Модуль 2«Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов антропогенного, техногенного и природного происхождения»
Тема 1.
Окружающая среда, источники её загрязнения. Риски.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
1
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Вопросы лекции
Загрязнение окружающей среды, виды
и источники;
2
Понятие риска;
3
Методические подходы к определению риска;
4
Концепция приемлемого риска. Критерии риска;
5
Классификация и содержание основных
видов риска;
6
Анализ риска;
Московский государственный
психолого-педагогический университет
1 вопрос«Загрязнение окружающей среды, виды и источники»
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации каждый человек имеет право на
благоприятную окружающую среду, каждый
обязан сохранять природу, бережно относиться
к ее богатствам, которые являются основой
устойчивого развития, жизни и
деятельности народов, проживающих на
территории РФ.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Источники загрязнения окружающей среды
можно разделить на два вида:
естественные и искусственные.
Загрязнением окружающей человека среды
признается попадание в нее любого несвойственного
ей элемента.
Загрязнить природу может только «чужеродный
элемент» (агент), который не является ее
структурным элементом и потому будет для нее
несвойственным.
На такое воздействие среда реагирует и изменяется.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Однако для окружающей среды природные
источники опасности не вызывают загрязнения,
так как они являются «естественными» для нее
элементами.
К ним относятся:
продукты жизнедеятельности организмов,
продукты извержения вулканов, лесных пожаров,
песчаных бурь и так далее.
В результате таких явлений возникает или избыток
или недостаток каких-либо веществ.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Рассмотрим естественное загрязнение.
Примером может служить солнечное загрязнение.
К солнечному загрязнению относится
ультрафиолетовое излучение.
Данный вид электромагнитного (оптического) излучения
несет в себе наибольшее количество энергии и является
губительным для некоторых видов микроорганизмом.
Ультрафиолетовое излучения увеличивается в результате
уменьшения озонового слоя атмосферы.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Другим примером естественного загрязнения
является парниковый эффект.
«Парниковый эффект» связан с
инфракрасным излучением.
Парниковые газы в нижней части атмосферы
не дают тепловым лучам (инфракрасному излучению)
вернуться в космос, задерживают их. Вследствие этого
средняя температура планеты увеличивается, и это ведет
к опасным последствиям (глобальному потеплению).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Рассмотрим типы искусственного загрязнения
и их особенности.
Для улучшения качества своей жизни, человек
создает различные материалы и элементы.
Результатом такой деятельности стало
увеличение объемов и концентраций, как известных
природе элементов, так и создание новых, искусственных,
а значит, неизвестных.
Форму человеческого воздействия на биосферу назвали
антропогенным, а вид загрязнения – искусственным.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Источники загрязнения окружающей среды, как
правило, соответствуют отраслям производства.
Наибольшую опасность для природы представляет
добыча нефти и газа, металлургия и химическая
промышленность, транспорт, сельское хозяйство,
энергетика.
Отходы вырабатываются и образуются на всех этапах
производственного цикла.
Они являются источником загрязнения природы
в результате накопления, неправильного хранения
или отсутствия их переработки и утилизации.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Все антропогенное загрязнение окружающей
среды можно
разделить на четыре основных вида:
физическое загрязнение.
химическое загрязнение.
биологическое загрязнение.
информационное загрязнение.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
К физическому загрязнению относятся: пыль, зола и
другие продукты горения, радиация, электромагнитные
поля, шум и так далее.
К химическому загрязнению относятся вещества и
соединения, такие как тяжелые металлы, соли, кислоты,
щелочи, аэрозоли, пестициды и тому подобное.
Биологическое загрязнение – это загрязнение
бактериологическими или микробиологическими
материалами.
Информационное загрязнение - это загрязнение
информационных ресурсов неполной, противоречивой,
малоценной или не относящейся к делу информацией.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Сельское хозяйство.
Специфика сельского хозяйства заключается в том,
что для интенсификации его производства и повышения
урожайности культур в почву вносится большое
количество пестицидов и минеральных удобрений,
которые опасны для человека и природы.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Нефтяная промышленность.
Наносит окружающей среде двойной загрязняющий
«удар».
Во-первых, сама нефть по своим физическим и
химическим свойствам, является веществом
близким к отравляющим.
Во-вторых, процесс ее добычи, транспортировки
и переработки чрезвычайно опасен для природы.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Энергетика.
Основными источниками, влияющими на окружающую
среду, этой отрасли человеческой деятельности являются:
вода с повышенной температурой, сбрасываемая после
использования для охлаждения технологического
оборудования станций;
гидротехнические сооружения, регулирующие речные
потоки.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Военно-промышленный комплекс.
Особенностью военно-промышленного комплекса является то,
что при наличии практически всех видов производства, в том числе
оружия массового уничтожения (химического, бактериологического
и ядерного), он закрыт для внешних проверок и для проведения
достаточных мероприятий по защите окружающей среды,
модернизации очистного и контрольного оборудования, а также по
утилизации опасных веществ и их хранению.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Транспорт.
На долю автомобильного транспорта приходится до 90% выбросов
всех загрязняющих веществ в атмосферу.
Кроме того, транспортные предприятия,
автомастерские и частные автомашины – это тысячи тонн различных
резинотехнических изделий, отработанных масел и смазочных
материалов, металлолома, стекла, загрязненной воды после мойки
транспорта, его ремонта и хранения. Все это или стекает
в воду, или попадает в почву и воздух.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Стоки коммунальных предприятий и
полигоны промышленных и
бытовых отходов.
