Презентация по биологии на тему "Краткая история развития биологии"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 15.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала для учащихся 10 класса. Это первый урок в теме "Биология как наука". Урок направлен на достижение следующих целей: познакомить с развитием биологии как науки, с глубокой древности до наших дней, развивать понимание актуальности биологических исследований для человека и общества
Иконка файла материала Краткая история развития биологии.ppt
«История развития «История развития биологии». биологии». 10 класс. 10 класс.
Цель урока:  Познакомиться с развитием биологии как науки, с глубокой древности и до наших дней, на основе биологических исследований и открытий великих ученых- биологов.  Развитие понимания актуальности биологических исследований для человека и общества.
Биология - Это совокупность - Это совокупность наук о живой наук о живой От греч. «biosbios» – «жизнь», « От греч. « природе природе » – «жизнь», «logos «наука! «наука! logos» – » – Предмет ее исследований Многообразие проявлений жизни: Многообразие проявлений жизни: Строение и функции живых •Строение и функции живых организмов, природных сообществ; организмов, природных сообществ; Их происхождение и •Их происхождение и распространение; распространение; Связи друг с другом и неживой •Связи друг с другом и неживой природой. природой.
Первобытный человек был первым, кто стал непроизвольно накапливать первые знания о живых организмах. Живые организмы были  пищей, материалом для одежды и жилья первобытного человека. Уже тогда надо было знать все о растениях, животных, особенностях их поведения. Вот так потихоньку стали накапливаться знания о всем живом, что окружало человека.
Основные направления Основные направления современной биологии современной биологии Классическая Классическая биология Эволюционная биология Эволюционная Физико-химическая Физико-химическая биология биология биология биология
Заполните таблицу Заполните таблицу Ученый Вклад в Этап Вклад в Ученый Этап развития развитие развития развитие биологи биологи ии Особенн Особенн ости ости этапа этапа
Этапы развития биологии Этапы развития биологии 1. Период до появления земледелия и скотоводства Накопление знаний о Накопление знаний о человеке, растениях, животных человеке, растениях, животных 2. Период земледелия и скотоводства Дальнейшее накопление знаний о Дальнейшее накопление знаний о человеке, растениях, животных человеке, растениях, животных
Истоки биологической науки. Истоки биологической науки.  Великий греческий врач Гиппократ (живший в 460 - 377 гг. до н.э.) внес фактический вклад в создание материалов о живых организмах. Он первым изучил строение животных, человека, состав и форму костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга у человека.
Гиппократ- первый первый  Гиппократ- ученый, создавший ученый, создавший научную медицинскую научную медицинскую школу. Считал, что у школу. Считал, что у каждой болезни есть каждой болезни есть причины, и их можно причины, и их можно естественные естественные узнать, изучая узнать, изучая человеческого человеческого Гиппократа» - Гиппократа» - строение строение организма. «Клятва организма. «Клятва обещание хранить обещание хранить человеческую тайну, человеческую тайну, не оставлять больного не оставлять больного без медицинской без медицинской помощи. помощи.
Описал около 500 Описал около 500 видов животных. видов животных. Создал первую Создал первую систему их систему их классификации. классификации. Заложил основы Заложил основы сравнительной сравнительной анатомии. анатомии. Считал, что Считал, что живая материя живая материя возникла из возникла из неживой неживой
Древнеримский ученный и врач Клавдий Гален.  Римский врач Гален (139-200 гг. н.э.) углубил и в значительной степени увеличил знания человека о строении своего тела. Он все это изучал на трупах обезьян и свиней. Его трудами долгое время пользовались в естествознании и медицине. Заложил основы анатомии человека. Доказал, что в артериях течет кровь, а не воздух и только у живых животных. У мертвых артерии всегда были пусты. В течении следующих пятнадцати веков его труды были основным источником знаний по анатомии.
3. Появление древних государств (Греция, Рим) Систематизация знаний о Систематизация знаний о человеке, растениях, животных человеке, растениях, животных Аристотель Теофраст Гален Основа для развития европейской Основа для развития европейской биологической науки, биологической науки, не менялась до VIII VIII в. н.э. в. н.э. не менялась до
4. Период Средневековья (V–XV ст. н. э.) Торможение развития биологии, преобладание религиозных взглядов о создании материи Богом Биология развивалась преимущественно как описательная наука. Накопленные факты часто были искаженными. Например, встречаются описания различных мифических существ, например «морского монаха», который будто появлялся морякам перед штормом, сирен, русалок, спрутов и т.д.
