Тема урока: Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом.
Цель: сформировать знания об особенностях постэмбрионального периода развития.
Задачи: сформировать у обучающихся знания о типах постэмбрионального развития, выявить его закономерности и продолжительность у различных организмов;
развивать умения работать с разными источниками информации, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, выделять главное;
формировать познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов;
воспитание ответственности за состояние личного здоровья (влияющего на здоровье потомства) и поведения, соответствующего нормам права и морали, принятым в обществе.Презентация
Тема урока
Закономерности
постэмбрионального периода
развития. Непрямое
развитие, полный и неполный
метаморфоз. Биологический
смысл развития с
метаморфозом.
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
1
Цель урока
• изучить процессы, происходящие
в организме во время
постэмбрионального периода
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
2
Постэмбриональный период
• период начинается с момента
выхода нового организма из
яйцевых оболочек либо из
организма матери
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
3
Постэмбриональный период
•Ювенильный период
•Пубертатный период
•Период старения
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
4
Ювенильный период
• Первый ювенильный
период продолжается до
окончания полового
созревания и может
проходить по двум
различным путям. Прямое
развитие происходит,
если из яйца или
организма матери
выходит новая особь,
внешне похожая на
взрослую, но меньше
размером и
несформированной
половой системой. К
такому типу развития
5
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Ювенильный период
•Другой тип развития
называется непрямым и
протекает с метаморфозом
(превращением). При этом
личинка не похожа на
взрослую особь. Этот тип
развития характерен для
лягушек, некоторых
насекомых и червей.
Ювенильный период всегда
сопровождается ростом
организма, с одной стороны
процесс роста
запрограммирован
генетически, а с другой
стороны – зависит от
6
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
10/13/17
Развитие с метаморфозом
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
7
Развитие с метаморфозом
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
8
Ювенильный период
• В маленьком аквариуме рыбы никогда не
достигнут размеров, до которых вырастают в
природных условиях, но если во время
ювенильного периода рыб из маленького
аквариума пересадить в большой аквариум, то
такие рыбы вырастут больше, чем те которые
остались в маленьком аквариуме.
• У человека рост контролируется целым рядом
гормонов, выделяемых гипоталамусом,
гипофизом, щитовидной железой и половыми
железами.
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
9
Пубертатный период
• период зрелости у позвоночных животных
занимает большую часть жизни.
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
10
Гормоны и рост млекопитающих
• На рост и развитие млекопитающих влияют
гормоны, которые вырабатываются
щитовидной железой, корой надпочечников и
половыми железами. Их деятельность
регулирует гипофиз, что было доказано в
многочисленных экспериментах.
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
11
Гормоны и рост млекопитающих
• Из гипофиза было экстрагировано некое
вещество, которое при введении животным
увеличивало их массу тела. Это вещество
назвали гормоном роста. В дальнейших
исследованиях было показано, что это один из
тропных гормонов гипофиза, который
называется соматотропин.
• Соматотропин человека – это белок,
состоящий из 190 аминокислот. Он усиливает
процессы роста во всем организме, ускоряя
синтез нуклеиновых кислот для подготовки к
митозу, способствуя поглощению аминокислот
хрящевой и мышечной тканями.
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
12
Сенильный период (старость)
• Старение – это общебиологическая
закономерность, свойственная всем живым
организмам. В определенном для каждого
организма возрасте в организме начинаются
изменения, снижающие возможности этого
организма к приспособлению, к
изменяющимся условиям существования
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
13
Продолжительность жизни
• Улучшения условий жизни, снижение детской
смертности, победа над многими
заболеваниями – все это приводит к
увеличению продолжительности жизни.
• Если в XVI в XVII веке средняя
продолжительность жизни была около 30 лет,
то сейчас в благополучных странах средняя
продолжительность жизни у мужчин
достигает 75 лет (рис. 4), а у женщин 80.
• Очевидно, это не предел, и победа над
сердечно-сосудистыми и онкологическими
заболеваниями может продлить жизнь
человека до 120–140 лет, но при этом,
естественно, человек должен вести так
называемый здоровый образ жизни и не
злоупотреблять алкоголем и никотином.
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
10/13/17
14
Продолжительность жизни
• Смерть – это прекращение
жизнедеятельности человека, однако смерть
необходима для эволюционного процесса,
поскольку без нее не происходила бы смена
поколений.
• Процесс старения запрограммирован
генетически, однако до сих пор нет единой
теории, объясняющей этот процесс.
• Одни исследователи считают, что процесс
старения запускается группой генов, которая
запускает так называемую программу
старения – эта точка зрения подтверждается
существованием редчайшего заболевания
человека, прогерии.
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
10/13/17
15
Прогерия
• У ребенка, больного прогерией, проявляются
явные признаки старости, в 10–12 лет он
выглядит как очень пожилой человек
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
16
Типы старения
• Медики утверждают, что процесс старения–
это сложный многогранный и генетически
обусловленный процесс, предотвратить
который невозможно, а вот затормозить его
можно. Различают два вида старения –
физиологическое и патологическое.
• При физиологическом старении возраст
человека аналогичен паспортному возрасту, а
при патологическом старении наблюдается
ускоренное старение организма, связанное в
большинстве случаев с различными
стрессовыми факторами или же с
генетической предрасположенностью.
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
17
Животные-долгожители
• Старость, одряхление не есть обязательный
атрибут долгой жизни. Существуют виды,
которые могут жить на протяжении веков. К
таким видам относится моллюск жемчужница,
которая может жить около 200 лет и при этом
не стареть. С каждым годом жемчужница
становится все устойчивее к условиям
окружающей среды и даже лучше
размножается.
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
18
Животные-долгожители
• Но, тем не менее, даже жемчужница
оказывается не бессмертной. Она погибает из-
за несогласованного роста раковины и
мышечной ноги, которая её держит в
вертикальном положении. Огромная раковина
перевешивает и падает на дно, фильтрация
планктона прекращается, и жемчужница
умирает с голода.
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
19
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
20
Изображения, использованные в презен
тации
http://images.yandex.ru/yandsearch
10/13/17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
21