Слайд №2. Актуальность.
Просматривая статьи в газетах, журналах, в Интернете, слушая ведущих новостных каналов, дискуссионных телепередач и ток-шоу, мы постоянно сталкиваемся не только с заимствованными словами, но и жаргонизмами. Многие термины непонятны нам и режут слух. И их количество с каждым разом растёт, словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. И закономерно возникают вопросы: “Что будет дальше? Не грозит ли русскому языку опасность постепенного разрушения в связи с возросшим количеством неоправданного заимствования, в первую очередь, конечно, англицизмов и употребление нецензурной лексики?” Формирующие общественное мнение и определяющие нормы современного разговорного языка журналисты, публицисты, политологи, экономисты, общественные деятели в своих выступлениях активно используют эти термины. Как сказывается это явление на самобытности русского языка? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?Слайд №8. Каждые две недели где-то в мире вместе со своим последним носителем умирает по языку. Причин, ведущих к смерти языка, много: войны, стихийные бедствия, эпидемии, порабощения одного народа другим, но основными, играющими в настоящий момент определяющую роль, наверное, можно назвать экономические и политические факторы. 19 февраля 2009 года под эгидой ЮНЕСКО был выпущен в свет «Атлас исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» в новой редакции. Теперь в статус мёртвых языков могут перейти более трети живых языков планеты. Число говорящих на русском и считающих своим родным русский язык огромно. Он не может исчезнуть из-за отсутствия говорящих на нем. Его главный враг – экспансия других языков, то есть вливание в язык иностранных слов.
Исследовательский проект
Охрана русского
языка. Нужна ли она
сегодня?
Автор проекта:
Кишун Кирилл Владимирович,
обучающийся 8А класса,
Порошинская СОШ.
Руководитель проекта:
Сидорова Алла Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Порошинской СОШ.
Поррошино, 2017
Проблема исследования:
Речь русского человека должна быть
культурной, правильной, грамотной,
выразительной, но некоторые радио,
телепередачи и фильмы отрицательно
влияют на речевую культуру людей.
• Учебный предмет в рамках проекта: русский язык.
• Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:
литература, история.
• Объект: речь современных школьников
• Цель проекта: анализ речи современных школьников и
общественности с точки зрения количественного и
качественного использования ими ненормативной лексики.
Задачи проекта:
1. Познакомиться с теоретическими
работами по жаргонизмам и
заимствованиям;
2. Определить, выделить и описать
источники жаргонизмов;
3. Описать иноязычные заимствования и
жаргонноарготическую лексику в радио и
телепередачах.
Вопросы проекта:
• Как влияют иноязычные заимствования
и жаргонная лексика на речевую
культуру людей?
• Нужно ли говорить грамотно?
• Правильно ли говорят, что злые дела
начинаются со злых слов?
• Как появляются жаргонные слова в
речи молодежи?
Гипотеза:
Если в своей речи люди будут
бездумно использовать избыточные
заимствования и жаргонизмы, то
русскому языку грозит постепенное
разрушение.
Методы исследования:
• Изучение литературы в рамках
жаргонной лексики и иноязычных
заимствований.
• Изучение государственных и не
государственных законов по защите
слова.
• Опрос общественности и обучающихся
Порошинской СОШ
1. Развитие компьютерных технологий
Фотожаба Фотошоп, оперативка –
операционная система, мыха –
компьютерная мышка
Юзер – пользователь компьютером,
геймер игрок, форточки –
всплывающие окна, железо,
железяки компьютер, гамить
играть.
Интернет, его широкие
возможности, быстро
развивающиеся компьютерные
технологии всегда привлекали
молодых людей. В связи с этим
появляется много новых
сленгизмов. Вот некоторые из
них:
Вирусняк – компьютерный
вирус, тырнет, нэтик Интернет,
смайлы – смешные мордочки в
чатах, глюк системы, глючит –
неполадки в работе компьютера,
мыло – email, кинуть в офф –
оставить сообщение, юмылить –
посылать письма по email,
блохи – ошибки в программе
Норма языковая
(литературная норма или норма литературного языка)
– это единообразное, общепризнанное, образцовое
употребление единиц языка (слов, словосочетаний,
предложений).
