Презентация открытого урока по биологии в 8 классе
Оценка 4.6

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Оценка 4.6
Презентации учебные
docx
биология
8 кл
09.01.2018
Презентация открытого урока по биологии в 8 классе
Обобщающий урок биологии на тему: «Дыхательная система». Данная презентация позволяет обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях органов дыхания; раскрыть сущность процесса дыхания. Его значение в обмене веществ; развивать творческое мышление учащихся, память, речь, коммуникативные качества. Применена такая форма проведения - урок восхождения к вершине знаний.Урок обобщения и контроля знаний
Обобщающий урок биологии на тему (2).docx
Обобщающий урок биологии на тему: «Дыхательная система» Цели урока:  обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях органов  дыхания; раскрыть  сущность процесса дыхания. Его значение в обмене веществ; развивать творческое мышление учащихся, память, речь, коммуникативные  качества. Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Оценивать собственный вклад в работу группы. Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим  мнением, высказывать свое. Познавательные УУД: Работа с информационными текстами. Объяснение значения новых слов. Сравнивать и выделять признаки. Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для  структурирования информации Коммуникативные УУД: Групповая работа по обсуждению информации.  Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.                Формы проведения: урок восхождения к вершине знаний. Оборудование урока: компьютерная презентация, проектор, компьютер. ХОД УРОКА: 1 Организационный момент. 2 Мотивация. Сегодня на уроке мы с вами закрепим основные знания по теме «Органы дыхания.  Гигиена дыхания». 3 Актуализация знаний. ­ Попробуйте определить цели нашего урока. (дети обозначают цели и задачи урока). ­ Как же нам достичь этих целей на нашем уроке?  (варианты детей) РАЗМИНКА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вместимость какого легкого больше и почему? (правого, т.к. слева находится сердце) Чем может быть полезна зевота? (Зевание помогает дыханию, активизируя при   этом   поступление   кислорода   в   организм,   циркуляцию   крови   и   помогает охладить мозг) Может   ли   неправильное   дыхание   стать   причиной   сутулости?   (Правильное дыхание   через   нос   способствует   тому,   что   грудь   расправляется.   Когда   человек вдыхает воздух ртом, то со временем вытягивается шея, а голова уходит вперед, что сказывается на осанке и приводит к сутулости) Почему   не   рекомендуют   дышать   через   рот?   (Правильное   дыхание предполагает   дыхание   через   нос,   которое   очищает   и   прогревает   воздух.   При дыхании через рот – инфекции и непрогретый воздух сразу попадают в рот, вызывая ангину и другие инфекционные заболевания носоглотки, уха и горла) За счет чего происходит газообмен? (за счет разницы парциального давления) Какие   рефлексы   возникают   при   раздражении   бронхов?   При   раздражении слизистых оболочек носовой полости? (кашель и чихание) Определите тип дыхания у мужчин и женщин.  (у мужчин ­ брюшное дыхание, у женщин – грудное) Почему трахея  имеет  хрящевые  полукольца,  а не сплошные кольца,  как у дыхательной трубки противогаза? (сзади трахеи примыкает пищевод) Есть дерево у нас в груди! Оно волшебное поди­ Зарядкой занимается: При вдохе расширяется, При выдохе сжимается. 10. 11. 12. Есть 2 пары струн в пещере, А пещера в нашем теле. Струны не простые эти, Могут говорить и петь. Стоят мешки в амбаре, Но не зерном полны, Они из тонкой ткани, Что б мы дышать смогли. Очень длинная пещера Арками украшена. Воздух в ней проходит смело, Поступая в бронхи наши. Переходим к следующему конкурсу «Мозговой штурм» 1 Даны органы дыхания: трахея, легкие, носовая полость, гортань, бронхи,  носоглотка. Нужно расставить их в том порядке, как к ним поступает воздух. 2 Найти соответствия: Диафрагма полая трубка, расположенная в передней части шеи          Гортань        Альвеолы        Легкие легочные пузырьки парный, эластичный, волокнистый орган мышца, отделяющая грудную полость от брюшной                     3.