Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
администрации
1 кл—4 кл
27.02.2019
Что такое малокомплектная школа, порядок формирования классов-комплектов, отличия малокомплектной школы, ряд специфических особенностей, формы организации обучения,типы урока, рациональная структура урока, на котором в двух классах изучается новый материал, структура урока в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, рекомендации учителю,требование к учебному оборудованию.
000db6a1-f35004fe.ppt
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Организация обучения в
Организация обучения в
малокомплектной
малокомплектной
школе.
школе.
Моисеева З.Н.
Моисеева З.Н.
Учитель нач.классов
Учитель нач.классов
МОБУ «Лисьеполянская
МОБУ «Лисьеполянская
оош»
оош»
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Малокомплектная
Малокомплектная
школашкола – это не
– это не
особое
особое
образование, а
образование, а
образование в
образование в
особых условиях.
особых условиях.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Термин «малокомплектная школа»
Термин «малокомплектная школа»
используется в действующем
используется в действующем
законодательстве, регулирующем
законодательстве, регулирующем
вопросы образования в ст.29 Закона
вопросы образования в ст.29 Закона
РФ «О социальном развитии села» от
РФ «О социальном развитии села» от
21. 12. 1990г. № 438-1, где сказано,
21. 12. 1990г. № 438-1, где сказано,
что «общеобразовательные школы
что «общеобразовательные школы
всех типов, включая
всех типов, включая
малокомплектные, открываются по
малокомплектные, открываются по
решению местных Советов народных
решению местных Советов народных
депутатов, исходя из потребностей
депутатов, исходя из потребностей
населения, без ограничения
населения, без ограничения
численности населения…»
численности населения…»
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Приказом Министерства
Приказом Министерства
просвещения СССР от 02.11.1984 г.
просвещения СССР от 02.11.1984 г.
№ 122 «О порядке расчёта штатов
№ 122 «О порядке расчёта штатов
и оплаты труда учителей в
и оплаты труда учителей в
малокомплектных
малокомплектных
общеобразовательных школах» с
общеобразовательных школах» с
изменениями, внесёнными
изменениями, внесёнными
приказом Гособразования СССР от
приказом Гособразования СССР от
23.12.1988 г. № 542 был
23.12.1988 г. № 542 был
установлен следующий порядок
установлен следующий порядок
формирования классов-
формирования классов-
комплектов:
комплектов:
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
при наличии четырёх начальных классов с
при наличии четырёх начальных классов с
общим контингентом учащихся до 10
общим контингентом учащихся до 10
человек, учащиеся объединяются в класс-
человек, учащиеся объединяются в класс-
комплект, с которым занимается один
комплект, с которым занимается один
учитель в полторы смены;
учитель в полторы смены;
если число учащихся в двух начальных
если число учащихся в двух начальных
классах 30 и более человек, то каждый
классах 30 и более человек, то каждый
учитель занимается с отдельным классом;
учитель занимается с отдельным классом;
если число учащихся в четырёх классах 10
если число учащихся в четырёх классах 10
и более человек, то учащиеся
и более человек, то учащиеся
объединяются в два класса-комплекта, с
объединяются в два класса-комплекта, с
каждым из которых занимается один
каждым из которых занимается один
учитель.
учитель.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Учебные программы, учебники,
Учебные программы, учебники,
основные задачи обучения, воспитания и
основные задачи обучения, воспитания и
развития подрастающего поколения
развития подрастающего поколения
едины как для сельской и городской
едины как для сельской и городской
школ, так и для сельских
школ, так и для сельских
малокомплектных школ. Но
малокомплектных школ. Но
преподавание в малокомплектной школе
преподавание в малокомплектной школе
имеет ряд специфических особенностей,
имеет ряд специфических особенностей,
с одной стороны облегчающих, а с
с одной стороны облегчающих, а с
другой – усложняющих управление
другой – усложняющих управление
учебно-воспитательным процессом.
учебно-воспитательным процессом.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Отличия
Отличия
малокомплектной школы:
малокомплектной школы:
Небольшая наполняемость классов
1.1. Небольшая наполняемость классов
позволяет развить в детях
позволяет развить в детях
самостоятельность. Условия организации
самостоятельность. Условия организации
учебного процесса малокомплектной
учебного процесса малокомплектной
школы требуют обязательного
школы требуют обязательного
проведения самостоятельной работы в
проведения самостоятельной работы в
одном из классов. В то время, как
одном из классов. В то время, как
учащиеся одного класса самостоятельно
учащиеся одного класса самостоятельно
выполняют учебные задания, учитель
выполняют учебные задания, учитель
занимается с учениками другого класса.
