Педагогический проект
«Достижение планируемых результатов образования на уроках математики в условиях введения ФГОС»
учитель математики МБОУ
гимназии №2
г. Железнодорожный
Трифонова Анна Михайловна
Деятельность формируется в деятельности. Л.С. Выготский
Гипотеза:
Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта (и мной, и учащимися) в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен, потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков.
Цель моего проекта:
научиться применять методы, технологии и приемы, направленные на достижение планируемых результатов образования, а также осуществлять их мониторинг;
изучить УУД и особенности их формирования и развития на уроках математики в основной школе.
При создании этого проекта я поставила следующие задачи:
изучить «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС), в чем они выражаются;
изучить методы, технологии и приемы достижения планируемых результатов образования;
изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы формирования универсальных учебных действий;
определить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
выявить особенности формирования универсальных учебных действий средствами урока математики;
изучить методы диагностики универсальных учебных действий;
организовать проект для учащихся 6-х классов по теме «Пропорция вокруг нас»;
провести мониторинг планируемых результатов до и после реализации проекта учащимися;
организовать занятие стажерской площадки для учителей математики с показом учащимися готовых проектов, обсудить с коллегами достижение планируемых результатов учащимися в процессе работы над проектом.
Кому адресован педагогический проект:
В успешной реализации данного проекта заинтересованы:
учителя средней и старшей ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания сможет существенно повысить мотивацию к учению в среднем звене;
родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;
учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы.
сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьёт самостоятельность в добывании новых знаний
Продукты проекта:
Разработанный и реализованный проект по математике согласно требованиям ФГОС для учащихся 6-го класса по теме «Пропорция вокруг нас».
Методический материал для проведения диагностики планируемых результатов.
Программа занятия в стажерской площадке для учителей математики.
Инновационная значимость проекта:
Принципиальной основой проекта явилась ориентация не только на получение предметных знаний, но и умение добывать самому и применять эти знания в практической деятельности.
Соответствие педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо традиционных уроков разработок уроков-проектов, решающих такие задачи, как развитие у учащихся:
умения планировать, анализировать свои действия;
умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия;
способность к сотрудничеству;
чувства ответственности за конечный результат.
Теоретическая часть
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития.
При организации образовательного процесса учитель использует педагогические технологии, основанные на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения
четырёх междисциплинарных учебных программ
«Формирование универсальных учебных действий»,
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
«Основы смыслового чтения и работа с текстом».
учебных программ по всем предметам
Планируемые результаты реализации программы формирования УУД.
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
уровень развития морального сознания;
присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Результатом формирования познавательных УУД будут
являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения учебных задач;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение
эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
выбирать средства для организации своего поведения;
запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный.
Выбор средств первичной диагностики предметных и метапредметных результатов.
Выбор модуля тем уроков для реализации проекта.
2. Деятельностный.
Проведение диагностики и ее анализ.
Разработка серии уроков с применением методов, технологий и приемов, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов, и их проведение.
Видео и фотосъемка уроков с последующим самоанализом и анализом совместно с экспертами и их корректировка.
Проведение открытого урока с приглашением гостей и экспертов.
Диагностика предметных и метапредметных результатов.
3. Аналитический.
Сравнение результатов диагностики до и после выполнения проектов учащимися.
Ограничения и риски:
Общим риском при работе над данным проектом может стать увлечение одним методом в ущерб другим. Поэтому предлагается при составлении рабочей программы учитывать все формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы. Риск потери времени, отклонения от темы урока. Для того чтобы свести данные риски к минимуму, необходимо очень четко прорабатывать структуру урока, следить за ходом урока, рассуждениями учащихся, вовремя корректировать их деятельность и направлять её в нужное русло. Кроме того, не исключается риск потери мотивации со стороны учащегося в исследовательской работе.
Пути преодоления: помощь со стороны преподавателя. Четкие инструкции при работе с литературой.
Ожидаемый результат:
Учащиеся научатся работать с различными источниками информации, находить нужные сведения, анализировать и обрабатывать результаты своих работ. Расширят знания по изучаемым предметам. Сформируют коммуникативные способности и умение позиционировать себя.
Заключение.
Результативность использования проектной деятельности подтверждается практикой. Изменяется микроклимат в классе, формируются и развиваются толерантные, доброжелательные взаимоотношения. Совместная деятельность воспитывает самостоятельность, ответственность за себя и товарищей, взаимопомощь, взаимовыручку. Отношение к предмету переходит на более высокий, практический уровень – школьники начинают действительно осознавать прикладной характер математики как части общечеловеческой культуры. Развивается критичность мышления. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании.
И самое главное - заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Ресурсное обеспечение для реализации проекта:
Материально-технические: класс с компьютерным оборудованием, постоянный выход в Интернет.
Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по математике, обучающие компьютерные презентации.
В кабинете в достаточном объеме имеется дополнительная литература по математике. Имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет. Реализация проекта не требует дополнительных средств.
Дидактические цели проекта:
Формирование у детей понятия пропорции и ее членов, изучение основного свойства пропорции.
Приобретение школьниками навыков сравнения фактов, самостоятельных оценок событий, объяснения явлений, интерпретации сведений, а также умения научиться связывать изучение темы с другими дисциплинами и темами.
Приобретение навыков самостоятельной работы, работы в группах.
Методические задачи:
Познакомить учащихся с золотой пропорцией и связанными с нею соотношениями;
Расширить представления учащихся о сферах применения математики не только в естественных науках, но и в искусстве;
Продемонстрировать разнообразное применение в реальной жизни с применением и использованием компьютерного моделирования;
Исследовать применение пропорций в области математики, живописи, архитектуры, медицины, истории.
Важным результатом проекта является понимание учащимися простоты, красоты пропорций, их важности для правильного и гармоничного изображения предмета.
Сведения о проекте:
Необходимые начальные знания, умения, навыки:
Учащиеся должны знать понятие отношения двух чисел, что показывает отношение двух чисел.
Учащиеся должны уметь правильно представлять частное в виде дроби (a:b=a/b) и переходить от одной записи к другой.
Учащиеся должны обладать навыками уверенного выполнения арифметических действий.
Учащиеся должны уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет, работать с программой Word и PowerPoint.
Критерии оценивания презентации учащегося
| Баллы |
| |
2 полностью | 1 | 0 | |
Структура презентации |
| ||
Тема сформулирована, авторство указано | |||
Цель сформулирована | |||
Гипотеза сформулирована | |||
Задачи и ход исследования понятны | |||
Методы исследования ясны | |||
Выводы сделаны | |||
Результат/вывод соответствуют поставленной цели | |||
Пути использования результатов предложены, использованные ресурсы указаны | |||
Содержание презентации | |||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | |||
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | |||
Наличие графических объектов | |||
Библиография | |||
Корректность текста | |||
Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок | |||
Использование научной терминологии | |||
Информация точная, полная, полезная и актуальная | |||
Оформление презентации | |||
Оформление презентации логично, едино, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации | |||
Изображения в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию | |||
Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами | |||
Списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно | |||
Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания информации на слайде |
Итоги диагностики:
В данной диагностике были использованы тесты для проверки познавательных и регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 5-6-х классов Образовательной системы «Школа 2100».
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, сканер, другие типы интернет- соединений, базы данных, электронные таблицы, издательские системы, программы для электронной почты, электронные энциклопедии, программы обработки изображений, веб-браузер, мультимедийные программы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.