Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
pptx
английский язык
Взрослым
14.04.2017
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования" может быть использована на педагогических советах, заседаниях методических объединений. В презентации рассматриваются вопросы введения инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Даны общие характеристики групп детей с ОВЗ, методические рекомендации по проведению уроков иностранного языка в инклюзивных группах.
Организация работы с учащимися с ОВ.pptx
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С
УЧАЩИМИСЯ
С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Савинова О.А.,
учитель английского языка
МБОУ Печерская СШ,
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
1 ГРУППА - ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ
СЛУХА И ЗРЕНИЯ
- глухие (неслышащие) дети с тотальным
(полным) выпадением слуха или
остаточным слухом
- слабослышащие (тугоухие) дети с
частичной слуховой недостаточностью,
затрудняющей речевое развитие
- слепые (незрячие) дети
- слабовидящие дети
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
2 ГРУППА -УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ С ЗПР
Умственная отсталость - стойкое
нарушение познавательной
деятельности в результате
органического поражения головного
мозга.
Задержка психического развития
(ЗПР) относится к разряду
слабовыраженных отклонений в
психическом развитии и занимает
промежуточное место между нормой
и патологией.
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
3 ГРУППА - ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(ТНР/ЛОГОПАТЫ)
- нарушения устной речи
- нарушения письменной речи
4 ГРУППА - ДЕТИ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
– дети, страдающие
ДЦП
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
5 ГРУППА -ДЕТИ С
КОМБИНИРОВАННЫМИ
ДЕФЕКТАМИ
- умственно отсталые неслышащие или
слабослышащие дети;
- умственно отсталые слабовидящие
или незрячие дети;
- слепоглухонемые дети и т. п.
6 ГРУППА - ДЕТИ С
ИСКАЖЕННЫМ РАЗВИТИЕМ -
ПСИХОПАТИЕЙ
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ
Принцип педагогического
оптимизма (опирается на идею Л.С.
Выготского о
(обеспечение раннего выявления и
ранней диагностики отклонений в
развитии ребенка для определения
его особых образовательных
потребностей)
«зоне ближайшего развития»
ребенка - учиться могут все дети)
Принцип ранней педагогической
помощи
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
Принцип коррекционно-
компенсирующей направленности
образования (предполагает опору на
здоровые силы обучающегося)
Принцип социально-адаптирующей
направленности образования
(преодоление/ уменьшение «социального
выпадения», формирование социальной
компетентности и психологической
подготовленности к жизни в
социокультурной среде)
Принцип развития мышления,
языка и коммуникации как средств
специального образования
(коррекционно педагогическая помощь по
развитию речи, мышления и общения)
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
Принцип деятельностного подхода в
обучении и воспитании
(работа «парами», «подгруппами», которая
создает естественные условия для
мотивированного речевого общения)
Принцип дифференцированного и
индивидуального подхода
(создание благоприятных условий
обучения, учитывающих индивидуальные
особенности каждого ребенка и
специфические особенности данной
категорией нарушения развития)
Принцип необходимости специального
педагогического руководства
(постоянное и терпеливое руководство со
стороны педагогов)
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
ГЛАВНАЯ ТРУДНОСТЬ
Соотнести индивидуальные возможности
детей с ограниченными возможностями
здоровья с необходимостью выполнения
образовательного стандарта.
Планирование урока в инклюзивном
классе должно включать в себя:
общеобразовательные задачи
(удовлетворение образовательных
потребностей в рамках государственного
стандарта)
коррекционно-развивающие задачи
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
1. Преодоление трудностей в развитии внимания и
определение компенсаторных возможностей внимания
2. Коррекция трудностей словесно-логического мышления и
мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации,
обобщения
3. Увеличение объема памяти и определение компенсаторных
возможностей памяти (определение ведущего вида памяти)
4. Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений
пальцев рук
5. Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая
монологическую и диалогическую речь, а также развитие
словаря
6. Создание положительной мотивации на процесс обучения
посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания
ситуаций успеха и конструктивной критики
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В
ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Общая тема
Изучение материала ведется
фронтально,
и дети получают знания того уровня,
который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных
знаний, умений и навыков строятся на
разном дидактическом материале,
индивидуально подобранном для
каждого ученика (карточки,
упражнения из учебника, задания на
доске и т.д.).
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В
ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Разный программный материал (совместная
работа невозможна)
Учитель объясняет новый материал по типовым
государственным программам, а учащиеся с
ограниченными возможностями здоровья в это
время выполняют самостоятельную работу,
направленную на закрепление ранее изученного.
Для закрепления вновь изученного материала
учитель дает классу самостоятельную работу, а с
группой учащихся, имеющих особенности в
развитии, организует работу,
предусматривающую анализ выполненного
задания, оказание индивидуальной помощи,
дополнительное объяснение и уточнение нового
материала.
