презентация по химии на тему "Ионные уравнения реакций" (8 класс, химия)

  • Презентации учебные
  • doc
  • 29.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока Новикова ТП.doc
Тема урока:  «Ионные уравнения реакций». Химия. 8 класс.  Учитель : Новикова Татьяна Петровна.  Цель урока:  Образовательная: 1) Научить школьников составлять ионные уравнения. 2) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена. 3)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных  реакций на основе полученных знаний. Развивающая: Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных  уравнений. Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного  подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде. Ход урока:  1. Организационный момент. 2. Фронтальный опрос. Вопросы: 1. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с  ионной связью. 2. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с  ковалентной полярной связью. 3. Дайте определение кислотам в свете ТЭД. 4. Дайте определение основаниям в свете ТЭД  5. Дайте определение солям в свете ТЭД. Рассмотреть несколько тестовых заданий. 1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится,  если электроды поместить в: a) Раствор серной кислоты b) Раствор сахара c) Спирт 2.Как называется отрицательный полюс источника тока:  А) Анион;  Б) Катион;   В) Катод;  Г) Анод 3. К какому полюсу источника тока двигаются отрицательно заряженные  ионы:  А) Анион;  Б) Катион;   В) Катод;  Г) Анод  4. Установите соответствие:  A)  Анионы Б)  Катионы 1.  ­ NO3 2.  Zn2+ Сла йды  2­5Сла йд  6­7 Сла йд 8 3. H2 3. Изучение нового материала.  Ионные реакции . На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления  ионных уравнений, по которым работаем весь урок (  см. приложение      ):  Демонстрация раствора сульфида натрия.  Ученик у доски составляет уравнение диссоциации:  Na2SO4 = 2Na+ + SO4 2­   Демонстрация раствора хлорида бария.   + + SO4 Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl­  Демонстрация реакции получения сульфида бария . Учитель составляет  уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:  Молекулярное уравнение:  Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4 Полное ионное уравнение:  2Na     Сокращенное ионное уравнение: SO4 Вывод:Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария  и сульфат­ионы.  Определение: «Реакции между ионами называются ионными  реакциями». Основные правила составления ионных уравнений: 2­ + Ba2+ = BaSO4↓  + + BaSO4 + ↓ 2Cl  ­ 2­  + Ba2+ + 2Cl      ­ = 2Na 1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и  газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в  молекулярном виде. 2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз  выделение газа отмечают стрелкой вверх  3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме  зарядов в правой части ионного уравнения. , ↓ .↑ Вопрос:  Перечислите условия протекания реакций обмена до конца. (образование осадка, образование малодиссоциирующего  вещества(вода), выделение газа)  Демонстрация реакции нейтрализации.  На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном  и сокращённом ионном виде:  NaOH + HCl = NaCl + H2O  + + OH­ + H+ + Cl   ­ = Na  Na  OH­ + H+ = H2O Наблюдаем обесцвечивания малиновой окраски раствора гидроксида   + + Cl   ­   + H2Oнатрия + фенолфталеин. Изменение окраски индикатора это признак  протекания химической реакции взаимодействию ионов H+ и OH­,в  результате которого образуется малодиссоциирующее вещество  ­ вода.  Определение: Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи  называют реакцией нейтрализации.  Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого  основания. Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат  натрия  Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2 Реакцию получения нерастворимого основания составьте  самостоятельно. Добавим в полученный осадок соляную кислоту.  Наблюдаем растворение осадка. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном  и сокращённом ионном виде:  Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl­ = Cu2+ + 2Cl­ + H2O Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет  уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:  Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑  + + 2Cl 2Na   CO3 Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются  реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде  ионных уравнений. 2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае,  если в результате  образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).  + + CO3 2­ + 2H+ = H2O + CO2↑  ­ + H2O + CO2↑     2­ + 2H+ + 2Cl  ­ = 2Na   Закрепление. IV. Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном,  полном ионном и сокращённом ионном виде ­ мини  самостоятельная работа, представленная в маршрутном листе  (до конца урока    (cid:29)   10 мин.). V. VI. Итоги урока. (Оценки по результатам самостоятельной работы,  Задание на дом: § 37 упр. 1,2  с учётом активной работы на уроке) Маршрутный лист урокаТема урока: Ионные уравнения реакций Реакции между ионами называются ионными реакциями. Основные правила составления ионных уравнений: 4. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных  веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде. 5. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз  ↓ , выделение газа  отмечают стрелкой вверх  .↑ 6. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой  части ионного уравнения. 1. Na2SO4 + BaCl2 = 2. NaOH + HCl = 3. CuSO4 + NaOH = 4. Cu(OH)2 + HCl = 5. Na2CO3 + HCl = Уравнения реакций Самостоятельная работа: Составить уравнения реакций  и привести их в  молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде: Вариант 1 Вариант 2 1.Гидроксид лития + серная кислота = 2. Карбонат лития + серная кислота = 3. Нитрат серебра + хлорид цинка = 1.Гидроксид калия + серная кислота = 2.Карбонат калия + серная кислота = 3. Нитрат свинца + хлорид натрия = Выводы:  1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между  ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений. 2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо  протекают только в том случае,  если в результате образуется осадок, газ или  малодиссоциирующее вещество (вода).   Домашнее задание:   § 37 упр. 1,2 ЛИТЕРАТУРА  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов  общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006. 2. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.  3. Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой;  Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.