Презентация на тему "Экологические законы Барри Коммонера" позволяет использовать ее на уроках, посвященных рациональному природопользованию, экологическим кризисам в истории человечества. Используя эту презентацию, можно организовать работу в парах, практическую работу, групповую работу, самостоятельную работу, провести контроль качества знаний у учащихся.
Природопользование в истории
человечества. Экологические законы
природопользования. 10 класс.
Учитель биологии высшей категории:
Фишкина Эльвира Зарифовна,
МБОУ Лицей № 177 город Казань
Глобальный экологический кризис.
Роденовский мыслитель.
Эпиграф.
Природа не признаёт шуток,
она всегда правдива,
Всегда серьёзна, всегда
строга, она всегда права;
Ошибки же и заблуждения
исходят от людей.
Иоганн Вольфганг Гёте.
Проблемный вопрос
Что такое рациональное
природопользование, в чём его
смысл?
Какие природные явления, свойственные
биогеоценозу, отражены в цитате Эразма
Дарвина из поэмы «Храм природы»? (1802 год)
Охотнице-сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька;
Светляк же – ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный.
Первый экологический кризис
Произошло это около 3 млн лет назад – время 1
экологического кризиса, приведший к
появлению предков человека разумного – кризис
аридизации: глобальные климатические
изменения на планете того времени привели к
разрежению древесной растительности – кризис
разрешился
появлением прямоходящих антропоидов.
Второй экологический кризис
И, несмотря на долгую эволюцию, 35-
50 тыс лет назад, человек подошёл к
кризису ресурсов промысла и
собирательства.
Третий экологический кризис
Применение более современных орудий лова всего
через несколько десятков лет, 1050 тыс лет
назад поставило человека перед проблемой
перепромысла: число объектов охоты человека, а
это, как правило, были крупные позвоночные
консументы, стремительно сокращалось, их
смертность превышала рождаемость. Этот период
назван кризисом перепромысла или кризисом
консументов. Он привёл к сельскохозяйственной
революции.
Четвертый экологический кризис
Как результат осёдлости и решения проблемы
пищевых ресурсов, численность людей растёт,
следовательно, увеличивается давление на среду.
Этот этап завершается кризисом примитивного
поливного земледелия, засолением почв и
деградацией примитивного поливного земледелия.
Это стимулировало переход к преимущественному
развитию неполивного земледелия. (Вторая
сельскохозяйственная революция около 2 тыс
лет назад.)
Пятый экологический кризис
Уничтожение и нехватка растительных
ресурсов привело к возникновению кризиса
продуцентов, вследствие этого,
промышленная революция,
произошедшая 150 – 350 лет назад.
Человек переходит на более энергоёмкое
топливо
Шестой экологический кризис
Рост продукции, создаваемой человеком, и
одновременно рост отходов производства столь
стремителен, что редуценты не успевают отчищать
биосферу от антропогенных загрязнений или вообще не
могут этого сделать. Формируется кризис
редуцентов. Наряду с этим, возросшее потребление
минеральных ресурсов приводит к обеднению их запасов,
в связи с чем, этот кризис также называется угрозой
нехватки минеральных ресурсов. Данная ситуация
разрешилась с помощьюнаучнотехнической
революции 3050 лет назад.
Выход из крисов
Энергетическая революция и
регулируемая коэволюция, как
результат революции
экологического планирования это
выход из экологических проблем
современного общества.
Развитие природы и общества в
кризисах (построение графика)
Изучение основных законов
природопользования. Работа в парах.
1 пара. Благодатные капли дождя всегда
радовали человека, но в некоторых районах
земного шара они превратились в серьёзную
опасность. Возникла сложная и трудная в
своём решении проблема кислотных дождей,
что связано с техногенными выбросами
сернистых соединений. Каковы последствия
кислотных дождей и как их предотвратить.
Изучение основных законов
природопользования. Работа в парах.
2 пара. К Новому году на 20 га
вырубили ёлки. Какого объёма
кислорода мы лишились, если 1 га
елового леса даёт 10 кг
кислорода?
Первый закон Барри Коммонера
Всё связано со всем.
Человек обязан предвидеть все
возможные последствия своего
вмешательства в природу.
Изучение основных законов
природопользования. Работа в парах.
3 пара. Откуда берутся нитраты в
овощах: моркови, капусте,
картофеле и т.д. Где они
скапливаются? Каковы
последствия их влияния на
организм? И что необходимо
делать для устранения этой
проблемы?