Установите последовательность процессов вдоха: А) увеличение объема грудной клетки Б) расширение легких В) поднимаются ребра Г) движение воздуха из окружающей среды в легкие Д) сокращаются межреберные мышцы и диафрагма Е) уменьшение давления внутри легких   (ДВАБЕГ) 4. Выбрать правильные утверждения: 1) Трахея ветвится на два бронха. 2) Надгортанник закрывает вход в пищевод. 3) В артериальной крови больше кислорода, чем углекислого газа. 4) Основные дыхательные мышцы – межреберные и диафрагма. 5) Жизненная емкость легких измеряется термометром. 6) Дыхательный центр расположен в среднем мозге. ­ А вы молодцы! С честью выдержали испытания. А теперь немного отдохнем, расслабимся и выполним несколько дыхательных упражнений.  4. Дыхательная гимнастика. Физкультминутка. (1 мин) Встаньте, пожалуйста.  Учитель Повторяем дружно Засиделся ученик – Разминаться нужно! (руки к плечам, вверх, снова к плечам, в стороны и еще раз сначала) Дышим носом глубоко Поднимаемся легко… (поднимаясь на носки, руки вверх – вдох, бросить руки вниз – выдох) Вы проверили осанку? Спину прямо и свели лопатки… Ученики Мы упрямо Вам в ответ Головой покрутим: НЕТ. (повороты головы в стороны) А затем, улыбнувшись, как всегда, Головой покажем: ДА. (киваем вперед и назад) Учитель Напоследок потянулись Вдох и в стороны… Прогнулись. Садитесь… ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику   было   поручено   достать   ценные   документы   из   штаба   противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" ­ разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила? (игла, введённая полковнику внутрь   черепа,   поразила   продолговатый   мозг,   где   находятся   центры   дыхания   и кровообращения) Ученые проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух с 2. бактериями,   поместили   кролика.   Как   обычно,   кролик   дышал   носом,   и,   хотя   в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили   второго   кролика,   но   в   нос   ему   вставили   стеклянные   трубочки.   При дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой   оболочкой   носа.   Кролик   вскоре   заболел   и   погиб. (воздух   должен согреваться, обеззараживаться веществами слизистой носа) 3. В   какое   время   года   длинный   нос   полезнее   короткого?   (в   зимнее   время полезнее,   т.к.   поверхность   слизистой   длинного   носа   больше,   в   ней   больше капилляров,   по   которым   течет   нагретая   кровь,   отдающая   тепло   воздуху, проходящему через нос, и, тем самым, согревающая воздух) 4. У одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита с двух сторон. Хотя оба легких при этом остались невредимыми, ковбой   все   же   умер   от   удушья.   Почему   наступила   смерть?   (При   повреждении грудной клетки в плевральную полость, через рану входит воздух, где у здорового человека   он   обычно   отсутствует.   В   результате   при   расширении   грудной   клетки давление   снаружи   и   внутри   легких   уравновешивается,   смены   воздуха   в   них   не происходит, дыхание прекращается. Наступает пневмоторакс) 5. Спортсмен   бежит   длинную   дистанцию,   сил   нет,   все   как   у   обычного   человека. Обычный человек останавливается и говорит: ”Все, больше не могу”. Спортсмен задерживает дыхание, у него открывается второе дыхание, и он бежит дальше. (Для Как разрешить противоречие? ускорения   появления   второго   дыхания   при   физических   длительных   нагрузках спортсменам рекомендуют задерживать дыхание насколько это возможно. При этом в клетках образуется молочная кислота, которая как и углекислый газ стимулирует центр дыхания, и тогда возникает эффект второго дыхания) 6. У   некоторых   детей   в   носовой   полости   разрастаются   аденоиды   (полипы), затрудняющие носовое дыхание. Такие дети дышат ртом и спят с открытым ртом, у них   формируется   удлиненное   лицо   (аденоидный   тип   лица),   они   чаще   болеют респираторными   заболеваниями.   Объясните,   почему   дышать   надо   через   нос.   (в носоглотке вдыхаемый воздух увлажняется, согревается и очищается от пыли. При дыхании ртом этого не происходит, поэтому аденоиды надо своевременно удалять) 7. Дайте несколько практических советов для увеличения жизненной емкости легких.   (занятия   спортом   (особенно   бег   и   гребля),   физический   труд   на   свежем воздухе, отказ от курения, здоровый образ жизни) На   заре   воздухоплавания   3   французских   аэронавта   совершили   полет   на 8. воздушном  шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода) Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому 9. в   них   входит   воздух,   другой   ­   что   воздух   входит   в   легкие   и   поэтому   они расширяются. Кто прав? (Если речь идет о естественном дыхании ­ прав первый: механизм   дыхания   всасывающий.   Если   речь   об   искусственном   дыхании   ­   прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный) 10. Почему в больнице при остановке  дыхания используют  смесь кислорода с углекислым газом, а не чистый кислород? (углекислый газ повышает активность дыхательного центра продолговатого мозга) 11. Из романов Ф. Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м.   С   какими   особенностями   дыхания   связано   такое   ограничение?   (На   большей глубине   на   органы   дыхания   действует   высокое   давление.   Дышать   становится трудно, практически невозможно) ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ БУМ 1. Совокупность   процессов,   обеспечивающих   поступление   в   организм кислорода,   выделение   из   него   углекислого   газа   и   использование   кислорода клетками и тканями. (дыхание) 2. 3. Хрящ, прикрывающий вход в гортань (надгортанник) Оболочка, покрывающая легкие (плевра) Тонкие бронхиальные ветви (бронхиолы) Структурная единица легких (ацинус) Максимальное   количество   воздуха,   которое   может   быть   забрано   в   легкие Возбудитель туберкулеза (палочка Коха) Фотографирование   изображения   грудной   клетки,   просвечиваемой 4. (альвеолы) 5. 6. 7. после максимального выдоха. (ЖЕЛ) 8. 9. рентгеновским излучением (флюорография) 10. 11. 12. 13. Прибор для измерения ЖЕЛ (спирометр) 14. (грипп)  Поверхностно­активное вещество легких (сурфактант)  Воспалительный процесс в легких (пневмония)  Типы регуляций дыхания (нервная и гуморальная) Концевая часть дыхательного аппарата в лёгком, имеющая форму пузырька  Острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом Следующий конкурс: Тестовый Учащиеся сами выбирают задания по степени сложности. Под литером А – простые задания (дается 3 балла), под литером В – посложнее (4 балла), и под литером С – самые сложные (дается 5 баллов). Далее идет взаимопроверка. А сейчас я хотела бы, чтобы вы догадались, о чем идет речь: «В России, во времена царствования Михаила Романова, уличённых в этом в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г, причиной которого, как известно, было это, оно было запрещено под страхом смертной казни» Сообщение ученика:  В состав сигареты входит около 4000 различных химических соединений   и   веществ.   А   в сигаретном   дыме примерно   около   5000   химических соединений, причем, 60 из них вызывают рак. Никотин ­ основное вещество, входящее в состав табака. Свое название никотин получил в честь французского посла Жана Нико, который был одним из первых распространителей табака в Европе. В   чистом   виде   никотин   выглядит   как   маслянистая,   бесцветная   жидкость.   В сигарете,   в   среднем   около   2   мг   никотина.   Никотин   –   это   один   из   самых сильнодействующих   ядов,   он   даже   более   ядовит,   чем   стрихнин   и   мышьяк.   Он оказывает воздействие практически на все органы человека,  и если ввести человеку напрямую в кровь количество никотина, содержащегося всего в одной сигарете,  то возможен летальный исход. На поступление никотина в организм быстро реагирует сердце. Оно начинает работать с напряжением, увеличивается частота сердечных сокращений.  Начинают интенсивнее  сокращаться стенки сосудов.   Они  начинают сужаться,   повышая   кровяное   давление.   