ВВЕДЕНИЕ.
Несколько слов о взрослой жизни,
или
ДТема. Понятие «профориентация»..
обро пожаловать в мир труда
под общей редакцией кандидата педагогических наук
Богайцевой Марины Викторовны.
Авторский состав:
Кудряшова Наталья Владимировна
Полякова Ирина Ананьевна,
Быкова Лада Викторовна,
Руппиева Елена Олеговна,
Короваева Лариса Евгеньевна ,
Палагин Александр Анатольевич
Если человек не знает,
к какой пристани он
держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека
ТЕМА. ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА
ПРОФЕССИИ
Цель на уроке ?
Запишите
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
•Слово профессия в переводе с латинского означает
«объявлять своим делом», «говорить публично»,
«заявлять».
•Профессия – это род трудовой деятельности, требующей
определенной подготовки и являющейся источником
существования.
Профориентация
собой
комплекс специальных мер, направленных
на
его
профессиональном
и
выборе им оптимального вида деятельности
с учетом его потребностей и возможностей,
а также с учетом социально-экономической
ситуации на рынке труда.
самоопределении
представляет
помощь
человеку
в
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
его интересы и склонности
к определенным видам и
сферам деятельности;
претензии
на
определенный социальный
статус, который дает ему
та или иная деятельность;
его
его желание работать в
круге
определенном
людей,
в определенных условиях
определенной
и
нагрузкой.
с
ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ВЫБОРЕ ВИДА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
это его способности,
здоровье и
энергетика,
социальное
положение
материальная база, то
есть принадлежность
к определенному
кругу, социальные
связи и возможности
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Основные
направлен
ия
Профессиональное
информирование
Профессиональное
консультирование
Профессиональный подбор
Профессиональный отбор
Профессиональная,
производственная и
социальная адаптация
ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
формирование
сознательного
отношения к выбору
профессии,
ознакомление с миром
профессий,
со сферами
профессиональной
деятельности, с типами
профессий,
с учебными
заведениями и др.
СТРЕМЯТСЯ ОСВОИТЬ
ЗАЧЕМ ЛЮДИ
ПРОФЕССИЮ?
НЕ ВСЕ ЛИ РАВНО, ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ,
ЕСЛИ ЗА ЭТО ХОРОШО ПЛАТЯТ?
отрывок из произведения Михаила
Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия»:
«Всю свою жизнь, до 1914 года, Козырь был сельским
учителем. В 14-м году попал на войну в драгунский полк и к
1911 году был произведен в офицеры. А рассвет 14 декабря
1918 года под оконцем застал Козыря полковником
петлюровской армии, и никто в мире (и менее всего сам
Козырь) не мог бы сказать, как это случилось. А произошло
это потому, что война для него, Козыря, была призванием, а
учительство лишь долгой и крупной ошибкой. Так, впрочем,
чаще всего и бывает в нашей жизни. Целых лет двадцать
человек занимается каким-нибудь делом, например, читает
римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается,
что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и
не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит
любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от
несовершенства нашего социального строя, при котором
люди сплошь и рядом попадают на свое место только к концу
жизни. Козырь попал к сорока пяти годам. А до тех пор был
плохим учителем, жестоким и скучным».
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
ПРОФЕССИИ
Профессия…
должна
быть
интересной
выбирающе
му
должна
соответство
вать
возможност
выбирающег
ям
о
должна
быть
востребован
а на рынке
труда
УСПЕХ – ЭТО ЛЮБИМАЯ РАБОТА
Найдите себя и будьте собой:
помните, что на земле
нет другого такого человека,
как Вы.
Д.Карнеги
Люди «состоявшиеся» , успешные и
материально независимые считают свою
работу не досадной необходимостью, а
источником интереса и удовлетворения,
то есть частью своей жизни.
Вам знакомы такие люди?
МЕТОДИКА САН
самочувствие активность настроение
Пониженное 57%
Норма 43%
Вывод: постканикулярный синдром усталости
Каковы рекомендации?
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
1.Перечислите профессии, которые вам нравятся
2.Перечислите профессии, которые вы считаете наиболее
востребованными на рынке труда вашего региона.
3. В какой отрасли вы хотели бы работать в будущем?
(Можно отметить не более пяти вариантов.)
