказать, умей вовремя и  промолчать.  О первых признаках проявления чего­ нибудь хорошего, радостного (первая  ласточка)  Об удачливом человеке (в рубашке  родился)  О состоянии тоски, тревоги, беспокойства  (на душе кошки скребут)  Чувствовать себя неловко, беспокоиться,  волноваться, нервничать. (сидеть, как на  иголках)  О том, кто потерпел неудачу, оказался в  неловком смешном положении (сел в  галошу)
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение  оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда  на событие, предмет, является формой свободного творчества. Алгоритм:                                                                                                 1строка ­ одно слово, отражающее тему;                                                           2 строка ­ два слова, прилагательные,  описывающие основную мысль;                                                                                                3 строка ­ три слова, глаголы,  описывающие действия;                                                                                                       4 строка ­ фраза из нескольких (обычно  четырёх) слов, показывающая отношение к теме; крылатое  выражение, цитата, пословица.                                                                                              5 строка ­ слово­резюме или  словосочетание, связанное   с первым, отражающее сущность  темы. Язык Государственный, национальный Осуществляет , сближает, развивается Русский язык – язык великого народа Основа духовной культуры Диаманта ­ стихотворная форма из 7 строк, первая и  последняя  из которых ­ понятия с противоположным  значением.  Алгоритм:  1 строка ­ тема (существительное)  2 строка ­  определение (2 прилагательных)  3 строка ­ действие (3 причастия или глагола )  4 строка ­ ассоциации (4 существительных) 5 строка ­  действие (3 причастия или глагола)  6 строка ­ определение( 2 прилагательных)  7 строка ­ тема (существительное) Речь Красивая, живая, волшебная Обогащающаяся, описывающая, оживляющая Красота, выразительность, гибкость, вместительность Оскудевающая, шокирующая, омертвевшая Примитивная, невыразительная Словесный мусор
Творческое задание. Напишите продолжение (2­ 3 предложения) по данному началу   Русский язык – это национальный язык великого русского народа. Я русская и очень горжусь этим.  Великий русский язык – государственный язык, он понятен миллионам людей. Русский язык вобрал в себя красоту, величие, широту неповторимой природы и души русского народа.  И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово… А.А. Ахматова.
       Русский язык достоин любви и пристального  изучения. А изучая язык, мы, по сути, изучаем историю  русского народа, граним свое национальное  самосознание. Л.Н. Толстой говорил о русском языке:  «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное,  неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и  трудное орудие своей национальной жизни, своей  мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева,  своего великого будущего». И так должно быть всегда.