Презентация "Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?"(8 класс, русский язык)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 14.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Слайд №2. Актуальность. Просматривая статьи в газетах, журналах, в Интернете, слушая ведущих новостных каналов, дискуссионных телепередач и ток-шоу, мы постоянно сталкиваемся не только с заимствованными словами, но и жаргонизмами. Многие термины непонятны нам и режут слух. И их количество с каждым разом растёт, словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. И закономерно возникают вопросы: “Что будет дальше? Не грозит ли русскому языку опасность постепенного разрушения в связи с возросшим количеством неоправданного заимствования, в первую очередь, конечно, англицизмов и употребление нецензурной лексики?” Формирующие общественное мнение и определяющие нормы современного разговорного языка журналисты, публицисты, политологи, экономисты, общественные деятели в своих выступлениях активно используют эти термины. Как сказывается это явление на самобытности русского языка? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?Слайд №8. Каждые две недели где-то в мире вместе со своим последним носителем умирает по языку. Причин, ведущих к смерти языка, много: войны, стихийные бедствия, эпидемии, порабощения одного народа другим, но основными, играющими в настоящий момент определяющую роль, наверное, можно назвать экономические и политические факторы. 19 февраля 2009 года под эгидой ЮНЕСКО был выпущен в свет «Атлас исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» в новой редакции. Теперь в статус мёртвых языков могут перейти более трети живых языков планеты. Число говорящих на русском и считающих своим родным русский язык огромно. Он не может исчезнуть из-за отсутствия говорящих на нем. Его главный враг – экспансия других языков, то есть вливание в язык иностранных слов.
Иконка файла материала Презентация к защите проекта.pptx
Исследовательский проект Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?    Автор проекта: Кишун Кирилл Владимирович, обучающийся 8А класса, Порошинская СОШ. Руководитель проекта: Сидорова Алла Ивановна,  учитель русского языка и литературы Порошинской СОШ. Поррошино, 2017
Проблема исследования: Речь русского человека должна быть  культурной, правильной, грамотной,  выразительной, но некоторые радио­,  телепередачи и фильмы отрицательно  влияют на речевую культуру людей.
• Учебный предмет в рамках проекта: русский язык. • Учебные  дисциплины, близкие к теме проекта:    литература, история. • Объект: речь современных школьников • Цель проекта: анализ речи современных школьников и  общественности с точки зрения количественного и  качественного использования ими ненормативной лексики.
Задачи проекта:  1. Познакомиться с теоретическими  работами по жаргонизмам и  заимствованиям; 2. Определить, выделить и описать  источники жаргонизмов; 3. Описать иноязычные заимствования и  жаргонно­арготическую лексику в радио­ и  телепередачах.
Вопросы проекта: •  Как влияют иноязычные заимствования  и жаргонная лексика на речевую  культуру людей? •  Нужно ли говорить грамотно?  • Правильно ли говорят, что злые дела  начинаются со злых слов?  • Как появляются жаргонные слова в  речи молодежи?
Гипотеза:   Если в своей речи люди будут  бездумно использовать избыточные  заимствования и жаргонизмы, то  русскому языку грозит постепенное  разрушение.
Методы исследования: • Изучение литературы в рамках  жаргонной лексики и иноязычных  заимствований. • Изучение государственных и не  государственных законов по защите  слова. • Опрос общественности и обучающихся   Порошинской СОШ
1. Развитие компьютерных технологий  Фотожаба ­ Фотошоп, оперативка –  операционная система, мыха –  компьютерная мышка  Юзер – пользователь компьютером,  геймер ­ игрок, форточки –  всплывающие окна, железо,  железяки ­ компьютер, гамить ­  играть. Интернет, его широкие  возможности, быстро  развивающиеся компьютерные  технологии всегда привлекали  молодых людей. В связи с этим  появляется много новых  сленгизмов. Вот некоторые из  них:   Вирусняк – компьютерный  вирус, тырнет, нэтик ­ Интернет,  смайлы – смешные мордочки в  чатах, глюк системы, глючит –  неполадки в работе компьютера,  мыло –  e­mail, кинуть в офф –  оставить сообщение, юмылить –  посылать письма по e­mail,  блохи – ошибки в программе
Норма языковая (литературная норма или норма литературного языка) –  это  единообразное,  общепризнанное,  образцовое  употребление  единиц  языка  (слов,  словосочетаний,  предложений).  Правильность как письменной, так и устной речи  определяется соответствием её языковой норме.  Норма защищает литературный язык от потока  диалектных,  просторечных  и  жаргонных  явлений,  помогает  ему  сохранить  свою  целостность,  что  необходимо  для  выполнения  им  своей  основной  функции – культурной.
