Школьные службы примирения тесно вошли в жизнь общеобразовательных школ. Медиация помогает решать школьные проблемы, не обращаясь к помощи посторонних служб. Ведущие восстановительных программ (а это могут быть сами учащиеся) учатся отражать чувства участников конфликта, примирять их или привести к компромиссу.
Школьные службы
примирения
В школе собраны дети из разных социальных
слоев, разных национальностей, разных стилей
воспитания и т.д., что создает потенциально
конфликтную среду, в которой школьники
обязаны находиться значительную часть
своего времени.
Последствия конфликтов
травмируют душу и
психику как обидчика, так
и жертвы.
Никакой ребенок не будет
думать об уроке, если у него
конфликт, его после школы
ждет «разборка» или он
стал жертвой бойкота или
насилия.
Для большинства подростков в
школе важнейшими вопросами
являются их статус среди
сверстников, общение,
взаимоотношения с
противоположным полом, власть и
влияние на других, принадлежность к
группировке в классе, опробование
разных ролей и т.д.
Помогает ли школа осваивать взаимоотношения
в культурных и ненасильственных формах?
Какими способами сама школа это делает?
Способы реагирования школы
на конфликты
и мелкие криминальные ситуации.
• Административнокарательный
• Направление к психологу/соц. педагогу
• «Стрелки» среди подростков
• Передача в органы детского
самоуправления
• Замалчивание
Административнокарательный
вызов к директору,
вызов на педсовет,
вызов родителей
Обращение в КДНиЗП
и т.п.
• Учителя рассматривают конфликт как зло, которое надо
искоренять, или в крайнем случае избежать, скрыть.
• Частый способ реагирования поиск виноватого и
наказание (или угроза наказанием).
Стрелки
Попытки детей
самим решить
конфликты с
использованием
силы
Скрытые (многолетние)
конфликты
Групповое
давление,
отвержение, бойкот.
Замыкание в себе.
Органы школьного
самоуправления
Часто повторяют
педсовет или
заседание КДН,
поскольку другой
модели подростки не
видели. Причем порой
они поступают более
жестко и угрожают,
поскольку не имеют
взрослой разумности.
Что общего у этих способов?
Решение о способе выхода из
конфликта принимают не сами
участники ситуации, а ктото другой,
используя при этом:
• власть (взрослые),
• физическую силу (дети на «стрелках»),
• психологическое давление
• Решение конфликта заменяется
«принуждением к миру» и угрозой
наказания за невыполнение
требований.
• Дети не учатся способам решения
конфликтов ответственности,
поскольку решение за них находят
взрослые
Мы предлагаем для работы
медиацию
с конфликтами
использовать
восстановительную
Медиаторами в школах становятся
не только взрослые, но и
подростки, поскольку у них
наиболее тесный контакт со
сверстниками.
Взрослым подростки часто не
доверяют или боятся прослыть
«стукачами».
Чтобы процесс медиации был не
случайным и ситуативным, важно
вписать школьную медиацию в
структуру школы. Для этого в школах
создаются службы примирения.
Служба стремится, чтобы
максимальное количество
ситуаций решались на программах
примирения.
Чтобы сторонам конфликта в
первую очередь была предложено
самим найти решение ситуации
«кустовая» координация со стороны
территориальной службы примирения
Поддержка со стороны
ассоциации
восстановительной
медиации
Государственный
социальнопсихологический
центр
Территориальная (районная)
служба примирения
КДНиЗП
Проведение
восстановительных
программ по заявкам
КДНиЗП
Методическая
поддержка,
координация и обучение
ШСП
Проведение
восстановительных
программ по сложным
случаям из школ
Службы примирения
в школах района (округа)