занимается с учениками другого класса.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
2. 2. Учитель включает в урок 2-3
Учитель включает в урок 2-3
самостоятельные Чередование
самостоятельные Чередование
самостоятельной работы учащихся с
самостоятельной работы учащихся с
работой под руководством учителя.
работой под руководством учителя.
Поэтому урок представляет собой
Поэтому урок представляет собой
относительно завершённые этапы: работа с
относительно завершённые этапы: работа с
учителем – самостоятельная деятельность –
учителем – самостоятельная деятельность –
работа с учителем. Как правило работы.
работа с учителем. Как правило работы.
3.3. Время, выделяемое на самостоятельную
Время, выделяемое на самостоятельную
работу одного из классов, прямо зависит от
работу одного из классов, прямо зависит от
времени необходимого для работы учителя
времени необходимого для работы учителя
с другим классом. Объём самостоятельной
с другим классом. Объём самостоятельной
работы значителен и время составляет от
работы значителен и время составляет от
15 до 30 минут.
15 до 30 минут.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
При подготовке к уроку учитель должен
При подготовке к уроку учитель должен
всегда рационально планировать
всегда рационально планировать
учебное время, отводимое на
учебное время, отводимое на
самостоятельную работу учащихся.
самостоятельную работу учащихся.
Самостоятельная работа станет
Самостоятельная работа станет
действенным средством обучения, если
действенным средством обучения, если
при её проведении соблюдать
при её проведении соблюдать
следующие условия:
следующие условия:
При проведении самостоятельной работы
1.1. При проведении самостоятельной работы
необходим полный инструктаж по её
необходим полный инструктаж по её
содержанию.
содержанию.
Целесообразно использовать памятки,
2.2. Целесообразно использовать памятки,
алгоритмы, схемы, опорные карточки.
алгоритмы, схемы, опорные карточки.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Формы организации
Формы организации
обучения:
обучения:
Парная (в общении участвуют
1.1. Парная (в общении участвуют
только два человека).
только два человека).
Групповая (один говорит, два и
2.2. Групповая (один говорит, два и
более слушают).
более слушают).
Коллективная (работа в парах
3.3. Коллективная (работа в парах
переменного состава).
переменного состава).
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Типы урока
Типы урока
Е.С.Соколова
Е.С.Соколова
Уроки, на которых в обоих классах
1.1. Уроки, на которых в обоих классах
изучается новый материал.
изучается новый материал.
Уроки, на которых в одном классе
2.2. Уроки, на которых в одном классе
изучается новый материал, а в другом
изучается новый материал, а в другом
– только повторяется и закрепляется
– только повторяется и закрепляется
ранее пройденное или проводится
ранее пройденное или проводится
письменный учёт знаний.
письменный учёт знаний.
Уроки, на которых в обоих классах
3.3. Уроки, на которых в обоих классах
проводится закрепление или
проводится закрепление или
повторение ранее пройденного.
повторение ранее пройденного.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Структура урока
Структура урока в малокомплектной
в малокомплектной
школе имеет ряд особенностей,
школе имеет ряд особенностей,
отличающих его от уроков в других типах
отличающих его от уроков в других типах
школ.
школ.
Например, в условиях занятий нескольких
Например, в условиях занятий нескольких
классов этап подготовки выглядит так:
классов этап подготовки выглядит так:
учитель разъясняет учащимся цели
учитель разъясняет учащимся цели
задания и приёмы его выполнения, а после
задания и приёмы его выполнения, а после
самостоятельной работы детей над этим
самостоятельной работы детей над этим
заданием обобщает результаты
заданием обобщает результаты
наблюдений. Деятельность учителя
наблюдений. Деятельность учителя
распадается на два этапа: введение и
распадается на два этапа: введение и
обобщение, подведение итогов,
обобщение, подведение итогов,
разрываемых работой учащихся и
разрываемых работой учащихся и
связанных единой целью - подготовить
связанных единой целью - подготовить
учеников к восприятию нового учебного
учеников к восприятию нового учебного
материала.
