Урок закрепление по теме «Географические координаты» Слайд 1
Цель: совершенствование развитие умения работать с физической картой;
развитие познавательного интереса к предмету географии, развитие кругозора, культуры и географической речи;
воспитание самостоятельности, ответственного отношения к учебному труду.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Знать понятия: географические координаты -географическая широта, географическая долгота,
Определять по картам географичес¬кую широту и географическую дол¬готу объектов.
Находить объекты на карте и глобу¬се по географическим координатам.
Сравнивать местоположение объек¬тов с разными географическими координатами.
Регулятивные.
Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные.
Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Коммуникативные. Владение устной речью. Развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем, со сверстниками. Умение использовать географические знания для созидательной деятельности.
Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей.
Задачи: активизировать ранее усвоенные знания по теме: «Географические координаты»
развивать речь, внимание, память, кругозор, умение работать с географической картой;
воспитывать чувство любви к природе; воспитывать в себе потребность оказание помощи всем, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Используемые педагогические технологии: игровая; деятельностного подхода: проблемно-диалогического обучения, ИКТ; здоровьесберегающая
Виды используемых на уроке средств: географические карты, атлас, индивидуальные карточки, иллюстрации птиц и их гнёзд (кукушка, белая трясогузка, голубь, сорока, ласточка, скворец).
Аппаратное и программное обеспечение: мультимедиапроектор, ноутбук, экран.
Ход урока.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятель-
ность учащихся
1
Организационный момент Приветствие.
Прозвенел для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Слушаем дежурных: есть ли в классе отсутствующие.
Проверьте свои принадлежности к уроку. Приветствие
Рапорт
дежурных
Проверка принадлежностей:
Учебник, дневник,
атлас,
рабочая
тетрадь.
2
Мотивационно-целеполагающий (Слайд 1) Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия закрепляющего материала.
Учитель : « Ребята, сегодня у нас урок закрепление, проведём мы его вместе с одной гостьей, по заданному маршруту (Слайд 2), но о ней чуть позже. А пока мы с вами закрепим знания, умения и навыки в определение географических координат и объектов, тем самым вы покажите свои знания по географии. Работу проведём в виде игры. На доске вы видите иллюстрации птиц, на каждой птице – географические координаты (Слайд 3).
Ниже вы видите гнёзда этих птиц, на них географические объекты к координатам : (Слайды 4,5,6,7,8.9,10.11). Ваша задача отыскать их «дом».
Учитель: «Ребята, из этого задания вы, наверное, догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?
А именно о какой птице будет идти речь, вы узнаете, угадав загадку, это и есть наша гостья: Слайд 12
Отгадайте, что за птица,
Любит хвостиком хвалиться:
Остановится и вдруг
По земле хвостом: тук – тук!?
Удивительная птица,
Сразу видно – мастерица:
Постоянно носит фартук
И работы не боится.
За занятьем не скучает,
В такт себе хвостом качает.
От зари до поздней ночи
Эта птичка всё хлопочет:
Стебли в клювик собирает
И под крышу улетает,
Там своё «богатство» прячет.
Не пойму, что это значит?
Дети
удивляются
Ученики по очереди выходят к доске, выбирают птицу, называют, что это за птица, определяют по координатам на ней географический объект, с помощью атласа и по ответу ищут домик для неё.
Дети отвечают, что о птицах.
Белая трясогузка (Слайд 13)
3
Беседа
Учитель:
- Мы не случайно будем говорить сегодня на уроке об этой птице, как вы думаете, почему?
- Потому что эту птицу Союз охраны птиц России выбрал в качестве живого символа.
-Наверное, каждый видел эту небольшую птицу стройного телосложения с длинным хвостом, которым она постоянно помахивает вверх-вниз. Ребята, скажите, а эта птица перелётная или зимующая здесь?
- А кто знает, где она зимует?
- Зимует белая трясогузка в Африке, на юге Азии, юго-западе Европы.
- Сегодня на уроке мы совершим перелёт к тёплым местам вместе с белой трясогузкой. Закрепим ещё раз знания по определению географических координат.
- Итак, перед вами физическая карта, вам нужно определить и записать какие географические объекты встретятся ей на пути. Но, в начале, давайте ещё раз вспомним теорию.
-Что такое параллель?
-Что такое меридиана?
- Как определить широту?
- Расскажите алгоритм определения долготы.
- А сейчас мы с вами заполним таблицу: (карточки с этой таблицей раздаются каждому ученику) Слайд 14
Выслушиваются варианты ответов детей.
Перелетная
Дети пытаются ответить на поставленный вопрос.
Дети открывают атласы.
Звучат ответы детей
Дети заполняют карточки
4
Физкультминутка
Ребята! Впереди у нас ещё много интересных заданий! И главное не ошибаться! А теперь мы с вами немного сменим обстановку за рабочими столами. Я прошу вас сейчас выйти из-за парт.
Быстро руки все подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело!
Дети повторяют упражне-ния за учителем.