Традиции античных авторов продолжил Авиценна.  Крупнейший врач, естествоиспытатель, философ средневековья. Сумел обобщить и свести воедино знания в области анатомии и медицины, накопленные человечеством за многие столетия.
5. Период Возрождения (ХVІ–XVІІІ ст. н. э.) Развитие биологической науки, Развитие биологической науки, изучение строения и функций изучение строения и функций различных биологических объектов различных биологических объектов
Выдающийся ученый Выдающийся ученый возрождения Андреас Везалий. возрождения Андреас Везалий. Изучая внутреннее  Изучая внутреннее строение человеческого строение человеческого тела, Везалий установил тела, Везалий установил множество новых фактов, множество новых фактов, смело противопоставив их смело противопоставив их ошибочным взглядам, ошибочным взглядам, укоренившимся в науке и укоренившимся в науке и имевшим многовековую имевшим многовековую традицию. Свои открытия традицию. Свои открытия он изложил в книге «О он изложил в книге «О строении человеческого строении человеческого тела» (1543), в которой тела» (1543), в которой содержится тщательное содержится тщательное описание проведенных описание проведенных анатомических секций, анатомических секций, строения сердца. строения сердца.
Английский врач и биолог Английский врач и биолог Уильям Гарвей. Уильям Гарвей. Сокращаясь, сердце  Сокращаясь, сердце приводит в движение приводит в движение кровь. Но до 17 века кровь. Но до 17 века даже ученые не имели даже ученые не имели понятия об этой понятия об этой истине, сегодня истине, сегодня общеизвестной. общеизвестной. Великое открытие- Великое открытие- открытие открытие кровообращения- кровообращения- совершил Уильям совершил Уильям Гарвей. Гарвей.
17 век. Английский физик и 17 век. Английский физик и ботаник Роберт Гук. ботаник Роберт Гук. Первый оценил  Первый оценил значение значение увеличительного увеличительного прибора и применил его прибора и применил его для исследования для исследования срезов растительных и срезов растительных и животных тканей. животных тканей. Изучая срезы пробки, Изучая срезы пробки, он обнаружил он обнаружил структуры, похожие на структуры, похожие на пчелиные соты, и пчелиные соты, и назвал их ячейками или назвал их ячейками или клетками. клетками.
17 век. Голландский 17 век. Голландский естествоиспытатель Антоний естествоиспытатель Антоний Левенгук. Левенгук. Первым из людей  Первым из людей заглянул в заглянул в таинственный мир таинственный мир микроорганизмов, микроорганизмов, увидел и описал увидел и описал бактерии, бактерии, рассматривая их в рассматривая их в собственный собственный микроскоп с микроскоп с использованием использованием шлифованных стекол. шлифованных стекол.
18 век. Шведский натуралист 18 век. Шведский натуралист Карл Линней. Карл Линней. Предложил систему  Предложил систему классификации живой классификации живой природы и ввел природы и ввел бинарную бинарную номенклатуру, таким номенклатуру, таким образом заложил образом заложил основы современной основы современной систематики и систематики и установил установил иерархичность иерархичность систематических групп. систематических групп.
6. Создание клеточной 6. Создание клеточной теории и развитие теории и развитие эволюционных идей эволюционных идей (ХІХ ст. н. э.) Резкий всплеск развития биологии, Резкий всплеск развития биологии, борьба материалистических и борьба материалистических и идеалистических взглядов идеалистических взглядов о возникновении материи о возникновении материи
19 век. Французский ученный 19 век. Французский ученный Жан Батист Ламарк. Жан Батист Ламарк.  Впервые попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира. Не оцененная современниками, пол века спустя она стала предметом горячих споров, которые не прекратились и в наше время.
19 век. Французский зоолог 19 век. Французский зоолог Жорж Кювье. Жорж Кювье. Стал основателем  Стал основателем науки об ископаемых науки об ископаемых животных и растениях животных и растениях – палеонтологии. О нем – палеонтологии. О нем говорили, что по одной говорили, что по одной - двум косточкам - двум косточкам ископаемого ископаемого животного он может животного он может точно воссоздать весь точно воссоздать весь его облик. его облик.
19 век. Английский ученный 19 век. Английский ученный Чарльз Дарвин. Чарльз Дарвин. Крупнейшим  Крупнейшим достижением 19 века достижением 19 века стало эволюционное стало эволюционное учение, которое учение, которое имело определяющее имело определяющее значение в значение в формировании формировании современной современной естественнонаучной естественнонаучной картины мира и картины мира и ставшее основой ставшее основой биологической науки биологической науки 20 столетия. 20 столетия.