материала.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Каждый учитель должен учитывать строгое
Каждый учитель должен учитывать строгое
распределение времени, фиксировать
распределение времени, фиксировать
содержание работы на каждом этапе, обеспечить
содержание работы на каждом этапе, обеспечить
по возможности законченность и целостность
по возможности законченность и целостность
каждого этапа урока со всех точек зрения:
каждого этапа урока со всех точек зрения:
содержание, дидактические цели, организация
содержание, дидактические цели, организация
работы учащихся. Для этого учитель заранее
работы учащихся. Для этого учитель заранее
составляет поурочный план, где определяется
составляет поурочный план, где определяется
содержание и последовательность работы не
содержание и последовательность работы не
только учеников, но и учителя.
только учеников, но и учителя.
Рациональная структура урока, на котором в двух
Рациональная структура урока, на котором в двух
классах изучается новый материал была описана
классах изучается новый материал была описана
З.В.Копачёвой и Т.С.Курдюмовой. Организация
З.В.Копачёвой и Т.С.Курдюмовой. Организация
такого урока складывалась следующим образом:
такого урока складывалась следующим образом:
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
ЭтапЭтап
ы ы
урока
урока
1 1
этапэтап
2 2
мин.мин.
2 2
этапэтап
3 мин
3 мин
1 классс
1 классс
3 класс
3 класс
Организация и содержание занятий в каждом
Организация и содержание занятий в каждом
классе.
классе.
Объяснение нового
Объяснение нового
материала с меньшей
материала с меньшей
опорой на пройденное.
опорой на пройденное.
Объяснение нового
Объяснение нового
материала с большей
материала с большей
опорой на
опорой на
пройденное.
пройденное.
Организация и содержание работы по этапам
Организация и содержание работы по этапам
урока.
урока.
Работа с учителем.
Работа с учителем.
Объяснение
Объяснение
подготовительного
подготовительного
задания.
задания.
Самостоятельная
Самостоятельная
работа.
работа.
Упражнение по ранее
Упражнение по ранее
подготовленным
подготовленным
заданиям.
заданиям.
Работа с учителем.
Работа с учителем.
Объяснение
Объяснение
подготовительного
подготовительного
задания.
задания.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
Выполнение задания.
Выполнение задания.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
3 3
этапэтап
15 15
минмин
4 4
этапэтап
12 12
минмин
Работа с учителем.
Работа с учителем.
Объяснение нового,
Объяснение нового,
первичное закрепление,
первичное закрепление,
разъяснение заданий
разъяснение заданий
для последующего
для последующего
закрепления.
закрепления.
Самостоятельная
Самостоятельная
работа.
работа.
Выполнение задания.
Выполнение задания.
5 5
этапэтап
5 мин
5 мин
Работа с учителем.
Работа с учителем.
Проверка результатов
Проверка результатов
работы, разбор ошибок.
работы, разбор ошибок.
Объяснение нового
Объяснение нового
задания. Задание на
задания. Задание на
дом.
дом.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
Выполнение задания.
Выполнение задания.
Работа с учителем.
Работа с учителем.
Объяснение и первичное
Объяснение и первичное
закрепление нового
закрепление нового
материала. Разъяснение
материала. Разъяснение
заданий для
заданий для
последующего
последующего
закрепления.
закрепления.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
Выполнение задания.
Выполнение задания.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
6 6
этапэтап
5 мин
5 мин
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
Выполнение задания.
Выполнение задания.
Работа с учителем.
Работа с учителем.
Проверка результатов
Проверка результатов
работы, разбор
работы, разбор
ошибок. Задание на
ошибок. Задание на
дом.
дом.
7 7
этапэтап
3 мин
3 мин
Совместная работа учащихся всех классов с
Совместная работа учащихся всех классов с
учителем.
учителем.
Подведение итогов урока. Выставление оценок за
Подведение итогов урока. Выставление оценок за
работу на уроке.
работу на уроке.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Функцию учителя выполняют таблицы
Функцию учителя выполняют таблицы
разного рода: образцы разбора, указание
разного рода: образцы разбора, указание
на характер и последовательность
на характер и последовательность
действий, вопросы, направляющие
действий, вопросы, направляющие
действия учеников. Изменяются и сами
действия учеников. Изменяются и сами
задания по грамматическому разбору.
задания по грамматическому разбору.
гласной, и выпиши их.
гласной, и выпиши их.
Например:
Например:
Задание в массовой школе: Прочитай
: Прочитай
Задание в массовой школе
Задание в малокомплектной школе:
Задание в малокомплектной школе:
Прочитай про себя слова, начинающиеся с
Прочитай про себя слова, начинающиеся с
слова, начинающиеся с гласной буквы.
слова, начинающиеся с гласной буквы.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Рекомендации учителю.
