Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования" может быть использована на педагогических советах, заседаниях методических объединений. В презентации рассматриваются вопросы введения инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Даны общие характеристики групп детей с ОВЗ, методические рекомендации по проведению уроков иностранного языка в инклюзивных группах.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С
УЧАЩИМИСЯ
С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Савинова О.А.,
учитель английского языка
МБОУ Печерская СШ,
1 ГРУППА - ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ
СЛУХА И ЗРЕНИЯ
- глухие (неслышащие) дети с тотальным
(полным) выпадением слуха или
остаточным слухом
- слабослышащие (тугоухие) дети с
частичной слуховой недостаточностью,
затрудняющей речевое развитие
- слепые (незрячие) дети
- слабовидящие дети
2 ГРУППА -УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ С ЗПР
Умственная отсталость - стойкое
нарушение познавательной
деятельности в результате
органического поражения головного
мозга.
Задержка психического развития
(ЗПР) относится к разряду
слабовыраженных отклонений в
психическом развитии и занимает
промежуточное место между нормой
и патологией.
3 ГРУППА - ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(ТНР/ЛОГОПАТЫ)
- нарушения устной речи
- нарушения письменной речи
4 ГРУППА - ДЕТИ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
– дети, страдающие
ДЦП
5 ГРУППА -ДЕТИ С
КОМБИНИРОВАННЫМИ
ДЕФЕКТАМИ
- умственно отсталые неслышащие или
слабослышащие дети;
- умственно отсталые слабовидящие
или незрячие дети;
- слепоглухонемые дети и т. п.
6 ГРУППА - ДЕТИ С
ИСКАЖЕННЫМ РАЗВИТИЕМ -
ПСИХОПАТИЕЙ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ
Принцип педагогического
оптимизма (опирается на идею Л.С.
Выготского о
(обеспечение раннего выявления и
ранней диагностики отклонений в
развитии ребенка для определения
его особых образовательных
потребностей)
«зоне ближайшего развития»
ребенка - учиться могут все дети)
Принцип ранней педагогической
помощи
Принцип коррекционно-
компенсирующей направленности
образования (предполагает опору на
здоровые силы обучающегося)
Принцип социально-адаптирующей
направленности образования
(преодоление/ уменьшение «социального
выпадения», формирование социальной
компетентности и психологической
подготовленности к жизни в
социокультурной среде)
Принцип развития мышления,
языка и коммуникации как средств
специального образования
(коррекционно педагогическая помощь по
развитию речи, мышления и общения)
Принцип деятельностного подхода в
обучении и воспитании
(работа «парами», «подгруппами», которая
создает естественные условия для
мотивированного речевого общения)
Принцип дифференцированного и
индивидуального подхода
(создание благоприятных условий
обучения, учитывающих индивидуальные
особенности каждого ребенка и
специфические особенности данной
категорией нарушения развития)
Принцип необходимости специального
педагогического руководства
(постоянное и терпеливое руководство со
стороны педагогов)
ГЛАВНАЯ ТРУДНОСТЬ
Соотнести индивидуальные возможности
детей с ограниченными возможностями
здоровья с необходимостью выполнения
образовательного стандарта.
Планирование урока в инклюзивном
классе должно включать в себя:
общеобразовательные задачи
(удовлетворение образовательных
потребностей в рамках государственного
стандарта)
коррекционно-развивающие задачи
КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
1. Преодоление трудностей в развитии внимания и
определение компенсаторных возможностей внимания
2. Коррекция трудностей словесно-логического мышления и
мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации,
обобщения
3. Увеличение объема памяти и определение компенсаторных
возможностей памяти (определение ведущего вида памяти)
4. Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений
пальцев рук
5. Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая
монологическую и диалогическую речь, а также развитие
словаря
6. Создание положительной мотивации на процесс обучения
посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания
ситуаций успеха и конструктивной критики
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В
ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Общая тема
Изучение материала ведется
фронтально,
и дети получают знания того уровня,
который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных
знаний, умений и навыков строятся на
разном дидактическом материале,
индивидуально подобранном для
каждого ученика (карточки,
упражнения из учебника, задания на
доске и т.д.).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В
ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Разный программный материал (совместная
работа невозможна)
Учитель объясняет новый материал по типовым
государственным программам, а учащиеся с
ограниченными возможностями здоровья в это
время выполняют самостоятельную работу,
направленную на закрепление ранее изученного.
Для закрепления вновь изученного материала
учитель дает классу самостоятельную работу, а с
группой учащихся, имеющих особенности в
развитии, организует работу,
предусматривающую анализ выполненного
задания, оказание индивидуальной помощи,
дополнительное объяснение и уточнение нового
материала.