□ промышленность, а именно:
обрабатывающее производство
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
добыча полезных ископаемых
металлургическое производство
химическая промышленность
машиностроение и металлообработка
лесная и деревообрабатывающая промышленность
легкая промышленность
пищевая промышленность
производство строительных материалов
стекольная и фарфоро - фаянсовая промышленность
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
строительство
транспорт
связь, телекоммуникации
информационные технологии
государственная служба
торговля, сфера обслуживания
жилищно-коммунальное хозяйство
предпринимательство
социальное и пенсионное обслуживание
здравоохранение
образование, наука
культура, искусство
безопасность и правопорядок
недвижимость
физическая культура и спорт
военная служба
затрудняюсь ответить
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
4. Люди выбирают профессию по разным причинам.
Отметьте, пожалуйста, причины, важные для вас при
выборе профессии (можно отметить несколько вариантов).
возможность приобретения новых знаний и умений
возможность заниматься любимым делом
возможность работать творчески, реализовывать сван возможности и
способности
желание унаследовать профессию матери/ отца/ родственника
возможность получать хороший заработок
возможность сделать карьеру
востребованность профессии на рынке труда
престиж профессии в обществе
желание приносить пользу обществу, людям
возможность работать, не прилагая особых усилий
возможность иметь много свободного времени
гарантия поступления на обучение этой профессии
другое (что именно?)
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
5. Сделали ли вы выбор своей будущей профессии? (Можно отметить только
один вариант.)
□ профессия выбрана (какая?)
□ есть несколько вариантов (перечислите)
□ выбор еще не сделан
6. Кто оказывает наибольшее влияние на ваш профессиональный выбор?
Можно отметить несколько вариантов.)
родители (семья, родственники) друзья
учителя в школе / педагоги дополнительного образования (в
музыкальной/художественной/спортивной школе, в секции, кружке)
выбор профессии делаю самостоятельно
психолог (профконсультант)
кто-то другой (кто именно?)
7. Что вы собираетесь делать после окончания 9-го класса? (Можно
отметить только один вариант.)
хочу поступить в профессиональное училище, лицей (в своем регионе, в другом
регионе)
хочу поступить в колледж, техникум (в своем регионе, в другом регионе)
предполагаю устроиться на работу (в своем регионе, в другом регионе)
хочу продолжить обучение в школе
затрудняюсь ответить
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
8. Какие трудности вы испытываете при выборе
профессии (можно несколько вариантов)
не знаю, какая профессия мне нужна
не хватает информации о содержании труда
специалистов разного профиля
нет возможности практического знакомства с
профессиями
нет информации о перспективах трудоустройства
не хватает информации о себе (о своих интересах.
способностях, возможностях)
не хватает информации об учебных заведениях
не могу выбрить из нескольких вариантов
другое (что именно)
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
9. Что (кто) помогает вам в знакомстве с профессиями, рынком
образования и труда? (Можно отметить несколько вариантов.)
справочники, в которых дается описание профессий
справочники для поступающих в профессиональные
средства массовой информации (телевидение, радио, газеты,
заведения
журналы)
заведениях
выставки учебных заведений и ярмарки профессий
дни открытых дверей в профессиональных учебных
рекламные буклеты профессиональных учебных заведений
консультации специалистов службы занятости, центра
профориентации
школьные учителя
школьные психологи или социальные педагоги
педагоги дополнительного образования в
музыкальной/художественной/спортивной школе
родители, родственники
друзья
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Что такое профориентация ?
2. Какие основные направления
профориентации выделяют?
3. Каковы ваши представления об
успешных людях?
4. Почему выбор профессии — один из
самых ответственных выборов в жизни
человека?
5. Достигли ли вы поставленной цели?
Спасибо!
ИСТОЧНИКИ
http://www.drh-moskau.ru/obs/seminaren/berufsor
ientierung/links/link11.jpg
http://www.bugulmatrud.ru:8090/documents/860
61/0/sm_full.jpg/8b36d905-7758-4981-a92b-f6f
e711ddb9d
http://www.uprzan.khv.ru/MediaFiles/DownFile.
ashx?fileid=88a6df4e-7813-41a5-bab0-d8bb43f3b
9aa
50414_mmco_1.jpg
http://www.examen.ru/assets/images/2015/201
http://cs409521.vk.me/v409521506/4d79/Oaevyf
http://cs625422.vk.me/v625422389/2798/spIeU8
o7yhY.jpg
vVs88.jpg
Учебно-методический комплекс «Азбука