презентация по биологии на тему "Экологические законы" (10 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 07.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация на тему "Экологические законы Барри Коммонера" позволяет использовать ее на уроках, посвященных рациональному природопользованию, экологическим кризисам в истории человечества. Используя эту презентацию, можно организовать работу в парах, практическую работу, групповую работу, самостоятельную работу, провести контроль качества знаний у учащихся.
Иконка файла материала экологические законы1.ppt
Природопользование в истории  человечества. Экологические законы  природопользования. 10 класс.                                      Учитель биологии высшей категории:                           Фишкина Эльвира Зарифовна,                            МБОУ Лицей № 177 город Казань
Глобальный экологический кризис. Роденовский мыслитель.  Эпиграф.     Природа не признаёт шуток,  она всегда правдива,                                                                       Всегда серьёзна, всегда  строга, она всегда права;                                                                  Ошибки же и заблуждения  исходят от людей.                                                                                                                    Иоганн Вольфганг Гёте.
Проблемный вопрос  Что такое рациональное  природопользование, в чём его  смысл?
Какие природные явления, свойственные  биогеоценозу, отражены в цитате Эразма  Дарвина из поэмы «Храм природы»? (1802 год) Охотнице-сове средь ночи темной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька; Светляк же – ночи светоч оживленный, Вползая вверх, цветок съедает сонный.
Первый экологический кризис  Произошло это около 3 млн лет назад – время 1  экологического кризиса, приведший к  появлению предков человека разумного – кризис  аридизации: глобальные климатические  изменения на планете того времени привели к  разрежению древесной растительности – кризис  разрешился     появлением прямоходящих антропоидов.
Второй экологический кризис И, несмотря на долгую эволюцию, 35- 50 тыс лет назад, человек подошёл к кризису ресурсов промысла и собирательства.
Третий экологический кризис Применение более современных орудий лова всего  через несколько десятков лет, 10­50 тыс лет  назад поставило человека перед проблемой  перепромысла: число объектов охоты человека, а  это, как правило, были крупные позвоночные  ­консументы, стремительно сокращалось, их  смертность превышала рождаемость. Этот период  назван кризисом перепромысла или кризисом  консументов. Он привёл к сельскохозяйственной  революции.
Четвертый экологический кризис Как результат осёдлости и решения проблемы  пищевых ресурсов, численность людей растёт,  следовательно, увеличивается давление на среду.  Этот этап завершается кризисом примитивного  поливного земледелия, засолением почв и  деградацией примитивного поливного земледелия.  Это стимулировало переход к преимущественному  развитию неполивного земледелия. (Вторая  сельскохозяйственная революция около 2 тыс  лет назад.)
Пятый экологический кризис Уничтожение и нехватка растительных  ресурсов привело к возникновению кризиса  продуцентов, вследствие этого,  промышленная революция,  произошедшая 150 – 350 лет назад. Человек переходит на более энергоёмкое  топливо
Шестой экологический кризис Рост продукции, создаваемой человеком, и  одновременно рост отходов производства столь  стремителен, что редуценты не успевают отчищать  биосферу от антропогенных загрязнений или вообще не  могут этого сделать. Формируется кризис  редуцентов. Наряду с этим, возросшее потребление  минеральных ресурсов приводит к обеднению их запасов,  в связи с чем, этот кризис также называется угрозой  нехватки минеральных ресурсов. Данная ситуация  разрешилась с помощьюнаучно­технической  революции 30­50 лет назад.
Выход из крисов Энергетическая революция и  регулируемая коэволюция, как  результат революции  экологического планирования ­ это  выход из экологических проблем  современного общества.
Развитие природы и общества в  кризисах (построение графика)
Барри  Коммонер
Изучение основных законов  природопользования. Работа в парах.  1 пара. Благодатные капли дождя всегда  радовали человека, но в некоторых районах  земного шара они превратились в серьёзную  опасность. Возникла сложная и трудная в  своём решении проблема кислотных дождей,  что связано с техногенными выбросами  сернистых соединений. Каковы последствия  кислотных дождей и как их предотвратить.
Изучение основных законов  природопользования. Работа в парах.  2 пара. К Новому году на 20 га  вырубили ёлки. Какого объёма  кислорода мы лишились, если 1 га  елового леса даёт 10 кг  кислорода?
Первый закон Барри Коммонера Всё связано со всем.   Человек обязан предвидеть все  возможные последствия своего  вмешательства в природу.