НАЧАЛО УРОКА
«особенные» дети работают по карточкам
на закрепление предыдущей темы (в это
время учитель работает с остальными
детьми, объясняя новую тему, которую
невозможно объяснить в том же режиме и
«особенным» детям)
пока «обычные» учащиеся работают по
карточкам на закрепление предыдущей
темы , учитель проводит словарную
работу или другие виды работ с
«особенными» детьми по вспоминанию
основных понятий, касающихся темы
предыдущего урока.
ОСНОВНОЙ ХОД УРОКА
1.«Обычные» дети выполняют задания по
карточкам, отрабатывая новую тему. В это время
учитель в «доступном» варианте объясняет новую
тему детям с ограниченными возможностями
здоровья.
Используются:
наглядность (каждое действие или слово должно
быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой,
практическим действием);
постепенный переход от одного действия или
понятия к другому;
постоянное речевое сопровождение со
стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и
четкое, т.е. речевая информация усваивается в
малом объеме
ОСНОВНОЙ ХОД УРОКА
Закрепление материала. Один или
два ребенка выполняют задание
перед всем классом. Учитель активно
помогает. Потом «особенные» дети
выполняют индивидуальные задания,
связанные с новой темой, а в это
время учитель проверяет задания,
выполняемые «обычными» детьми
Использование
алгоритма
2. Объяснение новой темы для всех
При этом для общего
учащихся.
объяснения выбераются только простые
темы, как по своему объему, так и по
содержанию материала.
и
сильным
наглядности. Предложить
ученикам выполнить индивидуальные
задания самостоятельно, а в это время
еще раз объяснить более слабым
ученикам содержание новой
темы,
потом предложить им самостоятельные
задания и переключиться на проверку
заданий,
сильными
учениками.
выполняемых
УСТНЫЕ ЗАДАНИЯ
учитель проговаривает само задание – дети или
один ребенок проговаривают задание после
учителя (можно использовать карточки с
опорными словами или с опорными
предложениями);
учитель проговаривает, как будем выполнять
задание – дети или ребенок проговаривают за
учителем (нужно использовать карточки с
алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие
алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц);
пошаговое выполнение самого задания: снова
возвращаемся к тому, с чего начинали
выполнение задания – дети выполняют,
проверяют вместе с учителем;
итоговая проверка выполнения задания, учет
ошибок (проговаривает учитель, потом дети).
учитель проговаривает само задание
– дети или один ребенок
проговаривают задание после учителя
(можно использовать карточки с
опорными словами или с опорными
предложениями);
детям раздаются карточки с
ПИСЬМЕННЫЕ
ЗАДАНИЯ
заданием для самостоятельного
выполнения (алгоритм действий
прописывается в самой карточке или
на доске, на стендах в классе имеются
таблицы, схемы с алгоритмом
выполнения таких заданий);
ПИСЬМЕННЫЕ
ЗАДАНИЯ
проверка задания:
- учитель может индивидуально
проверять задание, подходя к
каждому ребенку;
- учитель просит каждого ребенка
устно проговорить, что получилось в
задании или один ребенок отвечает,
все дети смотрят, правильно ли они в
своих карточках выполнили это
задание;
- проговариваются все ошибки и
способы их устранения.
УЧЕТ СЛАБОГО ВНИМАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
начинать урок лучше с заданий,
которые тренируют память,
внимание;
сложные интеллектуальные задания
использовать только в середине
урока;
чередовать задания, связанные с
обучением, и задания, имеющие
только коррекционную
направленность (зрительная
гимнастика, использование заданий
на развитие мелкой моторики,
УЧЕТ СЛАБОГО ВНИМАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
использовать сюрпризные, игровые
моменты, моменты соревнования,
интриги, ролевые игры, мини-
постановки (т.е. всю ту деятельность,
которая затрагивает эмоции детей и
связывает знания с жизнью).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В зависимости от сложности изучаемой
темы, объяснение домашнего задания
имеет индивидуальный или
фронтальный характер. Проверка
проводится поочередно или совместно в
зависимости от сложности задания для
самостоятельной домашней работы, а
выполнение оценивается с учетом
индивидуальных возможностей каждого
ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Борисова Н.В., Прушнинский С.А. Инклюзивное образование:
право,принципы, практика. - М., 2009.
Методические рекомендации по организации коррекционно-
развивающей работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в
школе / Г.В. Носкова, М.С. Голубева, С.М. Никитина; науч.
ред. М.С. Голубева. Кострома, 2010.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-
2017 годы (утв.Указом Президента Российской Федерации от 1
июня 2012 г. № 761).
Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 № 175 (ред. от
11.09.2012)"О государственной программе Российской
Федерации "Доступная среда"на 2011 - 2015 годы".
Материалы по инклюзивному образованию РООИ
«Перспектива» -
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315
http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml