Данная презентация подходит к уроку по биологии 10 класса. Цель урока: - Сформировать знания о белках, их составе, строении, свойствах; - Изучить наиболее важные технологические свойства белков; - Уметь применять полученные знания в профессиональной деятельности, выявить связь питания человека с его здоровьем.Презентация к уроку
Эпиграф:
«Жизнь – есть способ
существования белковых тел»
Ф.Энгельс
«Корзина идей»
• Белки содержатся в протоплазме и ядре
всех растительных и животных клеток и
являются главными носителями жизни.
• Белки , жиры, углеводы это составная
часть пищи
«Белки и их химикотехнологические свойства»
Тема урока:
Цель урока:
• Сформировать знания о белках, их составе,
строении, свойствах;
• Изучить наиболее важные технологические
свойства белков;
• Уметь применять полученные знания в
профессиональной деятельности, выявить связь
питания человека с его здоровьем.
Основные понятия
• Полипептид
• Белок
• Биуретовая реакция
• Денатурация
• Гидратация
• Пенообразование
Модель белка из аминокислот
Продукты питания
животного и растительного
происхождения
«Ум хорошо, а два лучше!»
Каждому понятию, указанному в левой
колонке, подберите соответствующее ему
определение в правой.
1.Аминокислоты
2.Биологическое значение
аминокислот
А.Не синтезируются в организме и
обязательно
должны поступать с пищей
Б.синтезируются в организме
3.Незаменимые аминокислоты
В. так как снабжают организм незаменимыми
аминокислотами
4.Заменимые аминокислоты
Г.из аминокислот построены молекулы белков
5.Белки незаменимы в питании
Д. – это азотсодержащие органические
человека
соединения, в молекулах которых
содержатся аминогруппыNH2 и
«Ум хорошо, а два лучше!»
Правильный ответ
1.Аминокислоты
2.Биологическое значение
аминокислот
3.Незаменимые аминокислоты
4.Заменимые аминокислоты
Д.– это азотсодержащие органические
соединения, в молекулах которых
содержатся аминогруппыNH2 и
карбоксильные группы СООН
Г.из аминокислот построены молекулы белков
А.Не синтезируются в организме и
обязательно должны поступать с пищей
Б.синтезируются в организме
5.Белки незаменимы в питании
человека
В. так как снабжают организм незаменимыми
аминокислотами
Историческая справка
• Слово «белок» имеет славянское происхождение.
Символом начала жизни у славян считалось яйцо. Вот
почему белок птичьих яиц дал название этому классу
веществ.
• Белки иначе называют протеинами.
• В переводе с греческого «протос» означает первый,
важнейший. Это название подчёркивает
первостепенное биологическое название данной
группы веществ.
• Химики более 100 лет пытались
раскрыть тайну строения белков.
• В 1728 году итальянский учёный
Я.Беккари получил первый очищенный
белокклейковину пшеницы.
Структура белковой
молекулы
Первичная структура белка
• Полипептидную теорию строения белков
предложил немецкий химик Э.Фишер в
начале 20 века. Один из первых белков,
первичная структура которого была
установлена в 1954 годугормон инсулин.
Вторичная структура
• Была установлена американским
химиком Л.Полингом в 1951 году.
Третичная структура белка
• Белковая молекула свёрнута в клубок –
глобулу, которая сохраняет
пространственную форму за счёт
дисульфидных мостиков –SS.
Четвертичная структура
белка
• Способ совместной укладки нескольких
полипептидных цепей.
• Например, молекула белка крови гемоглобина
представляет собой сочетание четырёх
полипептидных цепей и четырёх небелковых
фрагментов. Только при такой структуре гемоглобин
способен присоединять и транспортировать
кислород в организме.
Цветные качественные реакции
• Белки дают характерные цветные (качественные)
реакции, по которым их можно распознать среди
других веществ.В присутствии щелочей
глобулярные белки дают фиолетовое
окрашивание с гидроксидом меди. Эта реакция
называется биуретовая.
Цветные качественные реакции
• Вторая качественная реакция на белок
называется ксантопротеиновой, она заключается
в появлении жёлтой окраски при взаимодействии
белка с конц.азотной кислотой.
Лабораторная работа
Правила безопасности при работе с щелочами
1. Приступайте к выполнению работы только с разрешения
преподавателя.
2. Проверьте наличие щёлочи в склянке и надпись формулы на её
этикетке.
3. При попадании щёлочи на кожу надо промыть 2% раствором
уксусной кислоты.
Выполнение правильности действий при проведении лабораторной
работы.
Задание1.
Налейте раствор из сосуда в пробирку.
Критерии оценки.
Этикетка на склянке должна быть вверху
Последнюю каплю жидкости снять горлышком пробирки.
Не наполнять пробирки более, чем на одну треть.
Оценка экспертных умений
«5» баллов.
1. Эксперимент выполнен по плану, с учётом техники безопасности
2. Сделаны правильные наблюдения и выводы.
3. Проявлены организационнотрудовые умения (поддерживается
чистота рабочего места и порядок на столе)
«4» балла.
Сделаны правильные наблюдения и выводы.
Но эксперимент проведён не полностью или допущены
несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
«3» балла
1. Работа выполнена не менее чем наполовину
2. Допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в
оформлении работы, в соблюдении техники безопасности.
Свойства белков
• Гидратация
• Денатурация
• Пенообразование
• Гидролиз
Химикотехнологические
свойства белков
Свойство
Определение
Значение свойства
Гидратация
Способность белков
прочно связывать
воду.
От нее зависит сочность
готовых изделий
Применение в
кулинарной
практике
Приготовление
омлетов,котлетной
массы, различных
видов теста,
набухание белков
круп, бобовых,
макаронных изделий.
Денатурация
Пенообразование
Изменение структуры
Белок легче усваивается в
Тепловая обработка
белка под влиянием
внешних факторов
(температура,
действие кислот,
щелочей,радиации)
организме,
т.к.облегчается
доступ к молекуле
ферментов
желудочно
кишечного тракта
продуктовварка,
жарение и др.
Способность белков
Использование в качестве
Производство
образовывать
системы жидкость
газ (пены).
пенообразователей
кондитерских
изделий (тесто
бисквитное),
взбивание сливок,
сметаны, яиц.
Работа с понятиями
• Высокомолекулярные соединения с большой
молекулярной массой
• Полипептиды, которые состоят из остатков
альфа аминокислот, связанных пептидной
связью
• Способность белков прочно связывать воду.
• Изменение структуры белка под влиянием
внешних факторов (температура, действие
кислот, щелочей,радиации)
Принципы рационального питания
Рациональное (разнообразное и
сбалансированное по всем компонентам
физиологически полноценное питание
здоровых людей)
Соблюдение качественного состава и
сбалансированности рациона :
содержание всех 5 видов питательных веществ (белки,
•
жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества)
• определённое соотношение белков, жиров и углеводов
белки : жиры: углеводы = 1:1:4
«Чем больше, тем лучше»
В случаях с белками этот принцип не
является приемлемым.
При избыточном потреблении мяса в
кишечнике активизируются процессы
гниения, происходит самоотравление
организма.
• В странах Древнего Востока, как
отмечают историки, существовала
своеобразная казнь: приговоренных к
смерти кормили только варенным
мясом, и они умирали от
самоотравления.
• На 2830й день, то есть гораздо
раньше, чем при голодании.
Рациональное распределение суточных
калорий по приёмам пищи
Приём пищи
1
2
3
4
Распределение
калорий
25 %
10 %
20 %
45 %
Питательные
вещества
Белки
Витамины
Углеводы
Все