И первые, и вторые представляют собой
концентрированное скопление разнообразных
загрязняющих веществ.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Таким образом, можно классифицировать
искусственное загрязнение биосферы
следующим образом.
1. Ингредиентное загрязнение – это загрязнение
(минеральное и органическое) выступающее как
совокупность веществ чуждых естественным
биогеоценозам (например, бытовые стоки, ядохимикаты,
продукты сгорания и т. д).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
2. Параметрическое загрязнение, связанно с
изменениями качественных параметров окружающей
среды (тепловое, шумовое, радиационное,
электромагнитное).
3. Стациально-деструкционное загрязнение
(стация – место обитания популяции, деструкция —
разрушение), связанно с нарушением и преобразованием
ландшафтов и экосистем в процессе природопользования
(зарегулирование водотоков, урбанизация, вырубка
лесных насаждений и пр.).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
4. Биоценотическое загрязнение, вызывает
нарушение в составе и структуре популяций живых
организмов (перепромысел, направленная интродукция и
акклиматизация видов и т. д.).
В зависимости от места загрязнения биосферы
классификация может иметь следующий вид:
загрязнение воздуха (атмосферы);
загрязнение почв (литосферы);
загрязнение воды (гидросферы).
загрязнение может быть личным. Это загрязнение в
следствии неправильного образа жизни человека
(курение, употребление алкоголя и другие вредные
привычки).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
2 вопрос«Понятие риска»
Мерой количественной оценки опасности
является риск, который представляет собой
отношение числа тех или иных
нежелательных (неблагоприятных) последствий
к их возможному числу за
определенный период времени.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Основными элементами риска выступают:
частота, с которой осуществляется опасное событие;
последствия опасного события.
Основными структурными характеристиками риска
являются:
опасность,
подверженность риску,
взаимодействие с другими рисками,
уязвимость (чувствительность к риску).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Кратко рассмотрим структурные характеристики риска.
Опасность выступает как носитель риска, т.е. как объект или
субъект, по отношению к которому риск оценивается и как место
обитания носителя риска, в качестве которого выступает
окружающая среда (природная или искусственная), которая в свою
очередь провоцирует реализацию риска.
Подверженность риску характеризуется числом объектов,
которым может быть нанесен ущерб при реализации опасности.
Взаимодействие с другими рисками характеризуется таким
показателем как возможностью рисков усиливать или ослаблять
друг друга.
Уязвимость (чувствительность к риску) характеризуется
степенью или интенсивностью, с которой может реализоваться
опасность.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Противоречивость в деятельности.
Противоречивость в риске приводит к столкновению
объективно существующих рискованных действий с их
субъективной оценкой. Так как наряду с инициативами,
новаторскими идеями, внедрением новых перспективных
видов деятельности, ускоряющими технический прогресс
и влияющими на безопасность общества, идут
консерватизм, догматизм, субъективизм и т.д.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Альтернативность в деятельности.
Альтернативность в риске предполагает необходимость
выбора из двух или нескольких возможных вариантов
решений, направлений, действий. Если возможность
выбора отсутствует, то не возникает рискованной
ситуации, а, следовательно, и риска.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Неопределенность в деятельности.
Неопределенностью называется неполнота или
неточность информации об условиях реализации
решения. Существование риска непосредственно связано
с наличием неопределенности, которая неоднородна по
форме проявления и по содержанию.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
3 вопрос«Методические подходы к определению риска»
Основными методическими
подходами к определению
риска являются:
инженерный, модельный,
экспертный,
социологический.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Инженерный подход к определению риска
Инженерный подход к определению риска
опирается на статистику, расчёт частот,
вероятностный анализ безопасности, построение
деревьев опасности.
Модельный подход к определению риска
Модельный подход к определению риска
основан на построении моделей воздействия
вредных факторов на отдельного человека,
социальные, профессиональные группы и т.п.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Экспертный подход к определению риска
При экспертном подходе к определению риска
вероятность событий определяется на основе
опроса опытных специалистов, т. е. экспертов.
Социологический подход к определению риска
При социологическом подходе к определению
риска вероятность событий определяется на
основе опроса населения.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Регистрационный подход к определению риска
Заключается в использовании информации о
подсчете конкретных событий, затрат
каких-либо ресурсов, количестве жертв.
Органолептический подход к определению риска
При органолептическом методе используют
информацию, получаемую органами чувств
человека (зрением, осязанием, обонянием,
вкусом и др.).
Другие подходы к определению риска
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Эвристические подход к определению риска
Эвристические подходы к определению риска
представляют собой особую группу приемов
сбора и обработки информации, опирающуюся
на профессиональное суждение группы
специалистов.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Эвристические подход к определению риска
Эвристические подходы к определению риска
представляют собой особую группу приемов
сбора и обработки информации, опирающуюся
на профессиональное суждение группы
специалистов.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Управленческие методы снижения риска
Они предполагают создание системы законов
и постановлений, обеспечивающих правовую
основу безопасности в чрезвычайных ситуациях
(ЧС) и организационной структуры с
имеющимися у нее силами и средствами,
способной наладить работу по предупреждению
и ликвидации ЧС, а также контролировать
выполнение этой работы.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Экономические методы снижения риска
Экономические методы снижения риска включают:
- финансирование мероприятий по защите работников
организаций и подведомственных объектов
производственного и социального назначения от ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации ЧС.
