Тип урока: урок открытия нового знания.
Урок биологии в 5 классе
Тема урока: Среды жизни планеты Земля.
Цели урока:
Образовательные:
обеспечить в ходе урока формирование представлений о средах жизни через работу в группах по заданиям маршрутного листа.
Развивающие:
создать условия для развития познавательных УУД, направленных на поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска.
Воспитывающие:
создать условия для формирования коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении
проблем; условия для эффективного взаимодействия учащихся друг с другом через работу в группах.
Результаты:
Предметные:
умение объяснять, как выявить наличие различных веществ в составе клеток;
умение отличать неорганические вещества от органических.
Метапредметные:
Познавательные УУД
умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса
урока), выдвигать версии;
умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
1умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
основы самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные:
стремление к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
задания для групп;
оборудование и материалы для работы в группах: семена подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, мука, кусочек теста, марля,
спиртовка, пробирка, держатель, рр йода, пестик, лист бумаги, стаканчик;
листы А3;
иллюстрации;
схемы;
контрольноизмерительные материалы.
Структура урока:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
2Технологическая карта урока
Этап урока
Содержание учебного материала
Этап мотивации
(самоопределения) к
учебной деятельности
1 минута
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я
рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с
вами сегодня очень дружно и активно поработаем. А все
результаты работы будем заносить в оценочный лист.
Цель этапа:
мотивация учащихся к
работе на уроке,
создание ситуации
успеха.
Этап актуализации и
фиксирования
индивидуального
затруднения в
пробном действии.
3 минуты
Цель этапа:
Учитель: Для того чтобы попасть на урок надо открыть
эту дверь! Дверь откроется, когда вы выполните тест.
Выполните задание "Верно ли утверждение" в тетради.
Если утверждение верно, ставим +, если неверно, то .
На выполнение задания 1 минута.
Учитель: проверьте свои ответы по ключу
взаимопроверка (слайд)
На слайде критерии оценки:
3
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Приветствует,
проверяет
готовность к
уроку, желает
успеха.
Создание
условий для
возникновения
внутренней
потребности
включения в
деятельность
("хочу").
Включение в
деловой ритм.
Организует
деятельность
по выполнению
теста
Ученики встали,
настроились на
работу,
проверили на
столах наличие
учебника,
тетради, рабочей
тетради,
дневника,
письменных
принадлежно
стей.
Включаются в
работу, отвечают
на поставленные
вопросы
Оценка
результатов
деятельнос
ти ученика
Устная
оценка
учителя
Планируемые
результаты
УУД
Личностные:
Умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к
учителю и
одноклассникам.
Учитель
организует
самооценку
учащихся
Личностные
УУД:
установление
учащимися связи
между
результатом
учения и
способами ихактивизация
соответствующих
мыслительных
операций (анализ,
обобщение,
классификация и т.д.)
и познавательных
процессов (внимание,
память).
5 правильных ответов оценка 5
4 правильных ответа оценка 4
3 правильных ответа оценка 3
Поднимите руку, у кого оценка 5; оценка 4; Молодцы,
хорошо подготовились, поставьте оценки в оценочный
лист.
Лидеры ставят оценки в оценочный лист (самооценка).
Оценочный лист
Фамилия,
имя
Проверка
домашнег
о задания
(взаимопр
оверка)
Работа в
группе
(оценка
лидера)
Оценка
за
заполнени
е схемы
Оценка за
урок
1.
2.
3.
4.
4
достижения
Регулятивные
УУД:
умение
организовать
выполнение
заданий учителя.
Коммуникатив
ные УУД:
умение
воспринимать
информацию на
слух.
Познаватель
ные УУД:
умения
анализировать,
сравнивать,
классифициро
вать и обобщать
факты и явления;
выявлять
причины и
следствия
простых явлений.Этап выявления места
и причины
затруднения
3 минуты
Цель этапа:
вызвать у учащихся
эмоциональную
реакцию затруднения
На слайде картинка теремок
Учитель: Теремок ( картинка из сказки « Теремок»)
Учитель: Все вы помните сказку про теремок.
Проговаривает слова, просит продолжить детей.
Скажите, а в природе могли бы эти животные жить
вместе?
Ученики: Нет.
Учитель: А почему?
Ученики: Потому что живут в разных условиях.
Учитель: О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
Предположите тему урока
Ученики: Среды жизни
Ученики: Условия жизни.
5
Постановка
учебной задачи
Запись
учащимися
числа, темы
урока.
Коммуникативн
ые УУД: умение
слушать и
вступать в
диалог, участие в
коллективном
обсуждении
проблемыЭтап построения
проекта выхода из
затруднения.
3 минуты
Цель этапа:
постановка целей
учебной деятельности,
выбор способа и
средств их реализации
Ученики: Среды жизни планеты Земля.
Учитель: Запишите тему урока.
Учитель: Определите цель урока.
Учащиеся: Цель урока: изучение сред жизни, условий
обитания живых организмов.
Учитель: Правильно. Мы изучим среды жизни планеты
Земля и условия обитания живых организмов.
Учитель: Что такое среда обитания?
Ученики: Среда обитания часть природы с
определёнными условиями жизни, населённая живыми
организмами.
