В презентации сформулировано представление учащихся об анализирующем скрещивании и его практическом значении, развитие навыков коллективной и индивидуальной работы, работа по формированию научной картины мира.Приведены различные примеры задач на анализирующее скрещивание.Рассмотрен практической характер анализирующего скрещивания.Выделены все этапы урока и фронтальный опрос по теме.
Структура урока
1.Мотивационный этап(3 мин)
2.Этап повторения и актуализации
знаний(10 мин)
3.Изучение нового материала (20
мин)
4.Этап закрепления знаний (10 мин)
5.Рефлекция учебной деятельности
(2 мин)
Здравствуйте, рада нашей встрече. Улыбнитесь,
поприветствуйте партнеров по плечу,
повернитесь и скажите доброе слово или
комплимент партнерам по лицу.
На прошлых уроках мы познакомились с
основными понятиями генетики, с 1 и 2
законом Г.Менделя. Давайте вспомним
материал.
Слайд сопровождения
Ребята ,я предлагаю одному из Вас
поработать с интерактивной доской и
решить задачу на моногибридное
скрещивание. Ссылка: http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/000004f310004ddd
45e2610046bc4337/199.swf .
Проверка знаний о законах Менделя
(фронтальная работа)
1. Что изучает генетика?
2. Что такое генотип?
3. Что такое фенотип?
4. Каковы генотипы чистых линий гороха с желтыми и
зелеными семенами?
5. Как называются гены, отвечающие за формирование
альтернативных признаков?
6. Какое количество гомозиготных особей будет в
потомстве от скрещивания гетерозигот?
7. Как называются особи, в потомстве у которых
обнаруживается расщепление признаков?
8. В чем суть гипотезы чистоты гамет?
9. Формулировка первого закона Менделя.
10. Формулировка второго закона Менделя.
Вы все прекрасно справились с заданиями
Молодцы!
А теперь ,внимание на доску.
Задачи на моногибридное скрещивание :
Задача №1
Задача №1
На звероферме в течение нескольких лет от одной
пары норок был получен приплод в 225 особей. Из
них 167 имели коричневый мех, а 58 - голубовато-
серый. Определите, какой из признаков является
доминантным? Каковы генотипы и фенотипы
родителей и потомства?
Задача №2..
Задача №2
У каракульской овцы черная окраска
шерсти является рецессивным
признаком по отношению к серой окраске.
От скрещивания черных и серых
гомозиготных животных получили
96 гибридов. Гибриды скрещивались
между собой, и во втором поколении
было получено 48 ягнят.
Сколько гетерозиготных животных среди гибридов в первом
поколении?
Сколько разных генотипов среди гибридов второго
поколения?
Сколько разных фенотипов среди гибридов второго
поколения?
Сколько будет серых животных во втором поколении?
Сколько будет черных животных во втором поколении?
Слайд сопровождения
Я благодарна Вам за плодотворную работу.
Как уже было сказано, что учёные всего мира
изучают гены живых организмов и стараются
прогнозировать фенотипические проявления,
изучая геном. Сегодня мы с вами на уроке узнаем
особенности аналитического скрещивания и
практическое применение их
Нам предстоит поработать в группах.
Вам предлагается решить проблемы, возникшие в
сельскохозяйственной отрасли производства, и
предоставить решение генетической задачи.
2 племенных хозяйства приобрели
быков черной окраски для племенной
работы, зная только экстерьер
(фенотип)
Задача для 1 группы.
В совхоз приобрели быков черной окраски для
племенной работы. При скрещивании их с
«красными»коровами от первого быка всё
потомство имело черную окраску, а от второго
быка были «красные» и черные телята.
Известно, что доминантный ген отвечает за
формирование черной окраски шерсти, а
рецессивный ген отвечает за «красную»
окраску. Каков должен быть генотип быка,
потомство которого было черной окраски?
Задача для 2 группы.
В совхоз приобрели быков черной окраски для
племенной работы. При скрещивании их с
«красными»коровами от первого быка всё
потомство имело черную окраску, а от второго
быка были «красные» и черные телята.
Известно, что доминантный ген отвечает за
формирование черной окраски шерсти, а
рецессивный ген отвечает за «красную»
окраску. Каков должен быть генотип быка,
потомство которого было черной и «красной
окраски»?
Слайд сопровождения
Как вы видите, мы проанализировали
генотипы быков, зная генотипы и
фенотипы потомства. В сельском
хозяйстве если необходимо выяснить
генотип особи с доминантным признаком,
то необходимо произвести скрещивание
данной особи с особью, гомозиготной по
рецессивному гену. Такое скрещивание
называется анализирующим.
Анализирующее
скрещивание - это
скрещивание особи с
неизвестным генотипом, с
особью гомозиготной по
рецессивному признаку .
Вариант 1.
Вариант 2.
Р: АА × аа
черный красная
Р: Аа × аа
черный крас ная
А
G:
F1 : Аа
черные
100%
а
G:
А
а
а
F1 Аа : аа
черные красные
1 (50%) 1 (50%)
Анализирующее скрещивание
на примере гена окраски цветка гороха
Молодцы!!!
Вы помогли решить
сельскохозяйственную проблему, а
теперь помогите и мне.
В летний период я как учитель
биологии создаю цветущую
территорию школы. В этом году
планирую сделать клумбу в форме
национального орнамента. Итак, вы
специалисты инновационной
генетической лаборатории.
Центральный цветок засею семенами
красных астр, и предполагаю, что
клумба в течение нескольких лет
клумба останется красным цветом.
Но в чистосортности материала я не
уверенна. Что делать?
Я делаю вам заказ по определению
чистосортности материала, вы не
только проводите расчет, но и
создаете минипроект клумбы по
результатам анализирующего
скрещивания. За каждым
закреплена определенная роль
участник под номером 1 –
руководитель проекта, будет
защищать минипроект, участник
под номером 2 – делает запись
анализирующего скрещивания,
участники под номером 3, 4
работает с посевным материалом.
ВЫ команда, взаимопомощь
необходима.
Защита проектов.
Советуете данные семена?
Спасибо, ОТЛИЧНАЯ работа,
теперь я точно знаю какими
семенами нужно воспользоваться.
Ещё древнегреческий философ
Аристотель размышлял: знание о
каждом свойстве должно быть
приобретено из опыта
Как приятно знать, что ты чтото узнал.
Мольер
Познание начинается с удивления.
Аристотель
Я знаю, что я ничего не знаю.
Сократ
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Конфуций
Как бы вы себя на уроке не
оценили, помните «Чем больше
знаешь – тем интереснее жить».
Слова не зарубежных мыслителей,
а русского писателя Константина
Георгиевича Паустовского.
Как в русском языке, так и в
генетике есть исключение – на
следующем уроке вы узнаете, что у
некоторых растений при
скрещивании появляется третий
промежуточный признак.
Ваше домашнее задание закрепить
знания через решение генетических
задач, условия найдете портале.
Оценки за сотрудничество
коммуникацию ……..5.
Вы молодцы, спасибо за урок.