- страхование рисков, т.е. страхование от возможных
убытков, где объектом страховой защиты выступает
результат предпринимательской деятельности – прибыль
или доход.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Инженерно-технические методы снижения риска
Инженерно-технические методы снижения риска
основаны на исключении причин возникновения ЧС:
- уменьшении вероятности отказов из-за дефектов
изготовления и нарушения режимов эксплуатации;
- уменьшении вероятности воздействия внешних
негативных факторов среды;
- уменьшении вероятности ошибочных действий
обслуживающего персонала и операторов во время
ремонта, наладки и эксплуатации оборудования.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Организационные методы снижения риска
Организационные методы снижения риска
определяются правилами, нормами, инструкциями и
другими документами. Например, Правилами пожарной
безопасности, Нормами радиационной безопасности,
ГОСТ безопасности в чрезвычайных ситуациях, в которых
определены основные требования по обеспечению
безопасности, снижению риска возникновения и
воздействия опасных факторов ЧС и алгоритм действия
человека.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Основными мировоззренческими подходами
к риску являются:
концепция абсолютной безопасности
(нулевой риск);
детерминистский подход к риску
(теория нормальных аварий);
комбинированный подход.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Концепция абсолютной безопасности (нулевой риск) или теория высшей надежности
Полную безопасность обеспечат выделенные
необходимые материальные затраты на средства защиты,
подготовку персонала и строгий контроль за
соблюдением всех норм и правил.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Детерминистский подход (теория нормальных аварий)
При данном подходе к риску признается
невозможность обеспечения абсолютной безопасности.
Основным принципом детерминистического подхода
является определение приемлемого риска,
соответствующего с одной стороны практически
достижимому уровню безопасности (риск настолько
низок, насколько это возможно), а с другой стороны –
разумно достижимому уровню безопасности с точки
зрения затратно-прибыльного баланса.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Комбинированный подход
Признает неизбежность опасных происшествий и
аварий, но предполагает сведение их к минимуму на
основе тщательного анализа опасностей при
проектировании систем, приоритетного
финансирования мероприятий по обеспечению
безопасности, тщательного соблюдения законодательства
в области безопасности, выполнения правил и
инструкций.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
4 вопрос«Концепция приемлемого риска. Критерии риска»
Концепция приемлемого риска представляет
собой компромисс между приемлемым уровнем
безопасности и экономическими
возможностями его достижения.
Риск является приемлемым, если его величина
(вероятность реализации) настолько
незначительна, что ради получаемой при этом
выгоды в виде материальных или социальных
благ человек или общество в целом готовы
пойти на риск.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Приемлемый риск сочетает в себе технические,
экологические, социальные аспекты и представляет
некоторый компромисс между приемлемым уровнем
безопасности и экономическими возможностями его
достижения, т.е. можно говорить о снижении
индивидуального, технического или экологического
риска, но нельзя забывать о том, сколько за это
придется заплатить и каким в результате окажется
социальный риск.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
В связи со сложностью расчетов
показателей риска, недостатком
исходных данных (особенно по
надежности оборудования,
человеческим ошибкам)
на практике часто используются
методы анализа и критерии
приемлемого риска, основанные на
результатах экспертных оценок
специалистов.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
В этом случае рассматриваемый объект
обычно ранжируется по степени риска
на четыре (или больше) группы: с высоким,
промежуточным, низким или незначительным
уровнем риска.
При таком подходе: высокий уровень
риска считается, как правило,
неприемлемым, промежуточный риск
требует выполнения программы работ
по уменьшению уровня риска, низкий риск
считается приемлемым, а незначительный
риск вообще не рассматривается, как не
заслуживающий внимания.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Основные характеристики приемлемого риска в деятельности человека
Понятие величины приемлемого риска
предполагает согласованный анализ двух
его характеристик:
частоты возникновения ущерба
размера ущерба
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Частота возникновения ущерба может измеряться как
количественно (с помощью вероятностей или
статистических частот), так и качественно, т.е. путем
экспертного выделения определенных классов рисков.
Исходя из частоты возникновения ущерба определены
следующие риски:
- редкие риски, для которых характерна малая частота
реализаций риска (малая вероятность наступления ущерба);
- риски средней частоты, для которых характерна средняя
частота реализации риска (средняя вероятность
наступления ущерба),
-частые риски, для которых характерна высокая частота
реализации риска (высокая вероятность наступления
ущерба).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
По размеру (тяжести) ущерба можно выделить:
- малые риски, то есть те, по которым максимальный
ущерб невелик;
- средние риски, максимальный ущерб для которых
характеризуется как средний;
- высокие риски с большим максимальным ущербом;
- катастрофические риски, характеризуемые
исключительно большим максимальным ущербом.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Величина риска.
Количественно риск можно определить с помощью следующей
формулы: n m
R = ∑ ∑ gi j (V)Pj Pi (j, zj)
где Pi - вероятность получения ущерба в результате наступления
неблагоприятного события i-го типа;
Pj – вероятность наступления неблагоприятного события j-го типа;
Xi – величина ущерба (обычно в стоимостном выражении, но в
случае наступления экологического риска может быть выражена в
натуральных показателях);
R - количественная мера риска (выражается в тех же показателях,
что и ущерб);
n – число возможных вариантов ущерба при наступлении любого
неблагоприятного события (включая и ущерб, равный нулю)
gi j (V) - вероятность выбора ситуации с вероятностью
наступления неблагоприятного события Pj и законом распределения
ущерба Pi (j, zj), зависящим от принятых защитных мер Zj.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Критерии риска.