Выдвигает про
блему
Учащиеся
конкретизируют
цель урока
Этап реализации
построенного проекта
5 минут
Цель этапа:
Среды жизни
Наземновоздушная
6
Коммуникативн
ые УУД: умение
формулировать
конкретную цель
своих будущих
учебных
действий,
устраняющих
причину
возникшего
затруднения
Регулятивные
УУД
умения
самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
учебную
проблему,
определять цель
учебной
деятельности
(формулировка
вопроса урока),
выдвигать
версии.
Регулятивные
УУД:
Умение
организоватьвыполнение
заданий учителя,
делать выводы по
результатам
работы
Познаватель
ные УУД:
умение
структурировать
учебный
материал,
выделять в нем
главное.
при построении
нового знания
использовать
предметные действия
со схемой.
Организм как
Водная Почвенная
среда обитания
Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи.
2 минуты
Цель этапа: усвоение
учащимися нового
способа действия при
решении типовых
задач.
Физкультминутка
1 минута
Цель этапа:
пауза релаксации
На слайде
Физкультминутка «Будьте здоровы!»
7Учитель: Для того, чтобы достичь цели урока,
выполните задания в группах и начните заполнение
таблицы "Среды жизни".
Дается
индивидуально
е задание
группам,
ограничивая
время его
выполнения
Учитель
координирует
работу групп,
проводит
коррекцию
Учащиеся
выполняют
задания по
группам, готовят
обобщение
материала,
делают выводы о
проделанной
работе.
Учащиеся
выступают с
результатами
работы
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
14 минут
Цель этапа:
интериоризация
нового способа
действия и
исполнительская
рефлексия
(коллективная и
индивидуальная)
достижения цели
пробного учебного
действия, применение
нового знания в
типовых заданиях.
Включение в систему
знаний повторение
3 минуты
Цель этапа:
повторение и
закрепление ранее
изученного,
подготовка к
изучению следующих
Учитель: Подведем итог нашего урока, проверим как вы
заполнили таблицу.
Учитель: Какие организмы населяют наземно
воздушную, водную, почвенную, организменную среды
жизни?
Ученики: .....
Оцените заполнение таблицы по критериям:
Все заполнено в соответствии с образцом оценка 5
8
Коммуникатив
ные УУД
продолжить
формирование
умения
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие
при работе в
группе
Познаватель
ные УУД
формировать
умения
преобразовывать
информацию из
одного вида в
другой, из текста
в схему.
Регулятивные
УУД
умения работать
с тестами, при
необходимости
исправлять
ошибки
самостоятельно.разделов курса
Рефлексия
деятельности
3 минуты
Цель этапа: осознание
учащимися своей
учебной деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей и
всего класса.
Верно заполнены 812 ячеек оценка 4
Верно заполнены 57 ячеек оценка 3
Верно заполнены 14 ячейки оценка 2
Поднимите руку, у кого оценка 5; оценка 4; Молодцы,
хорошо поработали, поставьте оценки в оценочный лист.
Слайд на котором тема, цель и план работы.
Учитель: Сегодня, ребята, мы изучили среды жизни
планеты Земля. Скажите, мы достигли цели, которую
поставили в начале занятия?
Ученики: Да, мы достигли цели, изучили среды жизни.
Учитель: Зачем мы с вами изучаем среды жизни? Где
могут пригодиться полученные знания?
Ученик: Полученные знания могут пригодиться на
уроках биологии, олимпиадах, на экзаменах.
Ученик: Эти знания могут пригодиться на следующем
уроке.
Учитель: Полученные знания могут пригодиться нам в
жизни. Давайте выясним, все ли было на уроке понятно,
было ли интересно.
Если на уроке было интересно и все понятно, поднимите
правую руку.
Если, чтото было не совсем понятно левую
Если на уроке было неинтересно и ничего непонятно -
обе руки
Регулятивные
УУД
умения в диалоге
с учителем
обучение
основам
самоконтроля,
самооценки и
взаимооценки.
Предлагает
вспомнить
тему и задачи
урока,
соотнести с
планом работы
на слайде, и
оценить меру
своего личного
продвижения к
цели и успехи
класса в целом
Определяют
степень
соответствия
поставленной
цели и
результатов
деятельности:
называют тему и
задачи урока,
отмечают
наиболее
трудные и
наиболее
понравившиеся
эпизоды урока,
высказывают
оценочные
суждения.
Информация о
домашнем задании
1 минута
Цель этапа:
В оценочный лист поставьте себе сами оценку за урок.
Учитель:
Домашнее задание:
1) §17 пересказывать, ответить устно на вопросы 15 в
учебнике с. 7778
Предлагает
домашнее
задание на
выбор
Выбирают
задания из
предложенных
учителем с
Личностные
УУД:
Создание
условий (ДЗ) к
9выбор учащимися
задания с учётом
индивидуальных
возможностей
2) Индивидуальное задание на выбор (выполняется по
желанию): презентация 3 слайда на тему "Факторы
среды"
Учитель: спасибо за урок. Урок окончен.
учётом
индивидуальных
возможностей
саморазвитию и
самообразованию
на основе
мотивации к
обучению и
самопознанию
Фамилия, имя
Оценочный лист
Проверка домашнего
задания
(взаимопроверка)
Работа в группе
(оценка лидера)
Закрепление тест
(взаимопроверка)
Оценка за
урок
1.
2.
3.
4.
10