Изучение основных законов  природопользования. Работа в парах.  3 пара. Откуда берутся нитраты в овощах: моркови, капусте, картофеле и т.д. Где они скапливаются? Каковы последствия их влияния на организм? И что необходимо делать для устранения этой проблемы?
Изучение основных законов  природопользования. Работа в парах.  4 пара. 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т макулатуры экономит 200 кубических метров воды и 1000кВт/ч электроэнергии.  Школа собрала за год 15т макулатуры.  Сколько деревьев сохранили школьники? Сколько воды и электроэнергии сэкономили?
Второй закон Барри Коммонера  Всё должно куда­то деваться. Все химические  элементы и вещества биосферы включены в хорошо  отлаженные циклы – круговороты веществ. Многие  же вещества, созданные человеком, попадая в  окружающую среду, не исчезают бесследно – они не  включаются в естественные круговороты и  постепенно накапливаются в воде, почве, живых  организмах. Безотходных технологий в  производстве не бывает, поэтому человеку нужно  думать о надёжных методах захоронения отходов  или их вторичном использовании.
Изучение основных законов  природопользования. Работа в парах.  5 пара.   Вы – директор мебельной фабрики, от ваших решений  зависит не только экологическое состояние вверенного  Вам предприятия и окружающих его территорий, но и Ваше  будущее. Экологическая ситуация вокруг озера резко  ухудшилась. Виды, неустойчивые к загрязнению, исчезли.  Как Вы поступите.  1) Установите дополнительные фильтры.  2) Укрепите партнёрские отношения с лесхозом,  произведёте акционирование.  3) Проведёте модернизации с помощью банковского  кредита.
Изучение основных законов  природопользования. Работа в парах.  6 пара. Главным источником загрязнения  окружающей среды в городе служит автомобильный  транспорт и промышленные предприятия. Какой Вы  видите выход, из создавшейся ситуации, зная, что за  вегетационный период дерево, имеющее 10 кг  листьев, может без ущерба для себя уничтожить  свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора.  Рассчитайте, сколько указанных газов уничтожит  лесополоса, состоящая из 500 деревьев.
Третий закон Барри Коммонера  За всё надо платить. Ничего не даётся даром.
Изучение основных законов  природопользования. Работа в парах.  7 группа. 4 тыс лет назад пустыни  Сахара, в её современном виде, не  существовало; а Ливийская пустыня  менее 2 тыс лет назад была житницей  Рима. Что произошло с этими землями  и почему говорят, что пустыня – это  результат неумелой агротехники?
Четвёртый закон Барри Коммонера  Природа знает лучше. Изымать  биологические ресурсы из экосистемы  можно лишь в таком количестве,  чтобы она их смогла сама  восстановить за счёт своих механизмов  устойчивости. Нельзя покорять  природу, с ней надо сотрудничать.
Тест – анкета  «Природа. Человек. Общество». 1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы  дали бы журналу.     А) Человек и природа.     Б) Природа и человек. 2. Что должно быть положено в основу природопользования.     А) Законы природы.     Б) Законы общества.     В) Человеческие потребности.     3. Почему нужно бережно относиться к природе.     А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться  перед ней.     Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни  человека.
Тест – анкета  «Природа. Человек. Общество». 4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на  природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации?     А) Да     Б) Нет 5. В чем, по вашему мнению, заключается основная причина  экологического кризиса?     А) В несовершенстве производственных технологий     Б) В слабости экономики     В) В нравственно­этических факторах (хищническое,  потребительское отношение к природе)     Г) В научно­техническом прогрессе
Обработка данных  1. А-1 балл Б-2 балла  2. А-3 балла Б – 2 балла В – 1 балл  3. А-2 балла Б – 1 балл  4. А–2 балла Б – 1 балл  5. А- 2 балла Б – 3 балла В – 4 балла Г- 1 балл
Обработка данных  От 11 до 13 баллов – человек ясно  представляет свое место в системе  «Природа. Человек. Общество»,  уважает природу  От 5 до 10 баллов – потребительское  отношение к природе, она – только  источник благ
И.С.Тургенев «Отцы и дети» «Природа не храм, а мастерская, а  мы в ней работники» (Евгений  Базаров) Согласны ли вы со словами героя?
Вывод  Отношение к природе – это критерий  культуры общества.   П.И. Чайковский в своё время говорил:  «Потомки никогда не простят нам  опустошения Земли, надругательства  над тем, что по праву принадлежит не  только нам, но и им». Давайте помнить  об этом и жить по законам природы.
Домашнее задание  §48 ­ 49    Задания «Проверь себя» с.235,  подготовить презентации о  заповедниках России