В данной презентации обобщаются и систематизируются знания учащихся по теории чисел, повторяются уже известные множества, их определения, правила действий с данными числами. Обращается внимание, что расширение понятия числа происходит исторически с потребностью общества, с развитием наук. Рассматривается ряд практических заданий, которые предлагаются для самостоятельного решения с последующей проверкой. Материал рассчитан на сдвоенный урок
« Числа не управляют миром, но
« Числа не управляют миром, но
они показывают, как управлять
они показывают, как управлять
им».
им».
( И. Гёте).
( И. Гёте).
Для счета предметов используются числа ,
которые называются натуральными
обозначения множества натуральных чисел
употребляется буква NN первая буква латинского
слова Naturalis
Naturalis, «естественный», «натуральный»
натуральными.. Для
Натуральные числа, числа им противоположные
и число нуль, образуют множество целых
целых чисел,
которое обозначается Z первой буквой
немецкого слова ZahlZahl «число».
Множество чисел, которое можно представить в
виде ,
называется множеством рациональных чисел
чается QQ первой буквой французского слова Quotient
Quotient
«отношение».
m
n
рациональных чисел и обозна
Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области
Натуральные числа возникли в силу
числа возникли в силу
Натуральные
необходимости вести счетсчет любых
любых
необходимости вести
предметов.
предметов.
Натуральные числа несут ещё
другую функцию –
характеристика порядка предметов,
характеристика порядка
расположенных в ряд.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10…
натуральном,в смысле естественном,
естественном,
О натуральном,
ряде чисел говорится во «Введении в
арифметику» греческого математика
( неопифагорийца) Никомаха из Геразы
Никомаха из Геразы.
В современном смысле
понятие и термин
«Натуральное число»
встречается у французского
философа и математика
Ж.Даламбера (17171783)
Ж.Даламбера
Натуральные числа
Натуральные числа
1, 2, 3, 4, 5, 6...
nn натуральное
Nn∈
Сумма и произведение
Сумма
чисел есть число натуральное
натуральное.
произведение натуральных
• С развитием земледелия, торговли, ремесел
возникла потребность в дробях.
• Современную систему записи дробей с
числителем и знаменателем создали в Индии.
Одну долю или несколько равных долей единицы
называют ДРОБЬЮ или ДРОБНЫМ ЧИСЛОМ.
ДробиДроби естественно возникли при решении
задач о разделе имущества, измерении
земельных участков, исчислении времени.
Дробные числа
Дробные числа
5
23
;
;
1
67
3
16
34
1
1
100
1
2
21
5
1
8
1
16
1
123
1
4
;
;
;
;
;
;
;
.
;
1
3600
;
Сумма, произведение
Сумма,
дробных чисел есть число дробное.
дробное.
произведение и частное
частное
доли или единичные
1) доли
единичные дроби,
у которых числитель единица,
знаменателем же может быть
любое целое число;
;
;
1
16
1;
8
1
123
систематические, у которых
1;
4
2) дроби систематические
числителями
числителями могут быть любые
знаменателями же – только числа некоторого
знаменателями
частного вида, например,
1;
1
шестидесяти;
степени десяти или шестидесяти
степени десяти
100
60
любые числа,
3600
1
;
;
3)дроби общего
знаменатели могут быть любыми
общего вида, у которых числители и
любыми числами.
Десятичные дроби в XV веке
Десятичные дроби
ввел самаркандский ученый
ал Каши..
ал Каши
Ничего, не зная об открытии ал – Коши,
десятичные дроби открыл второй раз,
приблизительно через 150 лет, после него,
фламандский ученый математик и инженер
Симон Стевин
Симон Стевин в труде «Децималь» (1585 г).
Целые числа
В
природе
существуют
величины, которые могут
изменяться
двух
направлениях : температура,
высота над уровнем моря
или
уровня. Это
приводит к появлению
отрицательных чисел
в
ниже
отрицательных чисел
Понятие отрицательных
возникло в практике решения
алгебраических уравнений.
алгебраических уравнений.
Отрицательные числа трактовались
так же как долг
бартерных расчетах.
долг при финансовых и
Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области
Отрицательные числа ввели
в математический обиход
Михаэль Штифель (1487—1567)
Михаэль Штифель
в книге «Полная арифметика»
(1544),
и Никола Шюке
его работа была обнаружена в 1848
году.