Правильность как письменной, так и устной речи
определяется соответствием её языковой норме.
Норма защищает литературный язык от потока
диалектных, просторечных и жаргонных явлений,
помогает ему сохранить свою целостность, что
необходимо для выполнения им своей основной
функции – культурной.
16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция
«Языковая культура», на которой были оглашены
цифры, вызывающие опасение:
61% населения РФ употребляет бранную лексику,
28% говорит на компьютерном языке,
и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.
«...великолепие ишпанского,
живость французского,
крепость немецкого,
нежность италиянского...»
М.В. Ломоносов
«Обращаться с языком кое
как – значит, и мыслить кое
как: неточно,
приблизительно, неверно»
А.Н. Толстой
Жаргон
М.Копыленко пишет: "Значительная
часть носителей русского языка в
возрасте от 1415 до 2425 лет
употребляет в общении со
сверстниками несколько сот
специфических слов и
сильноидиоматических
словосочетаний, именуемых
молодежным жаргоном.
Дидро говорит, что молодые люди
"вынуждены говорить обо всем при
помощи весьма незначительного
количества терминов, благодаря
чему они употребляют иногда
некоторые из них очень удачно".
А потому вместо
общеупотребимого "поесть" на
молодежном сленге скажут
"подточить" (как гусеница ест и
одновременно стачивает, срезает
слой за слоем части листа); вместо
"хорошо" "шоколадно"
(поскольку, что может быть лучше
и слаще для ребенка, чем шоколад);
вместо "не понимать" или
"заикаться" "буксовать"
(вспоминая о том, как буксует
машина на скользкой дороге) и т.д.
2.Английский язык, немецкий и французский языки.
многие молодёжные слова – это слова, которые заимствованы
с английского языка, но так и не переведены на русский язык.
Интересно следующее: сленг понимают даже те люди, которые
никогда в жизни не учили английский язык, настолько сленг
влился в современную речь.
Ноу проблемз (No problems) Без проблем
Плиз, о’кей, сори
У некоторых английских слов наблюдаются русские
элементы словообразования. Например, следующие
выражения:
Фейсом об тейбл – лицом об стол (головой об стену), фейс –
лицо
В статье «Современный русский
литературный язык» (1939г.) академик
Л.В.Щерба писал об этом так:
«Литературный язык принимает
многое, навязываемое ему
разговорным языком и диалектами, и
таким образом и совершается его
развитие, но лишь тогда, когда он
приспособил новое к своей системе,
подправив и переделав его
соответствующим образом».
Выводы по теоретической части
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
• Жаргонная лексика ведёт к засорению русской речи, а
впоследствии, и к её разрушению. Особенно это касается
современной лингвистической ситуации.
• Данные слова звучат и с экрана телевизора, их можно
услышать по радио и прочитать в газетах, журналах, где
обсуждаются довольно серьезные темы.
• Чрезмерное употребление иноязычной лексики, делает её
малопонятной.
• Следует
уместные
различать
заимствования
и
неоправданные. "Употреблять иностранное слово, когда
есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и
здравый смысл, и здравый вкус. Так, например, ничего
нет нелепее и диче, как употребление слова утрировать
вместо преувеличивать!» утверждал критик В. Г.
Белинский.
Практическая часть.
• Мною были опрошены жители Порошино,
учителя общеобразовательной школы,
родители. Некоторые категорически
отказывались участвовать в опросе.
• Возраст опрошенных: от 9 до 60 лет.
Участники опроса считают, что нужно
говорить правильно, потому что
•правильная речь показывает красоту
русского языка;
•говорит об образованности человека;
•помогает людям понимать друг друга.
• Спросив у жителей Порошино,
Chart Title
исправят ли они собеседника, если он
допустит ошибку, я узнал, что 60 %
исправят, 16 % нет. А 11% иногда
исправят. Остальные на этот вопрос не
ответили.