В качестве критерия риска выдвигается
совокупность факторов, по сопоставлению с
которыми оценивают значимость риска.
Такими факторами являются:
негативные последствия риска и ожидаемый результат,
экономические и социальные возможности,
допустимые отклонения негативных факторов.
Исходя из приведенных факторов,
лежащих в основе риска определены следующие
виды рисков, которые будут выступать его критериями.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Недопустимый (чрезмерный) риск - характеризуется исключительно
высоким уровнем риска, который в большинстве случаев приводит
к негативным последствиям.
Нежелательный (гранично-допустимый) риск – это максимальный
риск, который не должен превышаться, независимо от ожидаемого
результата.
Допустимый с проверкой риск (приемлемый риск) - это такой
уровень риска, который общество приемлет (может позволить),
учитывая технико-экономические и социальные возможности на
данном этапе своего развития.
Допустимый без проверки (пренебрегаемый) риск – риск имеет
настолько низкий уровень, что он находится в пределах допустимых
отклонений природного уровня.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Методы количественного анализа риска
позволяют получить объективную информацию о степени
опасности объекта, ранжировать прилегающую территорию по
уровню потенциального и коллективного риска, путем нанесения на
ней изолиний рисков, выявить, при наличии законодательно
установленных критериев, зоны и территории, где уровни риска
достигают или превышают значения, при которых необходимо
ужесточение контроля или принятие определенных мер
по снижению риска и обеспечению нормативной безопасности
производственного персонала и населения.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Изолинии риска (изориски) — это линии одинаковых рисков
на местности.
Фоновый риск— это риск в ноксосфере на большой относительно
безопасной территории.
Допустимый (или приемлемый) риск (Rдоп) – это условно безопасная
величина риска, устанавливаемая государством и определяемая
уровнем его развития. Она может быть договорная, нормируемая
или узаконенная.
Цифрой 1 показан очаг повышенного риска; цифрой 2 показана
изолиния риска r = 10 Rдоп; цифрой 3 показана изолиния допустимого
риска Rдоп; цифрой 4 показана изолиния фонового риска r фон.
4
Московский государственный
психолого-педагогический университет
1. По причине (природе) ущерба, определяющей характер и механизм возникновения ущерба различают:
Природные риски, вызванные стихийными бедствиями и природными катастрофами (наводнениями, землетрясениями, штормами, климатическими катаклизмами и др.).
Технические риски, вызванные последствиями функционирования технических систем и/или их нарушениями (пожары, аварии, ошибки в проектно-сметной документации).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Риски, связанные с человеческим фактором. Это риски, связанные с ошибочными или халатными действиями персонала, которые влекут за собой возникновение ЧС.
Социальные риски, под которыми подразумеваются риски возникновения таких отрицательных социальных явлений как преступность, нарушение безопасности объектов, неблагоприятные социальные внешние эффекты и др.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
2. По числу людей, подверженных действию опасности различают:
Индивидуальный риск (мера возможности наступления негативных последствий для здоровья одного человека).
Коллективный риск (вероятность травмирования или гибель двух и более человек). Этот риск оценивается числом смертей в результате действия определенного опасного фактора на рассматриваемую совокупность людей.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
3. По ситуации реализации различают:
Добровольный риск относится к личной жизни человека. Его примерами являются виды деятельности, которыми человек занимается ради собственного удовольствия, улучшения комфорта, повышения престижа. Он ограничивается самим рискующим.
Вынужденный риск связан с необходимостью выполнения профессиональных обязанностей в определенных условиях.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
4. Применительно к ситуации принятия решений в условиях неопределенности различают:
Мотивированный (обоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей, пострадавших от аварий и пожаров, человеку приходится идти на риск. Обоснованность такого риска определяется необходимостью оказания помощи пострадавшим людям, желанием спасти от разрушения дорогостоящее оборудование.
Немотивированным является риск, обусловленный нежеланием людей соблюдать требования безопасности, использовать средства индивидуальной защиты и т.п.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
5. По типичности отрицательных последствий различают:
Фундаментальный риск - регулярный риск, внутренне присущий данному объекту и/или ситуации, а также основанный на природных или социальных закономерностях.
Спорадический риск - нерегулярный риск, вызываемый редкими событиями и форс-мажорными обстоятельствами, реализующийся с очень низкой вероятностью. Примером является разрушение собственности в результате падения метеорита.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
6. По месту появления различают:
Внутренние риски, которые связаны с организацией работы данного предприятия или деятельностью конкретного человека. Иными словами, это такие риски, на которые человек может повлиять.
Внешние риски – это риски, которые определяются внешними обстоятельствами. Влияние ухудшения экологической обстановки на состояние здоровья, стихийные бедствия и т.д.
Человек должен принимать во внимание риски обоих видов, однако если внутренними он может управлять, то внешние - только учитывать.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
7. По степени зависимости ущерба от исходного события различают:
Первичный риск - это риск, непосредственно связанный с неблагоприятным исходным событием.
Вторичный риск, который обусловлен последствиями исходного события.
