Особенности организации современного урока в свете требований ФГОС
основного общего образования
1 слайд Организация уроков общеметодологической направленности имеет
свои особенности, исходя из целей данного типа урока. Уроки общеметодологической
направленности призваны формировать у учащихся представления о методах,
связывающих изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой
учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
2 слайд
Деятельностная цель
уроков общеметодологической направленности:
формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с
построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения
содержательнометодических линий.
Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и
методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной
самоорганизации. Эти уроки могут быть надпредметными и проводиться вне рамок
какоголибо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других
специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии
деятельностного метода.
Отдельные предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений
о методах наук.
Целесообразно проводить уроки данного типа либо в начале изучения большой темы ,
либо после ее изучения для систематизации и обобщения знаний и умений учащихся.
3 слайд
Структурными компонентами данного урока являются следующие этапы:
• 1) этап самоопределения к деятельности (12 мин);
• 2) этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности (56 мин);
• 3) этап постановки учебной задачи (23 мин);
• 4) этап построения проекта выхода из затруднения (56 мин); • 5) этап первичного закрепления во внешней речи (45 мин);
• 6) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (56 мин);
• 7) этап включения в систему знаний и повторения (1520 мин);
• 8) этап рефлексии деятельности (56 мин).
4 слайд
Рассмотрим в качестве примера урока общеметодологической направленности
Повторительнообобщающий урок по теме «Древняя Греция».(5 класс)
• Содержательная цель: выявление теоретических знаний по теме «Древняя
Греция»
• Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к
структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и
способностей к учебной деятельности через применение сетевых технологий.
5 слайд
I.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Цель: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения
нормативных требований учебной деятельности.
Задача: обеспечить своевременное и организованное начало урока.
Взаимные приветствия учителя и учащихся; Фиксация отсутствующих; Организация
внимания и внутренней готовности.
6 слайд
II. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Цель: Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней
потребности к построению нового способа действий.
Задача: установить правильность и осознанность усвоения учебного материала;
выявить неверные представления, их коррекция.
Организация работы фронтальная, направленная на ввод учащихся в тему.
Вопросы учителя: Ребята, как называлась тема вашего предыдущего урока? Этот
урок был както связан с темами предыдущих уроков? Как долго вы изучали эту
тему? Вы изучали тему «Древняя Греция» 20 уроков, т. е. большую часть учебного времени,
отведённого на изучение истории в 5 классе. Ваши знания будут проверены серьёзной
контрольной работой.
Как вы думаете, какие вопросы и задания могут быть в контрольной работе?
7 слайд
Этап выявления места и причины затруднения.
Цель: Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или
способностей учащихся.
Задачи: выявить пробелы в знаниях;
сформулировать совместно с учащимися цели, темы и задачи изучения нового материала.
показать его практическую значимость.
Совместная деятельность учащихся и учителя способствует раскрепощению детей,
воспитывает коммуникативную культуру.
Вы хорошо готовы к проверке своих знаний?
Хотите, я помогу вам сегодня лучше подготовиться к контрольной работе? И сделаем мы
это с вами новым и необычным для вас способом. Этот способ называется «Ментальная
карта»
Какова же цель нашего занятия? Каким образом мы это будем делать?
8 слайд
V. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и
средств их реализации.
Задачи: выделить и повторить узловые моменты;
проанализировать результат усваиваемых или усвоенных знаний,
скорректировать знания.
Учитель объясняет правила создания ментальной карты, рисуя плоскостной кластер на
доске.
Учащиеся слушают инструктаж. Команды тянут жребий, который определяет, над
каким сектором Ментальной карты они будут работать: Термины Даты Персоналии
Географические названия Герои мифов Боги
9 слайд V. Этап реализации построенного проекта.
Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его
применять.
Задачи: на основе выбранного метода вспомнить и систематизировать информацию;
научить оперировать полученной информацией.
Учитель выступает в роли модератора и инструктора. Практическая работа в группах
по созданию ментальной карты «Древняя Греция». Каждая группа работает над своей
«ветвью» карты, наполняя её своими знаниями
10 слайд
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: Усвоение учащимися нового способа систематизации знаний.
Задачи: научить учащихся агрументированно давать ответы.
Учитель проверяет полученную информацию.
Учащиеся выполняют упражнения. Ответы учащихся с аргументацией
Каждая группа докладывает о результатах своей работы.
11 слайд
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: Интериоризация(получение жизненного опыта) нового способа действия и
исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели
пробного учебного действия.
Вопросы учителя: Ребята, если вы считаете, что ваши одноклассники заполнили
Ментальную карту не полностью, то дополните их информацию. Запишите дополнения
цветом своей команды. Учащиеся дополняют работы своих одноклассников.
12 слайд
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: Включение нового способа действий в систему знаний.
Задачи: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с
ранее изученными.
Вопросы учителя: Считаете ли вы, созданную нами ментальную карту «Древняя
Греция» полной и завершённой? Задайте сами себе домашнее задание. Как вы будете
дополнять Карту?
Ответы учащихся. Нет, она неполная и незавершенная. Аргументированный выбор
вида домашнего задания. Продолжить наполнение ментальной карты. Подготовиться по
ней к контрольной работе. Листая параграфы по теме «Древняя Греция» и записи в
тетради, обращать внимание на выделенные слова и фиксировать их в Карте.
Записывают Д/З в дневник.
13 слайд
X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание
метода построения и границ применения нового способа действия.
Задачи: организуется рефлексия и самооценка и взаимооценка учениками
собственной учебной деятельности на уроке;
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют
степень их соответствия. Какую цель мы ставили перед собой на уроке? Мы
выполнили ее? Как именно мы ее выполнили? Что вам понравилось на уроке больше
всего?
Отвечают на поставленные вопросы сообразно своим представлениям и собственной
роли на уроке. Самооценка и оценка работы других групп по «ЛИСТУ
ОЦЕНИВАНИЯ». Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку,
предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
Таковы основные этапы и способы организации учебной деятельности на уроке
общеметодологической направленности.
Спасибо за внимание!
Презентация "Особенности организации современного урока в свете требований ФГОС ООО"
Презентация "Особенности организации современного урока в свете требований ФГОС ООО"
Презентация "Особенности организации современного урока в свете требований ФГОС ООО"
Презентация "Особенности организации современного урока в свете требований ФГОС ООО"
Презентация "Особенности организации современного урока в свете требований ФГОС ООО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.