16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция  «Языковая  культура»,  на  которой  были  оглашены  цифры, вызывающие опасение:   61% населения РФ употребляет бранную лексику,   28% говорит на компьютерном языке,   и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.
«...великолепие ишпанского,  живость французского,  крепость немецкого,  нежность италиянского...»    М.В. Ломоносов
«Обращаться с языком кое­ как – значит, и мыслить кое­ как: неточно,  приблизительно, неверно» А.Н. Толстой
Жаргон М.Копыленко пишет: "Значительная  часть носителей русского языка в  возрасте от 14­15 до 24­25 лет  употребляет в общении со  сверстниками несколько сот  специфических слов и  сильноидиоматических  словосочетаний, именуемых  молодежным жаргоном.
Дидро говорит, что молодые люди  "вынуждены говорить обо всем при  помощи весьма незначительного  количества терминов, благодаря  чему они употребляют иногда  некоторые из них очень удачно".  А потому вместо  общеупотребимого "поесть" на  молодежном сленге скажут  "подточить" (как гусеница ест и  одновременно стачивает, срезает  слой за слоем части листа); вместо  "хорошо" ­ "шоколадно"  (поскольку, что может быть лучше  и слаще для ребенка, чем шоколад);  вместо "не понимать" или  "заикаться" ­ "буксовать"  (вспоминая о том, как буксует  машина на скользкой дороге) и т.д.
2.Английский язык, немецкий и французский языки.  многие молодёжные слова – это слова, которые заимствованы  с английского языка, но так и не переведены на русский язык.  Интересно следующее: сленг понимают даже те люди, которые  никогда в жизни не учили английский язык, настолько сленг   влился в современную речь. Ноу проблемз (No problems) ­ Без проблем Плиз, о’кей, сори У некоторых английских слов наблюдаются русские  элементы словообразования. Например, следующие  выражения: Фейсом об тейбл – лицом об стол (головой об стену), фейс –  лицо
В статье «Современный русский  литературный язык» (1939г.) академик  Л.В.Щерба писал об этом так:     «Литературный язык принимает  многое, навязываемое ему  разговорным языком и диалектами, и  таким образом и совершается его  развитие, но лишь тогда, когда он  приспособил новое к своей системе,  подправив и переделав его  соответствующим образом».
Выводы по теоретической части Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: • Жаргонная  лексика  ведёт  к  засорению  русской  речи,  а  впоследствии,  и  к  её  разрушению.  Особенно  это  касается  современной лингвистической ситуации.  • Данные  слова  звучат  и  с  экрана  телевизора,  их  можно  услышать по радио и прочитать в газетах, журналах, где  обсуждаются довольно серьезные темы.  • Чрезмерное  употребление  иноязычной  лексики,  делает  её  малопонятной.  • Следует  уместные  различать  заимствования  и  неоправданные.  "Употреблять  иностранное  слово,  когда  есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и  здравый  смысл,  и  здравый  вкус.  Так,  например,  ничего  нет  нелепее  и  диче,  как  употребление  слова  утрировать  вместо  преувеличивать!»  ­  утверждал  критик  В.  Г.  Белинский.
Практическая часть.   •  Мною были опрошены  жители Порошино,  учителя общеобразовательной школы,   родители. Некоторые категорически  отказывались участвовать в опросе. • Возраст опрошенных: от 9 до 60  лет.
Участники опроса считают, что нужно  говорить правильно, потому что  •правильная речь показывает красоту  русского языка;  •говорит об образованности человека; •помогает людям понимать друг друга.
• Спросив у жителей  Порошино,  Chart Title исправят ли они собеседника, если он  допустит ошибку,  я узнал, что 60 %  исправят,   16 %  ­ нет. А 11% ­ иногда  исправят. Остальные на этот вопрос не  ответили.
