Презентация по биологии на тему "Среды жизни планеты Земля" (5 класс, биология)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку
Иконка файла материала 5 кл Зорина НН.doc
Тип урока: урок открытия нового знания. Урок  биологии в 5 классе  Тема урока:  Среды жизни планеты Земля. Цели урока: Образовательные: обеспечить в ходе урока формирование представлений о средах жизни  через работу в группах по заданиям маршрутного листа. Развивающие:  создать условия для развития познавательных УУД, направленных на поиск и выделение необходимой информации; применение методов  информационного поиска. Воспитывающие:  создать условия для формирования  коммуникативных УУД:  умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении  проблем; условия для эффективного взаимодействия учащихся друг с другом через работу в группах. Результаты: Предметные: умение объяснять, как выявить наличие различных веществ в составе клеток; умение отличать неорганические  вещества от органических. Метапредметные: Познавательные УУД умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;  умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.). Коммуникативные УУД умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса  урока), выдвигать версии; умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; 1умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; основы самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные: стремление к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; задания для групп; оборудование и материалы для работы в группах: семена  подсолнечника, клубень картофеля, салфетки,  мука, кусочек теста, марля,  спиртовка, пробирка, держатель, р­р йода, пестик, лист бумаги, стаканчик; листы А3; иллюстрации; схемы; контрольно­измерительные материалы. Структура урока: 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Этап выявления места и причины затруднения. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения. 5. Этап реализации построенного проекта. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8. Этап включения в систему знаний и повторения. 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 2Технологическая карта урока   Этап урока Содержание учебного материала Этап мотивации  (самоопределения) к  учебной деятельности 1 минута Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я  рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с  вами сегодня очень дружно и активно поработаем. А все результаты работы будем заносить в оценочный лист.  Цель этапа: мотивация учащихся к работе на уроке,  создание ситуации  успеха. Этап актуализации и  фиксирования  индивидуального  затруднения в  пробном действии. 3 минуты Цель этапа: Учитель: Для того чтобы попасть на урок надо открыть эту дверь! Дверь откроется, когда вы выполните тест. Выполните задание "Верно ли утверждение" в тетради.  Если утверждение верно, ставим +, если неверно, то ­.  На выполнение задания 1 минута.  Учитель: проверьте  свои ответы по ключу ­  взаимопроверка (слайд) На слайде критерии оценки: 3 Деятельность  учителя Деятельность  учащихся Приветствует,  проверяет  готовность к  уроку, желает   успеха.  Создание  условий для  возникновения  внутренней  потребности  включения в  деятельность  ("хочу"). Включение  в   деловой  ритм. Организует  деятельность  по выполнению теста Ученики встали,  настроились на  работу,  проверили на  столах наличие  учебника,  тетради, рабочей тетради,  дневника,  письменных  принадлежно­ стей. Включаются в  работу, отвечают на поставленные  вопросы Оценка  результатов  деятельнос­ ти ученика Устная  оценка  учителя Планируемые  результаты  УУД Личностные: Умение  соблюдать  дисциплину на  уроке,  уважительно  относиться к  учителю и  одноклассникам. Учитель  организует  самооценку  учащихся Личностные    УУД:  установление  учащимися связи  между  результатом  учения и  способами ихактивизация  соответствующих  мыслительных  операций  (анализ,  обобщение,  классификация и т.д.)  и познавательных  процессов (внимание,  память). 5 правильных ответов­ оценка 5 4 правильных ответа ­ оценка 4 3 правильных ответа ­ оценка 3 Поднимите руку, у кого оценка 5; оценка 4; Молодцы,  хорошо подготовились, поставьте оценки в оценочный  лист. Лидеры ставят оценки в оценочный лист (самооценка).  Оценочный лист Фамилия, имя Проверка домашнег о задания (взаимопр оверка) Работа в группе (оценка лидера) Оценка за заполнени е схемы Оценка за урок 1. 2. 3. 4. 4 достижения  Регулятивные  УУД: умение  организовать  выполнение  заданий учителя. Коммуникатив­ ные УУД:  умение  воспринимать  информацию на  слух. Познаватель­ ные УУД: умения  анализировать,  сравнивать,  классифициро­ вать и обобщать  факты и явления; выявлять  причины и  следствия  простых явлений.Этап выявления места  и причины  затруднения  3 минуты Цель этапа: вызвать у учащихся  эмоциональную  реакцию затруднения На слайде картинка теремок Учитель: Теремок ( картинка из сказки « Теремок»)  Учитель: Все вы помните сказку про теремок.  Проговаривает слова, просит продолжить детей.  Скажите, а в природе могли бы эти  животные жить  вместе? Ученики: Нет. Учитель: А почему? Ученики: Потому что живут в разных условиях. Учитель: О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Предположите тему урока  Ученики: Среды жизни Ученики: Условия жизни. 5 Постановка  учебной задачи Запись  учащимися  числа, темы  урока. Коммуникативн ые УУД: умение  слушать и  вступать в  диалог, участие в коллективном  обсуждении  проблемыЭтап построения  проекта выхода из  затруднения. 