Те, кто исправят ошибку, сделают это, потому что
• нужно уважать свой родной язык;
• чтобы человек знал, как говорить
правильно;
• приятно слушать, когда человек говорит
правильно;
• это плохо, когда говорят неправильно;
• человек, говорящий на русском языке, ни в
коем случае не должен допускать ошибки в
речи;
А ответившие, что нет, назвали следующие причины :
• уважения к собеседнику;
• так как не имеют необходимых знаний;
• считают это некорректным;
• не привыкла поправлять;
• мне и так нравится;
• и так понимаю, о чём говорят;
• не хочу показаться умником;
• пусть сам думает.
Таким образом, мы выяснили, что большинство
жителей Порошино считают, что необходимо
говорить правильно.
• Акция «Говори правильно»!
Звонит
Красивее
Каталог
Торты
Жалюзи
Договор
Квартал
Звонишь
Облегчить
Баловать
Средства
Результаты:
Допустили ошибки:
•звонит – 21%
•красивее – 42%
•каталог – 34%
•торты – 24%
•жалюзи – 51%
•договор 43%
•квартал 54%
•звонишь 25%
•облегчить 53%
•баловать 73%
•средства 37%
Где Вы чаще всего слышите жаргонные
слова?
• На работе 7
• На улице 26
• Общественные места 7
• Радио и телевидение 7
• Везде 30
Вот основные причины употребления
жаргонных и бранных слов в речи:
• все употребляют, и я тоже
• чтобы кратко изложить мысли
• привычка
• не хватает в речи нормальных слов
• спонтанно
• нравится
• передать эмоции
Правильно ли говорят, что злые дела
начинаются со злых слов?
58% говорят « да » (44ч)
4%говорит « нет » (6ч).
И всего 2 (0,5%)человека ответили,
что не всегда. Остальные на этот
вопрос не ответили 37%
Наш язык – важнейшая часть нашего общего
поведения в жизни…
Д.С.Лихачёв
Получается, что многие даже не
догадываются, что существует научно
доказанная цепочка:
Внутренний мир слово
поступок характер судьба
А это значит, что от сквернословия
нужно избавляться!
Работа над проектом позволила мне сделать
следующие выводы:
• Вопервых, сленговая лексика ограничена интересами людей.
• Вовторых, сленг сводит общение к примитивной, грубой и даже
непристойной коммуникации! Очевидно, что литературная речь гораздо
богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь
уголовников, а не культурных людей.
• Втретьих, употребление жаргонизмов делает речь небрежной, неточной.
• Вчетвёртых, газеты, телевидение изобилуют разнообразными
отступлениями от литературной нормы, а это отрицательно влияет на
речевую культуру людей.
• Впятых, употребление жаргонных и бранных слов можно назвать
болезнью, потому что подхватив этот вирус в детстве, очень трудно
вылечиться от него в зрелом возрасте.
• Вшестых, мы выяснили, что ВАЖНО ЗНАТЬ ЯЗЫК, УМЕТЬ
ВЛАДЕТЬ ЕГО БОГАТСТВОМ не только на уроке, но и в повседневной
жизни, так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.
Я предлагаю следующие пути решения проблемы
засорения ненормативными словами речи людей:
• Организовать цензурный комитет, который бы
пропускал всю информацию.
• Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.
• Написать письмо в Останкино с предложением
запретить некоторые телепередачи, оказывающие
негативное влияние на подрастающее поколение,
внимательнее относиться к выбору современных
шлягеров, обладающих бедным содержанием и
множеством ошибок.
• Ежегодно 21 февраля проводить общешкольное
мероприятие «День русского языка»
• Продолжать изучение норм языка на уроках,
внимательнее относиться к своей речи и речи
окружающих, корректно исправлять ошибки.
почтительно
«Обращайтесь
этим
могущественным орудием (языком); в руках
умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
И.С.Тургенев
с
А вот какие чудеса
совершает слово –
эта тема для нашей
следующей встречи!
Исследовательский проект
Охрана русского
языка. Нужна ли она
сегодня?
Автор проекта:
Кишун Кирилл Владимирович,
обучающийся 8А класса,
Порошинская СОШ.
Руководитель проекта:
Сидорова Алла Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Порошинской СОШ.
Поррошино, 2017