ЭрнстЭрнст Геккель Геккель Ввел Ввел термин термин «экология «экология Заложил Заложил основыосновы филогении филогении ». ».
7. «Генетический» период 7. «Генетический» период (с 1900 года) Преобладание материалистических Преобладание материалистических взглядов, открытие закономерностей взглядов, открытие закономерностей наследственности и изменчивости наследственности и изменчивости
19 век. Австрийский ученый 19 век. Австрийский ученый Грегор Мендель. Грегор Мендель.  Основоположник генетики, науки о наследственности и изменчивости. Он настолько опередил свое время, что никто на понял значения его открытий. Только спустя 35 лет его законы были заново переоткрыты.
20 век. Немецкий ученный 20 век. Немецкий ученный Роберт Кох. Роберт Кох.  Основатель современной микробиологии. Открыл возбудителей заболеваний: сибирской язвы, бубонной чумы, сонной болезни, столбняка, туберкулеза – «палочки Коха».
Труды Л. Пастера и И. Мечникова определили Труды Л. Пастера и И. Мечникова определили появление иммунологии. появление иммунологии. Луи Пастер И. И. Мечников
Развитие физиологии связано с именами Развитие физиологии связано с именами великих российских ученых И. Сеченова, великих российских ученых И. Сеченова, заложившего основы изучения высшей нервной заложившего основы изучения высшей нервной деятельности, и И.Павлова , создавшего учение деятельности, и И.Павлова , создавшего учение об условных рефлексах. об условных рефлексах. И.В. Сеченов И.В. Сеченов И.П.Павлов И.П.Павлов
20 век. Русский ученый 20 век. Русский ученый Владимир Вернадский. Владимир Вернадский. Стал создателем  Стал создателем учения о живом учения о живом веществе и веществе и биосфере – биосфере – учения, которое учения, которое находится на находится на стыке геологии, стыке геологии, биологии, химии биологии, химии и философии. и философии.
20 век. Иван Иванович Шмальгаузен. Три книги Ивана Ивановича:  Три книги Ивана Ивановича: «Организм как целое в «Организм как целое в индивидуальном и индивидуальном и историческом развитии» историческом развитии» (1938), «Пути и (1938), «Пути и закономерности закономерности эволюционного процесса» эволюционного процесса» (1939) и «Факторы (1939) и «Факторы эволюции, теория эволюции, теория стабилизирующего отбора» стабилизирующего отбора» (1946), посвященные (1946), посвященные различным вопросам, но различным вопросам, но представляющие по представляющие по существу единое целое. существу единое целое. Сделал важный вклад в ряд Сделал важный вклад в ряд разделов биологии: разделов биологии: эмбриологию, эволюционную эмбриологию, эволюционную морфологию и эволюцию. морфологию и эволюцию.
20 век. Джеймс Уотсон 20 век. Джеймс Уотсон и Френсис Крик. и Френсис Крик. Согласно модели Крика –  Согласно модели Крика – Уотсона, ДНК Уотсона, ДНК представляет двойную представляет двойную спираль, состоящую из спираль, состоящую из двух цепей двух цепей дезоксирибозофосфата, дезоксирибозофосфата, соединенных парами соединенных парами оснований аналогично оснований аналогично ступенькам лестницы. ступенькам лестницы. Посредством Посредством водородных связей водородных связей аденин соединяется с аденин соединяется с тимином, а гуанин – с тимином, а гуанин – с цитозином. С помощью цитозином. С помощью этой модели можно было этой модели можно было проследить репликацию проследить репликацию самой молекулы ДНК. самой молекулы ДНК.
20 век ознаменовался бурным 20 век ознаменовался бурным развитием биологии. развитием биологии. Невозможно перечислить всех Невозможно перечислить всех тех, кто своим тех, кто своим самоотверженным трудом самоотверженным трудом создавал современную создавал современную биологию, которая в настоящее биологию, которая в настоящее время является одной из время является одной из наиболее бурно развивающихся наиболее бурно развивающихся областей человеческого знания. областей человеческого знания.
Домашнее задание: Домашнее задание: Подготовить сообщение, в Подготовить сообщение, в виде презентации, о жизни виде презентации, о жизни и работе наиболее и работе наиболее интересующего вас ученого интересующего вас ученого – биолога. – биолога.