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
НАЧАЛО УРОКА
«особенные» дети работают по карточкам
на закрепление предыдущей темы (в это
время учитель работает с остальными
детьми, объясняя новую тему, которую
невозможно объяснить в том же режиме и
«особенным» детям)
пока «обычные» учащиеся работают по
карточкам на закрепление предыдущей
темы , учитель проводит словарную
работу или другие виды работ с
«особенными» детьми по вспоминанию
основных понятий, касающихся темы
предыдущего урока.
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
ОСНОВНОЙ ХОД УРОКА
1.«Обычные» дети выполняют задания по
карточкам, отрабатывая новую тему. В это время
учитель в «доступном» варианте объясняет новую
тему детям с ограниченными возможностями
здоровья.
Используются:
наглядность (каждое действие или слово должно
быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой,
практическим действием);
постепенный переход от одного действия или
понятия к другому;
постоянное речевое сопровождение со
стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и
четкое, т.е. речевая информация усваивается в
малом объеме
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
ОСНОВНОЙ ХОД УРОКА
Закрепление материала. Один или
два ребенка выполняют задание
перед всем классом. Учитель активно
помогает. Потом «особенные» дети
выполняют индивидуальные задания,
связанные с новой темой, а в это
время учитель проверяет задания,
выполняемые «обычными» детьми
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
Использование
алгоритма
2. Объяснение новой темы для всех
При этом для общего
учащихся.
объяснения выбераются только простые
темы, как по своему объему, так и по
содержанию материала.
и
сильным
наглядности. Предложить
ученикам выполнить индивидуальные
задания самостоятельно, а в это время
еще раз объяснить более слабым
ученикам содержание новой
темы,
потом предложить им самостоятельные
задания и переключиться на проверку
заданий,
сильными
учениками.
выполняемых
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
УСТНЫЕ ЗАДАНИЯ
учитель проговаривает само задание – дети или
один ребенок проговаривают задание после
учителя (можно использовать карточки с
опорными словами или с опорными
предложениями);
учитель проговаривает, как будем выполнять
задание – дети или ребенок проговаривают за
учителем (нужно использовать карточки с
алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие
алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц);
пошаговое выполнение самого задания: снова
возвращаемся к тому, с чего начинали
выполнение задания – дети выполняют,
проверяют вместе с учителем;
итоговая проверка выполнения задания, учет
ошибок (проговаривает учитель, потом дети).
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
учитель проговаривает само задание
– дети или один ребенок
проговаривают задание после учителя
(можно использовать карточки с
опорными словами или с опорными
предложениями);
детям раздаются карточки с
ПИСЬМЕННЫЕ
ЗАДАНИЯ
заданием для самостоятельного
выполнения (алгоритм действий
прописывается в самой карточке или
на доске, на стендах в классе имеются
таблицы, схемы с алгоритмом
выполнения таких заданий);
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
ПИСЬМЕННЫЕ
ЗАДАНИЯ
проверка задания:
- учитель может индивидуально
проверять задание, подходя к
каждому ребенку;
- учитель просит каждого ребенка
устно проговорить, что получилось в
задании или один ребенок отвечает,
все дети смотрят, правильно ли они в
своих карточках выполнили это
задание;
- проговариваются все ошибки и
способы их устранения.
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
УЧЕТ СЛАБОГО ВНИМАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
начинать урок лучше с заданий,
которые тренируют память,
внимание;
сложные интеллектуальные задания
использовать только в середине
урока;
чередовать задания, связанные с
обучением, и задания, имеющие
только коррекционную
направленность (зрительная
гимнастика, использование заданий
на развитие мелкой моторики,
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
УЧЕТ СЛАБОГО ВНИМАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
использовать сюрпризные, игровые
моменты, моменты соревнования,
интриги, ролевые игры, мини-
постановки (т.е. всю ту деятельность,
которая затрагивает эмоции детей и
связывает знания с жизнью).
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В зависимости от сложности изучаемой
темы, объяснение домашнего задания
имеет индивидуальный или
фронтальный характер. Проверка
проводится поочередно или совместно в
зависимости от сложности задания для
самостоятельной домашней работы, а
выполнение оценивается с учетом
индивидуальных возможностей каждого
ученика.
Презентация "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Борисова Н.В., Прушнинский С.А. Инклюзивное образование:
право,принципы, практика. - М., 2009.
Методические рекомендации по организации коррекционно-
развивающей работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в
школе / Г.В. Носкова, М.С. Голубева, С.М. Никитина; науч.
ред. М.С. Голубева. Кострома, 2010.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-
2017 годы (утв.Указом Президента Российской Федерации от 1
июня 2012 г. № 761).
Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 № 175 (ред. от
11.09.2012)"О государственной программе Российской
Федерации "Доступная среда"на 2011 - 2015 годы".
Материалы по инклюзивному образованию РООИ
«Перспектива» -
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315
http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.