Кровь   делается   более   вязкой   и увеличивается риск образования тромбов. Другие   химические   компоненты   и   вещества,   содержащиеся   в   сигаретах   и табачном дыме: ­ Тар (деготь) повреждает легкие, вызывает рак. Используется для асфальта дорог. ­ Мышьяк – очень мощный смертельный яд. ­ Кадмий   и   никель –   используется   в   батарейках.   Оказывают   токсическое воздействие на почки. ­ Хлористый   винил ­   используется   для   виниловой   продукции. Кратковременное воздействие   вызывает   головокружение,   головные   боли   и   усталость. Длительное воздействие может привести к раку и печени. ­ Формальдегид ­   это   консервант,   вещества, лаборатории. Он вызывает рак у людей и у животных.   используемого   в   судебной ­ Полоний   210 ­   радиоактивное   вещество,   которое   может   вызвать   рак   печени   и мочевого пузыря, язвы желудка, лейкемию и другие заболевания. ­ Аммиак ­ бесцветный газ,   используется во многих моющих средств, таких как окна или для чистки стекол. ­ Ацетон ­ главный компонент для удаления  лака ногтей.  ­ Угарный газ ­ смертоносный газ при вдыхании в закрытых помещениях. Не имеет ни   цвета,   ни   запаха.   Может   привести   к   сильнейшему   отравлению   и   летальному исходу. ­ Толуол ­ используются для производства краски, растворителей краски, лаки для ногтей   и   клея. Может   вызвать   усталость,   слабость,   потерю   аппетита   и   потерю памяти. ­ Синильная кислота – напоминает горечь миндаля, очень токсична. Воздействует на дыхательную систему, парализуя ее. ­ Бензопирен – очень ядовит. Меняет структуру клеток и ДНК, что может привести к генетическим изменениям. Особенно вреден для беременных женщин  .   ­ Мочевина –   используется   при   изготовлении   сигарет   в   качестве   добавки   для придания аромата, стимулирует привыкание и зависимость к курению. Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? ­ Мы еще раз с вами убедились в том, что нет ни одного органа в организме,  который не повреждался бы никотином. Недавно была обнаружена доселе неизвестная рукопись, принадлежащая перу великого мореплавателя и первооткрывателя Америки Колумба: «Я, Кристобаль Колон (Христофор Колумб), итальянец по национальности, адмирал и вице­ адмирал открытых мною земель, на склоне лет, почти забытый всеми и живущий в маленьком монастыре, завещаю всем, кто найдет эту рукопись: Не   жевать   и   не   курить   сухую   траву   (табак),   которой   угощали   нас   туземцы   и которую мы завезли в Испанию, так как по моим наблюдениям, от этого сипнет голос, «вянет»  кожа, болит и  кружится голова,  а ум  становится  медлительным. Будучи   в   трезвом   уме   и   твердой   памяти,   призываю   всячески   препятствовать распространению   вредной   привычки   на   территории   нашего   государства   и   за   ее пределами. Призываю не при каких обстоятельствах не жевать и не курить табак». Жаль, что это завещание Колумба было найдено так поздно.   Стихотворение: Запомни – человек не слаб, Рожден свободным. Он не раб.  Сегодня вечером, как ляжешь спать, Ты должен так себе сказать: «Я выбрал сам дорогу к свету И, презирая сигарету, Не стану ни за что курить, Я – человек! Я должен сильным быть!»      Д. Бершадский 5.Подведение итогов урока. Заканчивая урок, попробуем определить, к каким выводам мы пришли? Что можно   сказать   о   сложности   строения   и   выполняемых   функций   дыхательной системы? Дыхательная система человека – это самая сложно устроенная система органов в органическом мире. В ней все тесно взаимосвязано: строение – функции – происхождение – образ жизни – здоровый или губительный для организма. Произошло ли увеличение ваших знаний по теме? Что вы больше всего запомните с урока? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Вам в этом мире многое дано, Расти, творить и ошибаться. Но, главное дано дышать, Искать, найти и не сдаваться! ­ Попробуйте отразить ваше отношение к уроку в виде смайликов.

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе

Презентация открытого урока по биологии в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2018