Тема урока: «Ионные уравнения реакций». Химия. 8 класс.
Учитель : Новикова Татьяна Петровна.
Цель урока:
Образовательная: 1) Научить школьников составлять ионные уравнения.
2) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена.
3)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных
реакций на основе полученных знаний.
Развивающая: Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных
уравнений.
Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного
подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос.
Вопросы:
1. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с
ионной связью.
2. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с
ковалентной полярной связью.
3. Дайте определение кислотам в свете ТЭД.
4. Дайте определение основаниям в свете ТЭД
5. Дайте определение солям в свете ТЭД.
Рассмотреть несколько тестовых заданий.
1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится,
если электроды поместить в:
a) Раствор серной кислоты
b) Раствор сахара
c) Спирт
2.Как называется отрицательный полюс источника тока:
А) Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод
3. К какому полюсу источника тока двигаются отрицательно заряженные
ионы:
А) Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод
4. Установите соответствие:
A)
Анионы
Б)
Катионы
1.
NO3
2.
Zn2+
Сла
йды
25Сла
йд
67
Сла
йд 8
3. H2
3. Изучение нового материала.
Ионные реакции .
На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления
ионных уравнений, по которым работаем весь урок (
см. приложение
):
Демонстрация раствора сульфида натрия.
Ученик у доски составляет уравнение диссоциации:
Na2SO4 = 2Na+ + SO4
2
Демонстрация раствора хлорида бария.
+ + SO4
Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl
Демонстрация реакции получения сульфида бария . Учитель составляет
уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:
Молекулярное уравнение: Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4
Полное ионное уравнение:
2Na
Сокращенное ионное уравнение: SO4
Вывод:Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария
и сульфатионы.
Определение: «Реакции между ионами называются ионными
реакциями».
Основные правила составления ионных уравнений:
2 + Ba2+ = BaSO4↓
+ + BaSO4 + ↓ 2Cl
2 + Ba2+ + 2Cl
= 2Na
1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и
газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в
молекулярном виде.
2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз
выделение газа отмечают стрелкой вверх
3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме
зарядов в правой части ионного уравнения.
, ↓
.↑
Вопрос: Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.
(образование осадка, образование малодиссоциирующего
вещества(вода), выделение газа)
Демонстрация реакции нейтрализации.
На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном
и сокращённом ионном виде:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
+ + OH + H+ + Cl = Na
Na
OH + H+ = H2O
Наблюдаем обесцвечивания малиновой окраски раствора гидроксида
+ + Cl + H2Oнатрия + фенолфталеин. Изменение окраски индикатора это признак
протекания химической реакции взаимодействию ионов H+ и OH,в
результате которого образуется малодиссоциирующее вещество вода.
Определение: Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи
называют реакцией нейтрализации.
Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого
основания.
Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат
натрия
Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2
Реакцию получения нерастворимого основания составьте
самостоятельно.
Добавим в полученный осадок соляную кислоту.
Наблюдаем растворение осадка.
На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном
и сокращённом ионном виде:
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl = Cu2+ + 2Cl + H2O
Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет
уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
+ + 2Cl
2Na
CO3
Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются
реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде
ионных уравнений.
2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически
необратимо протекают только в том случае, если в результате
образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).
+ + CO3
2 + 2H+ = H2O + CO2↑
+ H2O + CO2↑
2 + 2H+ + 2Cl
= 2Na
Закрепление.
IV.
Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном,
полном ионном и сокращённом ионном виде мини
самостоятельная работа, представленная в маршрутном листе
(до конца урока (cid:29) 10 мин.).
V.
VI. Итоги урока. (Оценки по результатам самостоятельной работы,
Задание на дом: § 37 упр. 1,2
с учётом активной работы на уроке)
Маршрутный лист урокаТема урока: Ионные уравнения реакций
Реакции между ионами называются ионными реакциями.
Основные правила составления ионных уравнений:
4. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных
веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде.
5. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз
↓
, выделение газа
отмечают стрелкой вверх
.↑
6. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой
части ионного уравнения.
1. Na2SO4 + BaCl2 =
2. NaOH + HCl =
3. CuSO4 + NaOH =
4. Cu(OH)2 + HCl =
5. Na2CO3 + HCl =
Уравнения реакций
Самостоятельная работа: Составить уравнения реакций и привести их в
молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:
Вариант 1
Вариант 2
1.Гидроксид лития + серная кислота =
2. Карбонат лития + серная кислота =
3. Нитрат серебра + хлорид цинка =
1.Гидроксид калия + серная кислота =
2.Карбонат калия + серная кислота =
3. Нитрат свинца + хлорид натрия =
Выводы:
1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между
ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.
2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо
протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или
малодиссоциирующее вещество (вода).
Домашнее задание:
§ 37 упр. 1,2
ЛИТЕРАТУРА
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов
общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006. 2. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.
3. Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: Поурочные разработки к учебникам
О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой;
Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.