создать условия для знакомства учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; с причинами смены сообществ. Знать: факторы живой и неживой природы; составляющие среды жизни; о связи условий жизни и экологических факторов; влияние света, температуры, воды, минеральных веществ на растения; влияние живых организмов на растения; значение деятельности человека на растения.
Составитель: Меланьина О.Е. -
учитель ГКОУ РО «Каменской
специальной школы – интерната»
Цель урока:
создать условия для знакомства
учащихся с растительными
сообществами; с особенностями
взаимосвязи растений в различных
сообществах; с причинами смены
сообществ.
Знать: факторы живой и неживой
природы; составляющие среды жизни; о
связи условий жизни и экологических
факторов; влияние света, температуры,
воды, минеральных веществ на растения;
влияние живых организмов на растения;
значение деятельности человека на
растения.
Основные понятия:
Природные сообщества
Факторы живой и неживой
природы
Экологические системы
Растительное сообщество
Естественные и искусственные
растительные сообщества
Растительность, типы
растительности
Проблемный
вопрос:
« Являются ли
природные сообщества
системой или
представляют
случайный набор
организмов, не
связанных между
собой?»
Выбери
правильный
ответ:
Растения, которые не выносят
сильного освещения и хорошо
растут только в затенённых местах,
называются:
А) светолюбивые
Б) тенелюбивые
В) теневыносливые
Растения, которые живут
только на освещенных
солнцем открытых местах,
называются:
А) светолюбивые
Б) тенелюбивые
В) теневыносливые
Растения, которые
хорошо растут на свету, но
могут расти и в тени,
называются:
А) светолюбивые
Б)тенелюбивые
В) теневыносливые
Т е м а у р о к а :
Растительны
е сообщества
Цели:
1.Выяснить, что называется
растительным
сообществом.
2.Какие бывают типы
растительных сообществ.
3. Какие растительные
сообщества встречаются в
нашей области.
Что называется
растительным
сообществом?
Растительное сообщество или
фитоценоз – это группа
растений, приспособленных к
определенным условиям
жизни на определенной
территории.
луг
пустыня
поле
тундра
сад
пруд
Хвойный лес
Смешанный лес
Лиственный лес
огоро
д
озеро
парк
Какие бывают
типы
растительных
сообществ?
Растительные сообщества
Естественные
Искусственные
Создала
природа
Создал человек
Задание:
распределите
растительные
сообщества на
типы
Лес еловый, лес сосновый,
луг, степь, парк, водоём
(пруд), лес смешанный,
поле, болото, озеро, лес
лиственный, сад, огород,
лесополоса (искусственный
растительные
сообщества есть
Какие
в нашей
области?
Степь, лес смешанный,
лес лиственный, луга,
поля, сады, огороды,
пруды, лесополосы.
Запомните!
В сообществах выделяют
растения основные, или
преобладающие, и
сопутствующие
Растительные сообщества
называют тем видом,
который преобладает.
Как называют
совокупность
растительных
сообществ,
существующих на
определенных
территориях?
Растительность
Проблемный вопрос:
« Являются ли природные
сообщества системой или
представляют случайный
набор организмов, не
связанных между собой?»
Природные сообщества –
это система. В природе
всё живое тесно
взаимосвязано.
Сообщества существуют
тогда, когда в нем
взаимодействуют живые
организмы.
Закрепление:
1.Растительное сообщество – это
А)изолированные друг от друга
растения.
Б) группа растений,
приспособленных к условиям
жизни на однородном участке
земной поверхности и друг к
другу.
В) группа растений и животных.
Широколиственный лес
- это
А) естественное
сообщество
Б) искусственное
сообщество
В сосновом лесу
основное растение - это
А) ель
Б) сосна
В) осина
Ростовская область
А) малолесистая
Б) среднелесистая
В) сильнолесистая
Ковыль – травянистое
растение
А) соснового леса
Б) степи
В) луга
Внимание!
Количество
правильных
ответов
соответствует
вашей оценке за
урок.
Домашнее задание
Просмотрите записи в тетради,
выучить понятия « Растительные
сообщества», «Растительность»,
«Естественные и искусственные
сообщества». Ответить на вопросы
§56
• В тетради нарисуйте одно из
солнышек:
Вам понравился урок, настроение отличное
Вам не понравился урок,
Настроение плохое.