5
Коллективная работа
- Белая трясогузка – это насекомоядные птицы, но в осенний период в небольших количествах поедают ягоды и семена растений. На доске, вы видите названия того, чем могут питаться птицы, а это мухи, семена кедровых орех, рыба, комары, стрекозы, крошки хлеба, мёд, бабочки, ягоды, листоеды, гусеницы и пауки. Вам нужно составить меню белой трясогузки, из предложенного списка выбрать только то, чем она питается . (Слайд 15)
Дети состав-
ляют меню.
6
Решение задачи Учитель
- Ребята, вы только что узнали, что белые трясогузки питаются различными насекомыми, которых склёвывают с земли или ловят взлетающих насекомых в воздухе. Об этом и наша задача:
Во время перелёта в тёплые страны белая трясогузка пролетела 100 по меридиане, поймав при этом 3330 мух. Сколько в среднем насекомых поймала трясогузка, пролетев 1 км.
Дети решают задачу
7
Самостоятельная работа - А теперь поиграем в игру: «Географическое лото». Каждый из вас получит карточку, разделённую на 6 прямоугольников и 6 маленьких карточек. На каждом прямоугольнике большой и маленьких карточках записаны вопросы, утверждения, определения, понятия, географические координаты и географические объекты. Вы находите карточки с соответствием и накрываете . Когда, вы всё сделаете и закроете большой прямоугольник, вы переворачиваете маленькие карточки, если вы правильно всё сделали, то на обратной стороне вас ждет сюрприз. (Слайд 16,17)
Ребята играют в лото
8
Рефлексия И в заключение урока, посмотрите на слайд (Слайд 18) и закончите предложения:
А у меня сегодня получилось
……………………………»
«Я и не подозревал(а) …………………………………………»
Всем спасибо за работу на уроке.
Дети заканчивают предложе-ния
9 Подведение итогов А наиболее удачные ответы учеников: ………… будут отмечены хорошими и отличными отметками в журнале (Слайд 19).
Интернет – источники:
http://www.help-rus-student.ru/pictures/80/841_1.jpg -иллюстрация белой трясогузки
http://newspaper.moe-online.ru/img/image/2009/759/ptica3.jpg - гнездо белой трясогузки
http://www.arthursclipart.org/birds/birds/swallow%205.gif – иллюстрация ласточки
http://img-fotki.yandex.ru/get/5803/brixgg.7/0_6a280_dee6f0ff_XL - гнездо ласточки
http://img-fotki.yandex.ru/get/5803/brixgg.7/0_6a280_dee6f0ff_XL - гнездо ласточки
http://www.inra.fr/internet/Produits/HYPPZ/IMAGES/7033120.jpg -иллюстрация скворца
http://www.homgart.com/img/pages/skovorechnik.jpg - скворечник
http://immunar.ru/uploads/2010/07/IMMUN_022.jpg - голубь
http://www.bramss.ru/lj/060708/IMG_4881.jpg - гнездо голубя
http://rbcu.ru/campaign/19654/ - загадка про трясогузку
http://static2.aif.ru/public/article/931/76a693036c6695e2645c2acd8df5dd8c_big.jpg- фотография трясогузки
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ГЕОГРАФИИ ПО
ТЕМЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ»
МКОУ Метелёвская СОШ
с. Метелёво. Купинского района,
Новосибирской обл.
Учитель географии: Ефимова О.В.
1. Определение геогр.объектов.
2. Загадка.
3. Заполни таблицу.
4. Составь меню.
5. Игра «Математическое лото»:
I вариант
II вариант
Выбери координаты:
38 с.ш,78 з.д.
33 ю.ш,70з..д.
20с.ш., 100з.д..
48 с.ш.,2в.д.
40с.ш.,116в.д.
16 ю.ш.. 47 з.д.
34ю.ш.,150в.д..
36 с.ш.,51в.д.
38 с.ш,78 з.д.33 ю.ш,70з..д.34ю.ш.,150в.д..20с.ш., 100з.д..48 с.ш.,2в.д.36 с.ш.,51в.д.40с.ш.,116в.д.16 ю.ш.. 47 з.д.
38с.ш.,78з.д.
Белая трясогузка
Вашингтон
Сантьяго
Париж
Тегеран
Сидней
Бразилия
Мехико
Пекин
СиднейПекинПарижСантьягоВашингтонМехикоБразилияТегеран38с.ш.,78з.д.
Ласточка
36 с.ш.,51 в.д.
Вашингтон
Сантьяго
Париж
Тегеран
Пекин
Бразилия
Мехико
Сидней
ПекинСиднейПарижСантьягоВашингтонМехикоБразилия36 с.ш.,51 в.д.Тегеран
Ласточка
20с.ш.,100з.д.
Вашингтон
Сантьяго
Париж
Тегеран
Сидней
Бразилия
Мехико
Пекин
СиднейПекинПарижСантьягоТегеранВашингтонБразилия20с.ш.,100з.д.Мехико
16 ю.ш., 47з.д.
Скворец
Вашингтон
Тегеран
Бразилия
Мехико
Сантьяго
Париж
Сидней
Пекин
СиднейПекинПарижСантьягоТегеранМехикоБразилия16 ю.ш., 47з.д.Вашингтон
Голубь
40 с.ш., 116 в.д.
