Частное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени преподобного СергияРадонежского»при Троице-Сергиевом Варницком монастыре Исторические задачи в математике. Модель задачника.
Выполнил:
Базилев Михаил,
ученик 11 «А» класса
Научный руководитель:
Зеленер Татьяна Валерьевна,
учитель математики
г. Ростов Великий, 2025
Введение
На уроках математики учащиеся постоянно решают различные задачи. Однако, постепенно и интерес к ним начинает ослабевать, однотипные задачи вызывают только скуку и отвращение. Использование исторических задач на уроках позволит расширить кругозор учащихся, показать взаимосвязь науки и культуры, а также повысить их интерес к предмету. Такие задачи способствуют формированию правильного понимания природы математики и развитию мировоззрения.
Актуальность
Актуальность обусловлена тем, что математические задачи, содержащие исторические факты могут развить познавательный интерес к математике. Решая такие задачи, учащиеся знакомятся с известными фактами прошлого. Совмещение двух предметов поможет разнообразить занятия, сделать их более продуктивными и интересными.
Цель
Создать сборник задач, в котором будут задания, на решение которых потребуются знания как математики, так и истории.
Задачи
1) изучить литературу и интернет-источники по данной теме;
2) составить задачи по математике с историческими сведеньями;
3) классифицировать задачи по разделам;
4) оформить полученные результаты в виде сборника задач по математике с историческим содержанием для учащихся шестого класса
Межпредметные связи математики с другими школьными дисциплинами
Математика + Биология: расчёты долей в ДНК, разведение организмов, статистика заболеваний.
Математика + География: масштаб карты, процентное соотношение площадей, круговые диаграммы населения.
Математика + Экономика: проценты, бюджет, скидки, налоги.
Математика + Искусство: симметрия, золотое сечение, геометрия в архитектуре.
Математика и история
Работа с хронологией: вычисление длительности событий, интервалов между датами
Перевод исторических дат в века, тысячелетия.
Сравнение продолжительности правлений, войн, эпох.
Сравнение размеров армий, населения, территорий в процентах или долях.
Сборник задач
Создан для учащихся 6 класса
Всего в сборнике 16 тем, по 5 задач в каждой теме
Объединяет историю и математику
Оформление задач
1. Задачи должны содержать материал соответствующий программе 6 класса по математике.
2. Весь дополнительный материал должен быть аккуратно и доступно оформлен.
3. Задачи не должны содержать «ловушек» и подвохов без педагогической цели.
4. Задача должна быть направлена на отработку конкретного навыка или понятия.
5. Условие должно быть полным и не допускать двусмысленности. Все данные должны быть достаточны для решения. Не должно быть противоречий в условии.
Алгоритм составления задач
Установление зависимости между числами.
Составление условия задачи и вопроса
Добавление дополнительного материала
Проверка задачи
Типы задач
Историческая часть как фон
В ответе историческое события
Для решения задачи потребуется знание истории;
Объяснение какого-нибудь события, не изучаемого в шестом класс;
Все вышеперечисленное.
Глава 2. Составление задачЗадачи на движение
1. Князь Святослав Игоревич отправил гонца из Киева в Чернигов с донесением. Расстояние между городами — 140 км. Гонец скакал на коне со средней скоростью 20 км/ч. Сколько времени занял его путь?
Проценты и десятичные дроби
2. Разделите число 322 на 2/7. Найдите 20% от числа 564. Полученные числа совпадают с началом и концом войны Мстислава Великого с этим княжеством. В ответе укажите название княжества.
Среднее арифметическое
3. Найдите среднее арифметическое данных значений: начала правления Рюрика, начала правления Олега, начала правления Ольги.
Дроби обыкновенные
4. Известно, что изначально своей резиденцией Рюрик избрал не Новгород, а Ладогу, поскольку она была важным стратегическим пунктом на пути «из варяг в греки». А теперь задача: Расстояние между Ладогой и Новгородом 130 км. В первый день Рюрик проехал 5/13 пути. Сколько км. Он проехал во второй день?
Пропорция
5. Князь Владимир Святославич после крещения Руси начал строить деревянные крепости-городища по всей стране для защиты от набегов. Одна такая крепость имеет круговую форму и окружена частоколом (забором из острых брёвен). Чтобы построить частокол вокруг крепости диаметром 300 метров, требовалось (год крещения Руси) брёвен. Позже, в другом городе, решили построить крепость того же типа, но в 1,5 раза больше по диаметру. Сколько брёвен понадобится для новой крепости?
Заключение
В ходе выполнения работы были решены все задачи, поставленные в исследовании:
Проанализированы задачи из учебника;
Изучен объемный материал по истории Отечества;
Составлен сборник задач с использованием исторического материала.
В сборник включены различные виды задач: задачи на обыкновенные дроби, задачи на движение, задачи на среднее арифметическое, задачи со статическими данными, задачи на движение и т.д.
Список литературы
1. Брандт М.Ю. История средних веков, учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. М.: Дрофа, 2002.
2. Данилов А.А. История России: конец XVI – XVIII век, учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2005.
3. Герд А. Л. Избранные педагогические труды/ Под ред. Б.Е. Райкова. — М., 1953. — с. 75-76.
4. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. — М.: Вентана-Граф, 2022.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.