Рекомендации учителю.
Больше времени уделять: а) тому классу,
1.1. Больше времени уделять: а) тому классу,
где изучается новый материал; б)
где изучается новый материал; б)
младшим классам.
младшим классам.
Длительная непрерывная
2.2. Длительная непрерывная
самостоятельная работа совершенно
самостоятельная работа совершенно
недопустима для учащихся 1 и 2 классов.
недопустима для учащихся 1 и 2 классов.
Целесообразно один из этапов урока
3.3. Целесообразно один из этапов урока
выделять для сам.работы во всех классах,
выделять для сам.работы во всех классах,
чтобы учитель имел возможность
чтобы учитель имел возможность
наблюдать за ходом этой работы и в
наблюдать за ходом этой работы и в
конце урока подвести её итоги.
конце урока подвести её итоги.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Планируя непосредственную работу с
Планируя непосредственную работу с
учениками, учитель должен
учениками, учитель должен
предусматривать:
предусматривать:
Краткую проверку уровня знаний
1.1. Краткую проверку уровня знаний
учащихся, усвоения программного
учащихся, усвоения программного
материала (в форме краткого устного
материала (в форме краткого устного
опроса);
опроса);
Объяснение материала на основе
2.2. Объяснение материала на основе
самостоятельно проведённой учащимися
самостоятельно проведённой учащимися
подготовки к усвоению новых знаний. При
подготовки к усвоению новых знаний. При
этом особое внимание обращается на
этом особое внимание обращается на
разъяснение учащимся сущности
разъяснение учащимся сущности
формируемых понятий и излагаемых
формируемых понятий и излагаемых
правил и проверку усвоения их учениками;
правил и проверку усвоения их учениками;
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
3.3. Первичное закрепление материала,
Первичное закрепление материала,
изученного на данном уроке, с показом
изученного на данном уроке, с показом
наиболее рациональных приёмов
наиболее рациональных приёмов
применения полученных знаний при
применения полученных знаний при
выполнении разнообразных упражнений;
выполнении разнообразных упражнений;
4.4. Обобщение изученного материала (по
Обобщение изученного материала (по
теме или разделу программы) с
теме или разделу программы) с
осуществлением необходимых внутри-
осуществлением необходимых внутри-
предметных связей, подведением
предметных связей, подведением
учащихся к обобщениям и выводам.
учащихся к обобщениям и выводам.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Требование к учебному
Требование к учебному
оборудованию.
оборудованию.
Наглядные пособия и карточки-задания должны
1.1. Наглядные пособия и карточки-задания должны
содержать не только материал для
содержать не только материал для
самостоятельной работы учеников на уроке, но и
самостоятельной работы учеников на уроке, но и
краткие указания о последовательности и
краткие указания о последовательности и
способах её выполнения;
способах её выполнения;
Оборудование классной комнаты и рабочего
2.2. Оборудование классной комнаты и рабочего
места учителя в особенности должны
места учителя в особенности должны
предоставлять ему возможность быстро давать
предоставлять ему возможность быстро давать
задания ученикам и без потери времени
задания ученикам и без потери времени
заменять их в ходе урока;
заменять их в ходе урока;
Учебные аппараты и приборы должны быть
Учебные аппараты и приборы должны быть
таковы, чтобы применение их на занятиях с
таковы, чтобы применение их на занятиях с
одним классом не мешало работе учеников
одним классом не мешало работе учеников
другого класса.
другого класса.
3.3.
Презентация "Организация занятий в малокомплектной начальной школе"
Использованная
Использованная
литература.
литература.
В.П.Стрезикозин «Организация занятий
1.1. В.П.Стрезикозин «Организация занятий
в малокомплектной начальной школе»
в малокомплектной начальной школе»
- 1968 г.
- 1968 г.
В.П.Стрезикозин «Урок в сельской
2.2. В.П.Стрезикозин «Урок в сельской
малокомплектной школе» - 1972 г.
малокомплектной школе» - 1972 г.
Статья А.И.Филимоновой «Организация
3.3. Статья А.И.Филимоновой «Организация
общения…в условиях сельской
общения…в условиях сельской
малокомплектной школы» - 1998г.
малокомплектной школы» - 1998г.
«Организация учебно-воспитательного
4.4. «Организация учебно-воспитательного
процесса в сельской малокомплектной
процесса в сельской малокомплектной
школе». Метод.материалы. Хабаровск –
школе». Метод.материалы. Хабаровск –
2001г.
2001г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.