Вашингтон
Бразилия
Мехико
Тегеран
Сантьяго
Париж
Пекин
Сидней
СиднейПарижСантьягоПекинВашингтонМехикоТегеранБразилия40 с.ш., 116 в.д.
Голубь
34ю.ш.,150в.д.
Вашингтон
Париж
Сантьяго
Мехико
Пекин
Бразилия
Тегеран
Сидней
ПекинСантьягоПарижСиднейМехикоТегеранБразилия34ю.ш.,150в.д.Вашингтон
Сорока
48с.ш., 2в.д.
Вашингтон
Мехико
Бразилия
Тегеран
Париж
Сантьяго
Сидней
Пекин
СиднейПекинСантьягоВашингтонПарижМехикоТегеранБразилия48с.ш., 2в.д.
Сорока
33ю.ш., 70з.д.
Вашингтон
Мехико
Бразилия
Тегеран
Сантьяго
Париж
Сидней
Пекин
СиднейПекинВашингтонПарижСантьягоМехикоТегеранБразилия33ю.ш., 70з.д.
Отгадай загадку:
Белая
трясогузка
Ласточка
Отгадайте, что за птица,
Любит хвостиком хвалиться:
Остановится и вдруг
По земле хвостом: тук – тук!?
Удивительная птица,
Сразу видно – мастерица:
Постоянно носит фартук
И работы не боится.
За занятьем не скучает,
В такт себе хвостом качает.
От зари до поздней ночи
Эта птичка всё хлопочет:
Стебли в клювик собирает
И под крышу улетает,
Там своё «богатство» прячет.
Не пойму, что это значит?
Сорока
Скворец
Голубь
Отгадайте, что за птица,Любит хвостиком хвалиться:Остановится и вдругПо земле хвостом: тук – тук!?Удивительная птица,Сразу видно – мастерица:Постоянно носит фартукИ работы не боится.За занятьем не скучает,В такт себе хвостом качает.От зари до поздней ночиЭта птичка всё хлопочет:Стебли в клювик собираетИ под крышу улетает,Там своё «богатство» прячет.Не пойму, что это значит?Белая трясогузкаЛасточкаСорокаСкворецГолубь
Какие географические объекты встретятся трясогузке при перелёте в тёплые страны?
(внеси названия и координаты этих географических объектов в таблицу)
Географические
Координаты
объекты
Гора Народная
………………….
СанктПетербург
…………………..
Москва
………………….
……………………
53 с.ш.,14 в.д.
…………………….
29с.ш..89в.д.
…………………….
64с.ш., 18з.д.
Составь меню белой
трясогузки:
Крошки хлеба
Мёд
Мухи
Кедровые орехи
Рыба
Комары
Бабочки
Стрекозы
Пауки
Гусеницы
Ягоды
Крошки хлебаМухиКедровые орехиРыбаКомарыСтрекозыЯгодыМёдБабочкиГусеницыПауки
Линия долготы
Полюса
Его длина
40000 км
Вулкан
Кракатау
27 ю.ш.,
109 з.д.
Параллель 6 ю.ш., 105 в.д.
экватор
Точки пересечения
воображаемой
оси с земной
поверхностью
Меридиана
Остров Пасхи
Условная линия,
параллельная
экватору
27 ю.ш.,109 з.д.Полюса
широта
41 с.ш.,
74з.д.
32ю.ш.,
Длина
70з.д.
20000км.
Длина
20000к
м
экватор
долгота
Экватор
90 градусов это
самое большое
значение
Расстояние в гра
дусах от нулевого
меридиана до
любой точки на
карте и глобусе
Самая длинная
параллель
НьюЙорк
Гора
Аконкагуа
меридиан
широтаДлина20000кмэкватор41 с.ш.,74з.д. долгота32ю.ш.,70з.д.
Интернет – источники:
http://www.help-rus-student.ru/pictures/80/841_1.jpg -иллюстрация
белой трясогузки
http://newspaper.moe-online.ru/img/image/2009/759/ptica3.jpg - гнездо
белой трясогузки
http://www.arthursclipart.org/birds/birds/swallow%205.gif –
иллюстрация ласточки
http://img-fotki.yandex.ru/get/5803/brixgg.7/0_6a280_dee6f0ff_XL -
гнездо ласточки
http://www.help-rus-student.ru/pictures/73/761_1.jpg - иллюстрация
сороки
http://www.people.nnov.ru/syrov/pictures/3B.jpg -гнездо
сороки
http://www.inra.fr/internet/Produits/HYPPZ/IMAGES/7033120.jpg
-иллюстрация скворца
http://www.homgart.com/img/pages/skovorechnik.jpg - скворечник
http://immunar.ru/uploads/2010/07/IMMUN_022.jpg -
голубь
http://www.bramss.ru/lj/060708/IMG_4881.jpg - гнездо голубя
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/63/957/63957602_slide002
4_image023.jpg
- кукушка
http://rbcu.ru/campaign/19654/ - загадка про трясогузку
http://www.cs.mcgill.ca/~rwest/link-suggestion/wpcd_2008-09_augmented
/images/508/50843.jpg
-фотография трясогузки