3 минуты Цель этапа: постановка целей  учебной деятельности, выбор способа и  средств их реализации Ученики: Среды жизни планеты Земля.  Учитель: Запишите тему урока. Учитель: Определите цель урока. Учащиеся: Цель урока: изучение сред жизни, условий  обитания живых организмов.  Учитель: Правильно. Мы изучим среды жизни планеты  Земля и условия обитания живых организмов.  Учитель: Что такое среда обитания? Ученики: Среда обитания­ часть природы с  определёнными условиями жизни, населённая живыми  организмами. Выдвигает про  блему Учащиеся  конкретизируют  цель урока Этап реализации  построенного проекта 5 минут Цель этапа: Среды жизни Наземно­воздушная 6 Коммуникативн ые УУД: умение  формулировать  конкретную цель  своих будущих  учебных  действий,  устраняющих  причину  возникшего  затруднения  Регулятивные  УУД умения  самостоятельно  обнаруживать и  формулировать  учебную  проблему,  определять цель  учебной  деятельности  (формулировка  вопроса урока),  выдвигать  версии. Регулятивные  УУД: Умение  организоватьвыполнение  заданий учителя,  делать выводы по результатам  работы Познаватель­ ные УУД:   умение  структурировать  учебный  материал,  выделять в нем  главное. при построении  нового знания  использовать  предметные действия  со схемой. Организм как Водная Почвенная среда обитания Первичное  закрепление с  проговариванием во  внешней речи. 2  минуты Цель этапа: усвоение  учащимися нового  способа действия при  решении типовых  задач. Физкультминутка 1 минута Цель этапа: пауза релаксации На слайде Физкультминутка «Будьте здоровы!» 7Учитель: Для того, чтобы достичь цели урока,  выполните задания в группах и начните заполнение  таблицы "Среды жизни". Дается  индивидуально е задание  группам,  ограничивая  время его  выполнения Учитель  координирует  работу групп,  проводит  коррекцию Учащиеся  выполняют   задания по  группам, готовят обобщение  материала,  делают выводы о проделанной  работе.  Учащиеся  выступают с  результатами  работы Самостоятельная  работа с  самопроверкой по  эталону. 14 минут Цель этапа:  интериоризация  нового способа  действия и  исполнительская  рефлексия  (коллективная и  индивидуальная)  достижения цели  пробного учебного  действия, применение  нового знания в  типовых заданиях. Включение в систему  знаний повторение 3 минуты Цель этапа: повторение и  закрепление ранее  изученного,  подготовка к  изучению следующих  Учитель: Подведем итог нашего урока, проверим как вы  заполнили таблицу.  Учитель: Какие организмы населяют наземно­ воздушную, водную, почвенную, организменную среды  жизни? Ученики: ..... Оцените заполнение таблицы  по критериям: Все заполнено в соответствии с образцом ­ оценка 5 8 Коммуникатив­ ные УУД продолжить  формирование  умения  самостоятельно  организовывать  учебное  взаимодействие  при работе в  группе  Познаватель­ ные УУД формировать  умения  преобразовывать  информацию из  одного вида в  другой, из текста  в схему. Регулятивные  УУД  умения работать  с тестами, при  необходимости  исправлять  ошибки  самостоятельно.разделов курса Рефлексия  деятельности 3 минуты Цель этапа: осознание  учащимися своей  учебной деятельности, самооценка  результатов  деятельности своей и  всего класса. Верно заполнены 8­12 ячеек ­ оценка 4 Верно заполнены 5­7 ячеек ­ оценка 3 Верно заполнены 1­4 ячейки ­ оценка 2 Поднимите руку, у кого оценка 5; оценка 4; Молодцы,  хорошо поработали, поставьте оценки в оценочный лист. Слайд на котором тема, цель и план работы.  Учитель: Сегодня, ребята, мы изучили среды жизни  планеты Земля. Скажите, мы  достигли цели, которую  поставили в начале  занятия?  Ученики: Да, мы достигли цели, изучили среды жизни. Учитель: Зачем мы с вами изучаем среды жизни? Где  могут пригодиться полученные знания? Ученик: Полученные знания могут пригодиться на  уроках биологии, олимпиадах, на экзаменах. Ученик: Эти знания могут пригодиться на следующем  уроке. Учитель: Полученные знания могут пригодиться нам в  жизни. Давайте выясним, все ли было на уроке понятно,  было ли интересно. Если на уроке было интересно и все понятно, поднимите правую руку.  Если, что­то было не совсем понятно­ левую  Если на уроке было неинтересно и ничего непонятно - обе руки Регулятивные  УУД умения в диалоге с учителем  обучение  основам  самоконтроля,  самооценки и  взаимооценки. Предлагает  вспомнить  тему и задачи  урока,  соотнести с  планом работы  на слайде, и  оценить меру  своего личного  продвижения к  цели и успехи  класса в целом Определяют  степень  соответствия  поставленной  цели и  результатов  деятельности:  называют тему и  задачи урока,  отмечают  наиболее  трудные и  наиболее  понравившиеся  эпизоды урока,  высказывают  оценочные  суждения.  Информация о  домашнем задании 1 минута Цель этапа: В оценочный лист поставьте себе сами оценку за урок. Учитель:  Домашнее задание: 1) §17 пересказывать, ответить устно на вопросы 1­5 в  учебнике с. 77­78 Предлагает   домашнее  задание на  выбор  Выбирают  задания из  предложенных  учителем с  Личностные  УУД: Создание  условий (ДЗ) к  9выбор учащимися  задания с учётом  индивидуальных  возможностей 2) Индивидуальное задание на выбор (выполняется по  желанию): презентация 3 слайда на тему "Факторы  среды" Учитель: спасибо за урок. Урок окончен. учётом  индивидуальных  возможностей саморазвитию и  самообразованию на основе  мотивации к  обучению и  самопознанию Фамилия, имя Оценочный лист Проверка домашнего задания (взаимопроверка) Работа в группе (оценка лидера) Закрепление­ тест (взаимопроверка) Оценка за урок 1. 2. 3. 4. 10