Примером исходного события может служить землетрясение. Разрушения сооружений (в частности, плотины) будут соответствовать первичному риску, а последствия наводнения, вызванного разрушением этой плотины, - вторичному.
Риск, характеризующийся опасностью потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предприятия, называется катастрофическим.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
8. По временному фактору различают:
Бессрочные риски – это риски, не имеющие временных ограничений.
Срочные риски – это риски, которые ограничены по времени.
Срочные риски, могут быть долгосрочными и кратковременными.
Долговременному риску подвергается человек, живущий в сейсмоопасном районе или работающий в опасных условиях (электрик, пожарный и т.д.). Люди более склонны недооценивать высокий уровень риска, если они подвергаются таковому в течение длительного времени.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
9. По динамике изменения различают:
Статические риски - величина которых не зависит от времени. Примером могут служить риски землетрясений, которые, возможно, некоторым образом зависят от времени, но выявить эту зависимость пока не удалось.
Динамические риски – величина которых изменяется во времени. Например, при увеличении износа оборудования происходит рост риска аварий.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
10. По продолжительности выявления и ликвидации отрицательных последствий различают:
Риски с краткосрочным выявлением последствий – это риски, когда ущерб выявляется сразу или в течение нескольких месяцев.
Риски с долгосрочным выявлением последствий – это риски, когда выявление ущерба может произойти через большой период времени - продолжительностью до нескольких десятилетий
Московский государственный
психолого-педагогический университет
11. По степени распространенности риска (для какого числа объектов характерен данный риск) различают:
Массовые риски – это риски характерные для большого числа однотипных объектов, например, риски автомобильных катастроф.
Уникальные риски – это риски, которые встречаются только у отдельных объектов, например, ядерные риски. Как правило, это значительные риски.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
12. По степени предсказуемости (прогнозируемость рисков) различают:
Предсказуемые (прогнозируемые) риски – это риски, которые можно предвидеть, но невозможно предсказать момент их проявления.
Непредсказуемые (непрогнозируемые) риски – это риски, о которых пока ничего неизвестно.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
13. По размеру (тяжести) ущерба различают:
Малые риски – это риски, по которым материальный ущерб невелик.
Средние риски – это риски, для которых материальный ущерб характеризуется как средний.
Высокие риски – это риски с большим материальный ущербом.
Катастрофические риски – это риски, характеризуемые исключительно большим материальный ущербом.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
14. Характеристика основных видов риска (по объектам риска):
Вид риска – экологический.
Объект риска– экологические системы.
Источник риска– антропогенное воздействие на природную среду, техногенные чрезвычайные ситуации.
Нежелательное событие – антропогенные, экологические катастрофы, стихийные бедствия.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Вид риска – экономический.
Объект риска– материальные ресурсы.
Источник риска– повышенная опасность на производстве или в естественной среде.
Нежелательное событие – увеличение расходов на безопасность, вред от недостаточной защищенности.
Вид риска – социальный.
Объект риска– социальные группы.
Источник риска– чрезвычайная ситуация, снижение качества жизни.
Нежелательное событие – групповые травмы, заболевания, гибель людей, рост смертности.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Вид риска – технический.
Объект риска– технические системы и объекты.
Источник риска– техническая несовершенство, нарушения правил эксплуатации технических систем и объектов.
Нежелательное событие – авария, взрыв, пожар, катастрофа.
Вид риска – индивидуальный.
Объект риска– человек.
Источник риска– условия жизнедеятельности человека, привычки, социальная экология, профессиональная деятельность человека, транспортные сообщения, природная среда.
Нежелательное событие – заболевания, травмы, инвалидность, смерть.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
15. Характеристика индивидуальных рисков в зависимости от окружающей среды:
Источник опасности– природная среда.
Причина смерти– поражения при землетрясениях, ураганах, наводнениях и других природных опасностях.
-9 -5 -6
Индивидуальный риск смерти (чел. год)– 10...10(15 · 10) (1).
Примечания:(1) В России в 2000 г
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Источник опасности– социальная среда.
Причина смерти– самоубийства, убийства и повреждения с преступными целями, убийства и ранения, связанные с военными действиями и т.п.
-4 -2 -4
Индивидуальный риск смерти (чел. год)– 10...10 (3,1 · 10) (5).
Примечания: (5) от преступлений
Источник опасности– искусственная среда.
Причина смерти– несчастные случаи в быту, на транспорте, заболеваемость от загрязнений внешней среды и т.д.
-6 -3 -6
Индивидуальный риск смерти (чел. год)– 10...10(9 · 10) (1).
Примечания:(1) В России в 2000 г
Московский государственный
психолого-педагогический университет
16. Характеристика индивидуальных рисков в зависимости от деятельности человека:
Источник опасности– непрофессиональная деятельность.
Причина смерти– Заболеваемость и несчастные случаи видах непрофессиональной деятельности.
-4 -2 -2
Индивидуальный риск смерти (чел. год)– 10...10 (1 · 10) (3).
Примечания: (3) для групп лиц, занимающихся особо опасными видами спорта
Источник опасности– профессиональная деятельность.
Причина смерти– Профессиональные заболевания, несчастные случаи на производстве.
-6 -2 -6
Индивидуальный риск смерти (чел. год)– 10...10 (1,4 · 10) (2).
Примечания: (2) В России в 1993 г.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
6 вопрос«Анализ риска»
Анализ риска или риск-анализ (risk analysis) –
процесс идентификации опасностей и оценки
риска для отдельных лиц, групп населения,
объектов окружающей природной среды и
других объектов рассмотрения.