Никола Шюке (1445—1500)
Числа,
Числа,
им противоположные
им противоположные
-
1
-
5
-
2
-
6
-
4
-
3
Натуральные числа
Натуральные числа
65
1 2 3 4
Z
Целые
Целые
Целые числа
Целые числа
…3;2;1;0,1, 2, 3,...
mm целое
Zm
Сумма, произведение и разность
разность
Сумма, произведение
целых чисел есть число целое
целое.
Дробные числа
Дробные числа
2/
7
2
5
7,
1
3,
2
0,
(2)
0,1
1
Целые числа
Целые числа
0
-4
9
5
8
1
0
Q
Рациональные
Рациональные
Рациональные числа
Рациональные числа
rr рациональное
рациональное
Qr
произведение, разность и
Сумма, , произведение, разность
Сумма
частное рациональных чисел есть
частное
число рациональное
рациональное.
Отношения между множествами натуральных,
целых и рациональных чисел наглядно демонстрирует
круги Эйлера.
геометрическая иллюстрация – круги Эйлера
N
Z
Q
Леонард Эйлер жил в России в
Леонард Эйлер
середине XYΙΙΙ века и внес большой вклад
в развитие математики.
Задание 1.
Вычислите значения числовых выражений и
изобразите их на диаграмме Эйлера.
Вместо недостающего числа впишите букву кк..
аа
вв
сс
dd
mm
8,05:1
222,0:6,0
53:17
)1(
5,02:13
3
)1(
N
Q
2
Z
kk
и
ошибся
молодец
молодец
ошибся
Выясните, какие из высказываний
Выясните, какие из высказываний
истинные:
истинные:
Nk) 1
л
Zk) 2
и
л
Qk) 3
л
и
Nа) ∈4
и
л
Zа) ∈5
и
л
Qа) ∈6
л
и
молодец
ошибся
Nd) 7
и
л
Zd) 8
л
и
Qd) 9
л
и
молодец
ошибся
молодец
ошибся
молодец
ошибся
ошибся
молодец
ошибся
молодец
ошибся
молодец
Замените данные рациональные числа
десятичными дробями.
1
2
1
4
3
4
50,
250,
750,
1
5
2
5
3
5
20,
40,
60,
1
8
3
8
5
8
0,
125
0,
375
0,
625
1
3
2
3
1
6
0
,333
...
0
,666
...
0
,1666
..
Прочитайте дроби:
1) 0,(2) 2) 2,(21) 3) 1,(1)
4) 3,0(3) 5) 0,1(6) 6) 12,45(7)
чисто периодические
чисто периодические
смешанные периодические
смешанные периодические
Пусть х = 0,222…
10х = 2,222…
10х = 2,222…
х =0,222…
10х – х = 2,222… 0,222
9х= 2
2
9
=х
0,222…
2
9
Пусть х = 0,4666…
10х = 4,666…
100х = 46,666…
10х =4,666…
100х – 10х = 46,666… 4,666
90х= 42
=х
7
15
0,4666..
7
15
Чтобы обратить чисто периодическую дробь
в обыкновенную, нужно в числителе
дроби поставить число,
образованное из цифр, стоящих в периоде
стоящих в периоде,
а в знаменателе
сколько цифр в периоде.
сколько цифр в периоде
знаменателе – написать цифру 99 столько раз,
числителе обыкновенной
число,
0,
2
(2)=
1 цифра
9
0,(81)=81
9
99 11
2 цифры
числителе обыкновенной дроби
разности числа, образованного
Чтобы обратить смешанную периодическую дробь
в обыкновенную, нужно в числителе
поставить число
число, равное разности
цифрами, стоящими после запятой до начала второго
начала второго
периода, и числа, образованного из цифр, стоящих после
периода
запятой до начала первого периода
начала первого периода;
а в знаменателе написать цифру 99 столько раз, сколько
нулями, сколько цифр
цифр в периоде
цифр
между запятой
периоде,, и со столькими нулями
запятой и началом периода
началом периода.
0,4(6)=
4 64
1 цифра
1 цифра
9
0
42
90
7
15
Проверь соседа
Проверь соседа
1, 1)
(72)
1
1
72
99
8
11
81
11
2)
2,9(12)
2
9
912
990
2
903
990
2
301
495
3)
1,12(8)
1
12
128
900
1
116
900
291
225
ДОМА:
Стр. 64
№12.4-12.6
(а), 12.14