Изучение основных законов
природопользования. Работа в парах.
4 пара. 60 кг макулатуры
сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т
макулатуры экономит 200
кубических метров воды и
1000кВт/ч электроэнергии.
Школа собрала за год 15т
макулатуры.
Сколько деревьев сохранили
школьники? Сколько воды и
электроэнергии сэкономили?
Второй закон Барри Коммонера
Всё должно кудато деваться. Все химические
элементы и вещества биосферы включены в хорошо
отлаженные циклы – круговороты веществ. Многие
же вещества, созданные человеком, попадая в
окружающую среду, не исчезают бесследно – они не
включаются в естественные круговороты и
постепенно накапливаются в воде, почве, живых
организмах. Безотходных технологий в
производстве не бывает, поэтому человеку нужно
думать о надёжных методах захоронения отходов
или их вторичном использовании.
Изучение основных законов
природопользования. Работа в парах.
5 пара.
Вы – директор мебельной фабрики, от ваших решений
зависит не только экологическое состояние вверенного
Вам предприятия и окружающих его территорий, но и Ваше
будущее. Экологическая ситуация вокруг озера резко
ухудшилась. Виды, неустойчивые к загрязнению, исчезли.
Как Вы поступите.
1) Установите дополнительные фильтры.
2) Укрепите партнёрские отношения с лесхозом,
произведёте акционирование.
3) Проведёте модернизации с помощью банковского
кредита.
Изучение основных законов
природопользования. Работа в парах.
6 пара. Главным источником загрязнения
окружающей среды в городе служит автомобильный
транспорт и промышленные предприятия. Какой Вы
видите выход, из создавшейся ситуации, зная, что за
вегетационный период дерево, имеющее 10 кг
листьев, может без ущерба для себя уничтожить
свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора.
Рассчитайте, сколько указанных газов уничтожит
лесополоса, состоящая из 500 деревьев.
Третий закон Барри Коммонера
За всё надо платить. Ничего не
даётся даром.
Изучение основных законов
природопользования. Работа в парах.
7 группа. 4 тыс лет назад пустыни
Сахара, в её современном виде, не
существовало; а Ливийская пустыня
менее 2 тыс лет назад была житницей
Рима. Что произошло с этими землями
и почему говорят, что пустыня – это
результат неумелой агротехники?
Четвёртый закон Барри Коммонера
Природа знает лучше. Изымать
биологические ресурсы из экосистемы
можно лишь в таком количестве,
чтобы она их смогла сама
восстановить за счёт своих механизмов
устойчивости. Нельзя покорять
природу, с ней надо сотрудничать.
Тест – анкета
«Природа. Человек. Общество».
1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы
дали бы журналу.
А) Человек и природа.
Б) Природа и человек.
2. Что должно быть положено в основу природопользования.
А) Законы природы.
Б) Законы общества.
В) Человеческие потребности.
3. Почему нужно бережно относиться к природе.
А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться
перед ней.
Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни
человека.
Тест – анкета
«Природа. Человек. Общество».
4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на
природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации?
А) Да
Б) Нет
5. В чем, по вашему мнению, заключается основная причина
экологического кризиса?
А) В несовершенстве производственных технологий
Б) В слабости экономики
В) В нравственноэтических факторах (хищническое,
потребительское отношение к природе)
Г) В научнотехническом прогрессе
Обработка данных
1. А-1 балл Б-2 балла
2. А-3 балла Б – 2 балла В – 1 балл
3. А-2 балла Б – 1 балл
4. А–2 балла Б – 1 балл
5. А- 2 балла Б – 3 балла В – 4 балла
Г- 1 балл
Обработка данных
От 11 до 13 баллов – человек ясно
представляет свое место в системе
«Природа. Человек. Общество»,
уважает природу
От 5 до 10 баллов – потребительское
отношение к природе, она – только
источник благ
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
«Природа не храм, а мастерская, а
мы в ней работники» (Евгений
Базаров)
Согласны ли вы со словами героя?
Вывод
Отношение к природе – это критерий
культуры общества.
П.И. Чайковский в своё время говорил:
«Потомки никогда не простят нам
опустошения Земли, надругательства
над тем, что по праву принадлежит не
только нам, но и им». Давайте помнить
об этом и жить по законам природы.
Домашнее задание
§48 49
Задания «Проверь себя» с.235,
подготовить презентации о
заповедниках России