Анализ риска заключается в использовании
всей доступной информации для
идентификации (выявления) опасностей и
оценки риска заранее определенного события,
обусловленного этими опасностями.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Концепции анализа риска
В настоящее время существуют следующие ведущие концепции анализа риска:
экономическая концепция;
техническая (технократическая) концепция;
психологическая концепция;
социальная концепция.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Экономическая концепция анализа риска.
В рамках данной концепции анализ риска рассматривается как часть более общего затратно-прибыльного исследования.
В риске есть ожидаемые потери полезности, возникающие вследствие некоторых событий или действий.
Конечная цель состоит в распределении ресурсов таким образом, чтобы максимизировать их полезность для общества.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Техническая концепция анализа риска.
В рамках данной концепции анализ риска основан на анализе относительных частот возникновения ЧС (событий, инициирующих чрезвычайные ситуации) как способе задания (определения) их вероятностей.
При ее использовании имеющиеся статистические данные усредняются по масштабу, группам населения и времени.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Психологическая концепция анализа риска.
Психологическая концепция анализа риска концентрируется вокруг исследований межиндивидуальных предпочтений относительно вероятностей с целью объяснить,
почему индивидуумы не вырабатывают свое мнение о риске на основе средних значений; почему люди реагируют согласно их восприятию риска, а не объективному уровню рисков или научной оценке риска.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Социальная (культурологическая) концепция анализа риска.
Основана на социальной интерпретации нежелательных последствий различных событий с учетом групповых ценностей и интересов. Социологический анализ риска связывает суждения в обществе относительно риска с личными или общественными интересами и ценностями. Культурологический подход предполагает, что существующие культурные прототипы определяют образ мыслей отдельных личностей и общественных организаций, заставляя их принимать одни ценности и отвергать другие.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Процесс анализа рисков.
Весь процесс анализа риска можно разделить на восемь этапов, которые в свою очередь являются
составными элементами двух уровней.
Первый уровень анализа риска включает в себя пять последовательных этапов и сводится к обобщенной оценке всех возможных вероятностей наступления неблагоприятных ситуации, то есть оценке рисков.
Второй уровень состоит из трех этапов риск-анализа и предусматривает осуществление деятельности по управлению рисками, то есть весь комплекс мер по их предупреждению и сокращению.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Алгоритм выполнения анализа рисков.
Алгоритм выполнения анализа рисков является универсальным, а каждый из этапов имеет особенности в зависимости от сферы применения.
Последовательность всех этапов анализа риска, следующая:
идентификация рисков,
оценка вероятности наступления неблагоприятного события,
определение структуры предполагаемого ущерба,
построение законов распределения ущербов,
оценка величины риска,
определение и оценка эффективности возможных методов снижения рисков,
принятие решения об определении алгоритма действий по управлению рисками,
контроль эффективности и результатов внедрения мер по снижению рисков.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
1. Идентификация рисков.
Этот этап риск-анализа заключается в формировании полного перечня неблагоприятных событий, которые влекут за собой негативные изменения окружающей среды, заключающиеся в ухудшении ее качества, прямо или опосредованно приносящие экономический ущерб объекту.
Поэтому необходимо выявить возможность наступления таких событий, определить, просчитать все возможные его последствия, способные принести реальный ущерб объекту защиты.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
2. Оценка вероятности наступления неблагоприятных событий.
Суть второго этапа состоит в непосредственной оценке возможности наступления негативных событий, которые были внесены в перечень на первом этапе риск-анализа. Такая оценка производится в расчете на определенный период времени, то есть прогноз может быть краткосрочным и долгосрочным.
Выделяют три главных метода оценки вероятности наступления неблагоприятных событий.
К ним относятся: статистический, аналитический, экспертный.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Статистический метод оценки вероятности наступления неблагоприятных событий - основывается на анализе статистических данных по аналогичным событиям, произошедшим на подобных объектах, на данной территории;
Аналитический метод оценки вероятности наступления неблагоприятных событий - основывается на исследовании причинно-следственных связей в территориально-производственной системе, позволяющей оценить вероятность наступления риска как сложного явления;
Экспертный метод оценки вероятности наступления неблагоприятных событий - основывается на оценке вероятности наступления неблагоприятных событий посредством анализа результатов опросов экспертов.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
3. Определение структуры предполагаемого ущерба.
При анализе рисков следует учитывать, что выявленный возможный ущерб может стать не прямым последствием опасного события, а проявиться через негативное изменение внешней среды.
Исходя из этого, целесообразно определять структуру каждого вероятного ущерба.
Обычно возможный ущерб рассматривается в натуральной и стоимостной форме.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
4. Построение законов распределения ущербов.
Спрогнозировать развитие опасных событий природного характера невозможно, следовательно, оценить ущерб однозначно нельзя.
На данном этапе происходит посторенние закона распределения ущерба на однотипных объектах для каждого вероятного неблагоприятного события. Существуют типовые законы распределения ущерба, использующиеся при анализе рисков (экспоненциальный, нормальный, логнормальный и т.п.).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
5. Оценка величины риска.
Целью данного этапа является формирование количественных показателей риска, на основе которых будут базироваться оставшиеся этапы, касающиеся управленческих решений.
На этом этапе рассчитывается средняя количественная мера риска.
