Презентация по биологии "Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом" (10 класс)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 13.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Цель: сформировать знания об особенностях постэмбрионального периода развития. Задачи: сформировать у обучающихся знания о типах постэмбрионального развития, выявить его закономерности и продолжительность у различных организмов; развивать умения работать с разными источниками информации, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, выделять главное; формировать познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов; воспитание ответственности за состояние личного здоровья (влияющего на здоровье потомства) и поведения, соответствующего нормам права и морали, принятым в обществе.Презентация
Иконка файла материала Закономерности постэмбрионального периода развития..pptx
Тема урока Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 1
Цель урока • изучить процессы, происходящие в организме во время постэмбрионального периода 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 2
Постэмбриональный период • период начинается с момента выхода нового организма из яйцевых оболочек либо из организма матери 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 3
Постэмбриональный период •Ювенильный период •Пубертатный период •Период старения 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 4
Ювенильный период • Первый ювенильный период продолжается до окончания полового созревания и может проходить по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или организма матери выходит новая особь, внешне похожая на взрослую, но меньше размером и несформированной половой системой. К такому типу развития 5 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Ювенильный период •Другой тип развития называется непрямым и протекает с метаморфозом (превращением). При этом личинка не похожа на взрослую особь. Этот тип развития характерен для лягушек, некоторых насекомых и червей. Ювенильный период всегда сопровождается ростом организма, с одной стороны процесс роста запрограммирован генетически, а с другой стороны – зависит от 6 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 10/13/17
Развитие с метаморфозом 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 7
Развитие с метаморфозом 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 8
Ювенильный период • В маленьком аквариуме рыбы никогда не достигнут размеров, до которых вырастают в природных условиях, но если во время ювенильного периода рыб из маленького аквариума пересадить в большой аквариум, то такие рыбы вырастут больше, чем те которые остались в маленьком аквариуме. • У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной железой и половыми железами. 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 9
Пубертатный период • период зрелости у позвоночных животных занимает большую часть жизни. 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 10
Гормоны и рост млекопитающих • На рост и развитие млекопитающих влияют гормоны, которые вырабатываются щитовидной железой, корой надпочечников и половыми железами. Их деятельность регулирует гипофиз, что было доказано в многочисленных экспериментах. 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 11
Гормоны и рост млекопитающих • Из гипофиза было экстрагировано некое вещество, которое при введении животным увеличивало их массу тела. Это вещество назвали гормоном роста. В дальнейших исследованиях было показано, что это один из тропных гормонов гипофиза, который называется соматотропин. • Соматотропин человека – это белок, состоящий из 190 аминокислот. Он усиливает процессы роста во всем организме, ускоряя синтез нуклеиновых кислот для подготовки к митозу, способствуя поглощению аминокислот хрящевой и мышечной тканями. 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 12
Сенильный период (старость) • Старение – это общебиологическая закономерность, свойственная всем живым организмам. В определенном для каждого организма возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению, к изменяющимся условиям существования 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 13
Продолжительность жизни • Улучшения условий жизни, снижение детской смертности, победа над многими заболеваниями – все это приводит к увеличению продолжительности жизни. • Если в XVI в XVII веке средняя продолжительность жизни была около 30 лет, то сейчас в благополучных странах средняя продолжительность жизни у мужчин достигает 75 лет (рис. 4), а у женщин 80. • Очевидно, это не предел, и победа над сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями может продлить жизнь человека до 120–140 лет, но при этом, естественно, человек должен вести так называемый здоровый образ жизни и не злоупотреблять алкоголем и никотином. Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 10/13/17 14
Продолжительность жизни • Смерть – это прекращение жизнедеятельности человека, однако смерть необходима для эволюционного процесса, поскольку без нее не происходила бы смена поколений. • Процесс старения запрограммирован генетически, однако до сих пор нет единой теории, объясняющей этот процесс. • Одни исследователи считают, что процесс старения запускается группой генов, которая запускает так называемую программу старения – эта точка зрения подтверждается существованием редчайшего заболевания человека, прогерии. Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 10/13/17 15
Прогерия • У ребенка, больного прогерией, проявляются явные признаки старости, в 10–12 лет он выглядит как очень пожилой человек 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 16
Типы старения • Медики утверждают, что процесс старения– это сложный многогранный и генетически обусловленный процесс, предотвратить который невозможно, а вот затормозить его можно. Различают два вида старения – физиологическое и патологическое. • При физиологическом старении возраст человека аналогичен паспортному возрасту, а при патологическом старении наблюдается ускоренное старение организма, связанное в большинстве случаев с различными стрессовыми факторами или же с генетической предрасположенностью. 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 17
Животные-долгожители • Старость, одряхление не есть обязательный атрибут долгой жизни. Существуют виды, которые могут жить на протяжении веков. К таким видам относится моллюск жемчужница, которая может жить около 200 лет и при этом не стареть. С каждым годом жемчужница становится все устойчивее к условиям окружающей среды и даже лучше размножается. 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 18
Животные-долгожители • Но, тем не менее, даже жемчужница оказывается не бессмертной. Она погибает из- за несогласованного роста раковины и мышечной ноги, которая её держит в вертикальном положении. Огромная раковина перевешивает и падает на дно, фильтрация планктона прекращается, и жемчужница умирает с голода. 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 19
10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 20
Изображения, использованные в презен тации http://images.yandex.ru/yandsearch 10/13/17 Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии 21