Методический материал о проблеме формирования социальной активности детей и подростков и способов решения этой проблемы посредством развития их образного мышления в условиях системы дополнительного образования. Материал собран и систематизирован на основе педагогического опыта, личных наблюдений и выполненных детьми творческих работ.Презентация Power Point
Образное мышление как фактор
формирования социальной
активности обучающихся.
Косарева Екатерина
Владимировна, педагог
д.о. МАУДО «Школа
искусств»
г.о. Королёв
Концепция развития дополнительного
образования детей
«В постиндустриальном обществе, где
решены задачи удовлетворения базовых
потребностей
человека, на передний
план
ценности
самовыражения, личностного роста и
гражданской солидарности».
выдвигаются
Образное мышление
осуществляется
Образное мышление это вид мышления,
основе
который
преобразований образов восприятия в
образыпредставления,
дальнейшего
изменения, преобразования и обобщения
предметного содержания представлений,
формирующих отражение реальности.
на
Что такое понимание
Понять – это значит проникнуть в суть
предметов и явлений, познать самое
главное, существенное в них. Понимание
сложным
является
познавательным
Оно
представляет собой порождение нового
знания, активную форму творческого
отражения и преобразования человеком
действительности.
процессом.
наиболее
Мышление
Получение новых знаний, творческое
преобразование
имеющихся
представлений. Мышление
это
движение идей, раскрывающее суть
вещей.
–
Виды образного мышления
только
Конкретное образное мышление,
основные
отражающее
характеристики (форма, цвет, размер),
характерное для маленьких детей, в
больше
подростковом
уступает место абстрактному, становится
более
активным,
творческим.
самостоятельным,
возрасте
все
Представления
Представления могут вбирать в себя
очень многое из накопленного опыта в
дополнение к воспринятому из реальных
условий
создавать
совершенно уникальную по масштабам и
содержанию «картину» мира объектов и
явлений для анализа и обобщения.
самым
и
тем
Первичные представления
В общем становлении образно
концептуальной модели отражения
значительную роль играют первичные
представления. Чем богаче и
разнообразней эти представления, тем
содержательней образная картина мира
у подростка.
Одна из особенностей современной
цивилизации заключается в переходе к
информационному обществу
Появление в каждом доме телевизора привело к тому,
что значительную часть свободного времени многие
люди проводят перед телеэкраном. Встречи с
друзьями, прогулки, чтение книг, занятия спортом
заменяются многочасовым просмотром телепередач.
Исследовательский рефлекс
Психологи считают, что влечение
к телевидению формируется
благодаря врождённому свойству
человека – так называемому
исследовательскому рефлексу,
который был заложен природой
как защитная реакция на
неожиданный или новый
раздражитель, который мог
сигнализировать об опасности.
Клиповое мышление
Гипноидное состояние
ограничивает
резко
восприятие и переработку
информации, но усиливает
процессы её запечатления
и
программирование
поведения. Формируется,
так
называемое,
«клиповое» мышление.
Насилие и жестокость, активно насаждаемые
телевизионными каналами и Интернет порталами
становятся обыденностью, признаком повседневной
жизни.
Основные виды социальной
активности
Художественно — творческая, которая проявляется с
самого раннего возраста;
Познавательная.
Коммуникативная – общение друг с другом, со
взрослыми, с животными;
Нравственная – выбор в сложной жизненной ситуации;
Общественногражданская – чувство патриотизма;
Трудовая профессиональная.
Другие индивидуальные виды активности.
Формирование социальной
активности
В 21 веке показателем сформированности
«социального опыта личности» являются
достижение душевных порывов растущей
личности, осознание сопричастности к
созидательному
труду, преобразованию
мира. В этом нам поможет развитие
образного мышления. Здесь нам на помощь
приходит литература и хорошее кино.
Эффективность воздействия произведений искусства, да
и другой информации на учащихся в значительной
степени зависит от уровня развития образного
художественного мышления.
Недостаточное внимание проблеме
развития образного художественного
мышления в младшем школьном и
подростковом возрасте может привести к
тому, что у учащихся понятийное
мышление займет господствующее
положение. В результате ребенок
остановится на понятийном мышлении,
развитие зайдет в тупик
Образы, где нет конкретных параметров
(высота, ширина, глубина)
Небо слегка нахмурилось…
Образы, где нет конкретных параметров
(высота, ширина, глубина)
Костер рябины красной…
Отечественные кинофильмы
«Сказка о царе
Салтане»
«Александр Невский»
«Гроза»
Отечественные кинофильмы
«12 стульев»
«Мастер и
Маргарита»
«Россия молодая»
Художественнотворческая
«Белка песенки поет
и орешки все грызет…»
Москвитина Полина 12 лет
Художественнотворческая
«Аннушка уже разлила
масло…»
Белова Анна 16 лет
Познавательная
«Мечты молодого Петра». Ветрова Мария 15 лет
Коммуникативная
Афиша к фильму
Л. Гайдая «12 стульев»
Белова Анна 16 лет
Нравственная
Афиша к фильму по
пьесе
А.Н.Островского
«Гроза»
Белова Анна 16 лет
Общественногражданская
«Александр Невский.
Ледовое побоище»
Белова Анна 16 лет
Трудовая профессиональная
«Снимается кино». Иванова Екатерина 12 лет