Для дальнейшего осуществления необходимых защитных мероприятий за основу принимают максимально приемлемую величину ущерба и максимально допустимую вероятность его нанесения.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
6. Определение и оценка эффективности возможных методов снижения рисков.
Этот этап заключается в установлении перечня возможных методов воздействия на риск.
Такие методы разделяются на группы:
методы, позволяющие избежать риска;
методы, которые снижают вероятность возникновения неблагоприятного события;
методы, уменьшающие возможный ущерб;
методы, суть которых сводится к передаче риска другим объектам;
методы, основанные на компенсации полученного либо нанесенного ущерба.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
7. Принятие решения об определении перечня действий по управлению рисками.
Этот этап имеет большое значение во всем процессе управления рисками и сводится к определению и внедрению в управление оптимального набора методов воздействия на риски.
8. Контроль эффективности и результатов внедрения мер по снижению рисков.
Последний этап риск-анализа осуществляется при проведении мониторинга состояния окружающей среды и экспертизы действующих опасных объектов.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Основными методами проведения анализа риска являются количественный и качественный.
К качественным методам анализа риска относятся следующие: анализ «Что будет, если...?»; метод проверочного листа; анализ опасности и работоспособности; анализ видов и последствий отказов; анализ деревьев отказов и событий.
К количественным методам анализа риска относятся следующие: анализ чувствительности (метод вариации параметров); статистический метод; метод сценариев (метод формализованного описания неопределенностей); метод проверки устойчивости (расчета критических точек); метод корректировки; имитационное моделирование (метод статистических испытаний).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Анализ индивидуального риска.
Индивидуальный риск (Ru) обусловлен вероятностью реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций. Он представляет собой отношение числа тех или иных реализовавшихся для человека опасностей (травма, профессиональное заболевание, гибель на производстве) к их возможному числу за определенный период времени:
Ru=P(t)/L(f)
где P(t) - число пострадавших (погибших) в единицу времени / от определенного фактора f;
L - число людей, подверженных соответствующему фактору риска в единицу времени t.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Наиболее распространенными факторами индивидуального риска являются:
наследственно-генетические, психосоматические заболевания, старение; совокупность личностных качеств человека как жертвы потенциальных опасностей; курение, употребление алкоголя, наркотиков, иррациональное питание; некачественный воздух, вода, продукты питания; вирусные инфекции, бытовые травмы, пожары; опасные и вредные производственные факторы; аварии и катастрофы транспортных средств, их столкновения с человеком; опасности, обусловленные любительским спортом, туризмом, другими увлечениями; вооруженный конфликт, преступление, суицид; землетрясение, извержение вулкана, наводнение, оползни, ураган и другие стихийные бедствия.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Анализ социального риска.
Социальный риск (Rс) характеризует масштабы и тяжесть негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также различного рода явлений, снижающих качество жизни людей.
По существу, это риск для группы или сообщества людей.
Социальный риск является функцией распределения потерь (ущерба), у которой есть установившееся название -F/N-кривая или кривая Фармера. При этом F - частота наступления ущерба, а под N в зависимости от задач анализа можно понимать общее число пострадавших, число смертельно травмированных, размер материальных убытков или другой показатель тяжести последствий.
Таким образом, F/N-кривая характеризует частоту наступления ущерба той или иной тяжести.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Расчет социального риска (Rс) при прогнозировании последствий, возникших в результате события-аварии на опасном объекте, может быть выполнен по формуле:
Rс (N)=∑∑ λi *Pij *PN P(N /Pj )
где Rc(N) – величина социального риска поражения N и более человек, 1/год;
i = 1…n – число расчетных сценариев возникновения и развития события-аварии;
j = 1…m – число видов воздействия поражающих факторов при реализации i-го сценария аварии;
λi – частота реализации i-го сценария возникновения и развития аварии, 1/год;
Pi,j(x, y) – вероятность реализации j-го вида воздействия (поражающего фактора) для i-го сценария;
PN – вероятность присутствия N и более человек в пределах определенной территории;
P(N/Pj) – вероятность поражения N и более человек при реализации j-го вида воздействия (поражающего фактора).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Расчет социального риска может быть оценен по динамике смертности, рассчитанной на 1000 человек соответствующей группы:
Rс =1000*(C2 - C1)/L
где C1 - число умерших в единицу времени t (смертность) в исследуемой группе в начале периода наблюдения, например, до развития чрезвычайных событий;
С2 - смертность в той же группе людей в конце периода наблюдения, например, на стадии затухания чрезвычайной ситуации;
L - общая численность исследуемой группы.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Наиболее распространенными факторами социального риска являются:
низкий уровень медицинского обслуживания; опасные объекты, технические средства, склонные к возникновению аварий (аварии на АЭС, ТЭС, химических комбинатах, продуктопроводах и т. п.; транспортные катастрофы; техногенное загрязнение окружающей среды); урбанизированные территории с неустойчивой ситуацией; поселение людей в зонах возможного затопления, образования оползней, селей и т.д.; применение оружия массового поражения;
боевые действия; распространение вирусных инфекций; безработица; голод; нищета; стихийные бедствия.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Анализ экологического риска.