Те, кто исправят ошибку, сделают это, потому что •  нужно уважать свой родной язык; •  чтобы человек знал, как говорить  правильно; • приятно слушать, когда человек говорит  правильно; • это плохо, когда говорят неправильно; • человек, говорящий на русском языке, ни в  коем случае не должен допускать ошибки в  речи;
А ответившие, что нет, назвали следующие причины : • уважения к собеседнику; • так как не имеют необходимых знаний; • считают это некорректным; •  не привыкла поправлять; • мне и так нравится; • и так понимаю, о чём говорят; • не хочу показаться умником; • пусть сам думает. Таким образом, мы выяснили, что большинство  жителей Порошино считают, что необходимо  говорить правильно.
• Акция «Говори правильно»!     Звонит Красивее Каталог Торты Жалюзи Договор Квартал Звонишь Облегчить Баловать Средства
Результаты: Допустили ошибки: •звонит – 21% •красивее – 42% •каталог – 34% •торты – 24% •жалюзи – 51% •договор ­43% •квартал ­54% •звонишь ­25% •облегчить ­53% •баловать ­73%                     •средства ­37%
Где Вы чаще всего слышите жаргонные  слова?    • На работе ­ 7  • На улице ­ 26  • Общественные места ­ 7  • Радио и телевидение ­ 7  • Везде ­ 30
Вот основные причины употребления  жаргонных и бранных слов в речи:  • все употребляют, и я тоже • чтобы кратко изложить мысли • привычка • не хватает в речи нормальных слов • спонтанно • нравится • передать эмоции
Правильно ли говорят, что злые дела  начинаются со злых слов? 58%  ­говорят « да » (44ч)  4%­говорит « нет » (6ч).     И всего 2 (0,5%)человека ответили,  что не всегда. Остальные на этот  вопрос не ответили 37%
Наш язык – важнейшая часть нашего общего  поведения в жизни… Д.С.Лихачёв Получается, что многие даже не  догадываются, что существует научно  доказанная цепочка: Внутренний мир      слово                   поступок      характер        судьба А это значит, что от сквернословия  ­­  ­­ ­   нужно избавляться!
Работа над проектом позволила  мне сделать  следующие выводы: • Во­первых, сленговая лексика ограничена интересами людей.  • Во­вторых, сленг сводит общение к примитивной, грубой и даже  непристойной коммуникации! Очевидно, что литературная речь гораздо  богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь  уголовников, а не культурных людей. • В­третьих, употребление жаргонизмов делает речь  небрежной, неточной. • В­четвёртых, газеты, телевидение изобилуют разнообразными  отступлениями от литературной нормы, а это отрицательно влияет на  речевую культуру людей. • В­пятых, употребление жаргонных и бранных слов можно назвать  болезнью, потому что подхватив этот вирус в детстве, очень трудно  вылечиться от него в зрелом возрасте. • В­шестых, мы выяснили, что ВАЖНО ЗНАТЬ ЯЗЫК, УМЕТЬ  ВЛАДЕТЬ ЕГО БОГАТСТВОМ не только на уроке, но и в повседневной  жизни,  так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.
Я предлагаю следующие  пути решения проблемы  засорения ненормативными словами  речи людей: • Организовать цензурный комитет, который бы  пропускал всю информацию. • Проводить серьёзный набор кадров в СМИ. • Написать письмо в Останкино с предложением  запретить некоторые телепередачи, оказывающие  негативное влияние на подрастающее поколение,  внимательнее относиться к выбору современных  шлягеров, обладающих бедным содержанием и  множеством ошибок. • Ежегодно 21 февраля проводить общешкольное  мероприятие «День русского языка» • Продолжать изучение норм языка на уроках,  внимательнее относиться к своей речи и речи  окружающих, корректно исправлять ошибки.
почтительно  «Обращайтесь  этим  могущественным  орудием  (языком);  в  руках  умелых оно в состоянии совершать чудеса!»                                                               И.С.Тургенев  с
А вот какие чудеса   совершает слово –  эта тема для нашей  следующей встречи!
Исследовательский проект Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?    Автор проекта: Кишун Кирилл Владимирович, обучающийся 8А класса, Порошинская СОШ. Руководитель проекта: Сидорова Алла Ивановна,  учитель русского языка и литературы Порошинской СОШ. Поррошино, 2017