Экологический риск (Rэ) выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия. Нежелательные события экологического риска могут проявляться как непосредственно в зонах вмешательства, так и за их пределами:
Rэ = ΔО(t)/O
где ΔО — число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени t;
О — число потенциальных источников экологических разрушений на рассматриваемой территории.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Наиболее распространенными факторами экологического риска являются:
техногенное влияние на окружающую природную среду; разрушение ландшафтов при добыче полезных ископаемых; образование искусственных водоемов;
интенсивная мелиорация; истребление лесных массивов; загрязнение водоемов, атмосферного воздуха вредными веществами, почвы – отходами производства;
изменение газового состава воздуха; энергетическое загрязнение биосферы; природные стихийные явления:
землетрясение, извержение вулканов, наводнение, ураган, ландшафтный пожар, засуха и т. д.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Анализ экономического риска.
Экономический риск (Rэк) определяется соотношением вреда и пользы, получаемых обществом от рассматриваемого вида деятельности:
Rэк = (В/П) 100
где В - вред обществу от рассматриваемого вида деятельности;
П -полученная выгода (польза).
В общем виде В = Зб+У
где Зб - затраты на достижение данного уровня безопасности;
У -ущерб, обусловленный недостаточной защищенностью человека и среды его обитания от опасностей.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Основными принципами управления риском являются
принцип оптимизации соотношений выгоды и ущерба;
принцип оптимизация защиты от опасности;
принцип региональности;
принцип экологического императива (закона).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Принцип оптимизации соотношений выгоды и ущерба. Он подразумевает, что полезность деятельности определяется учетом выгоды и ущерба этой деятельности и ценность любой деятельности определяется ее полезностью для общества в целом.
2. Принцип оптимизация защиты от опасности. Он предполагает определение величины затрат на меры по обеспечению безопасности, которые обеспечивают максимально возможное увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни в данной социально-экономической системе.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
3. Принцип региональности. Данный принцип предполагает, что в процесс управления риском необходимо включать весь спектр существующих в регионе опасностей и вся информация о принимаемых решениях должна быть доступна населению.
4. Принцип экологического императива (закона). Он предполагает, что политика в области управления риском должна реализовываться в рамках строгих ограничений техногенного воздействия на природные экосистемы.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Основная литература
1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / под общей редакцией С.В. Белова. –8-е издание, стереотипное. – Москва : Высшая школа, 2006. – 616 с.
Дополнительная литература
1.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник для бакалавров. – 4-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : ЮРАЙТ, 2012. – 683 с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник / под редакцией Л.А. Михайлова. – 2-е издание. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 461 с. – (Учебник для вузов).
3.Безопасность жизнедеятельности : Учебник / Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2004. – 176 с. – (Среднее профессиональное образование).
4.Айзман Р.И., Петров С.В., Корощенко А.Д. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. – 352 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/57583/ (дата обращения: 10.05.2016).
5.Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : ЮРАЙТ, 2009. – 367 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/57686/ (дата обращения: 10.05.2016).
6.збука безопасности [Электронный ресурс]: Защита населения при чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени / Афанасьев Ю.Г., Овчаренко А.Г., Раско С.Л., Трутнева Л.И. // Сайт Бийского технологического института АлтГТУ. – URL: http://www.bti.secna.ru/bgd/book/vved.html (дата обращения: 07.07.2016).
7.Практикум по курсу «Безопасность жизнедеятельности»: Учебное пособие / Под редакцией Айзман Р.И., Омельченко И.В. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. –248 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/57330/ (дата обращения: 10.05.2016).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Периодические издания
1.Журнал ОБЖ [Электронный ресурс]: Информационно-методические издания для преподавателей. – Москва : МЧС России – URL: http://www.school-obz.org/info.html (дата обращения: 07.07.2016).
2.Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: Научно-практический и учебно-методический журнал. – Москва : Новые технологии. – URL: http://novtex.ru/bjd/index.htm (дата обращения: 07.07.2016).
Интернет-ресурсы
1. Азбука безопасности [Электронный ресурс]: Информационный портал о безопасности человека. – URL: http://azbez.com/ (дата обращения: 12.03.2016).
2. МЧС России. Министерство Российской Федерации по долам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 12.03.2016).
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Самостоятельная работа включает в себя изучение:
Классификации негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредных и опасных негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимых уровней опасных и вредных факторов, их основные виды. Параметров, характеристик основных вредных и опасных факторов среды обитания человека, основных компонентов техносферы и их источников. Воздействия
основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Самостоятельная работа включает в себя изучение:
Основных принципов защиты от опасностей. Системы и методов защиты человека и окружающей среды от основных видов
опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и
техногенного происхождения. Методов защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общих характеристик и классификацию защитных средств.
Методов контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.
Комфортных (оптимальных) условий жизнедеятельности. Климатической, воздушной, световой, акустической
и психологической среды, влияния среды на самочувствие, со-
стояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологических и эргономических условий организации и безопасности труда. Принципов, методов и средств организации комфортных условий жизнедеятельности.
Московский государственный
психолого-педагогический университет
Самостоятельная работа включает в себя изучение:
Психических процессов, свойств и состояний, влияющих на
безопасность. Основных психологических причин ошибок и создания опасных ситуаций. Факторов, влияющих на надежность действий человека. Видов трудовой деятельности: физический и умственный труд, форм физического и умственного труда, творческого труда. Классификации условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификации условий труда по факторам производственной среды.
Эргономических основ безопасности. Эргономики как науки о
правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечении эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Антропометрической, сенсомоторной, энергетической, биомеханической и психофизиологической совместимости человека и машины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.