Тема урока: «Ионные уравнения реакций». Химия. 8 класс.
Учитель : Новикова Татьяна Петровна.
Цель урока:
Образовательная: 1) Научить школьников составлять ионные уравнения.
2) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена.
3)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных
реакций на основе полученных знаний.
Развивающая: Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных
уравнений.
Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного
подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос.
Вопросы:
1. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с
ионной связью.
2. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с
ковалентной полярной связью.
3. Дайте определение кислотам в свете ТЭД.
4. Дайте определение основаниям в свете ТЭД
5. Дайте определение солям в свете ТЭД.
Рассмотреть несколько тестовых заданий.
1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится,
если электроды поместить в:
a) Раствор серной кислоты
b) Раствор сахара
c) Спирт
2.Как называется отрицательный полюс источника тока:
А) Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод
3. К какому полюсу источника тока двигаются отрицательно заряженные
ионы:
А) Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод
4. Установите соответствие:
A)
Анионы
Б)
Катионы
1.
NO3
2.
Zn2+
Сла
йды
25 Сла
йд
67
Сла
йд 8
3. H2
3. Изучение нового материала.
Ионные реакции .
На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления
ионных уравнений, по которым работаем весь урок (
см. приложение
):
Демонстрация раствора сульфида натрия.
Ученик у доски составляет уравнение диссоциации:
Na2SO4 = 2Na+ + SO4
2
Демонстрация раствора хлорида бария.
+ + SO4
Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl
Демонстрация реакции получения сульфида бария . Учитель составляет
уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:
Молекулярное уравнение: Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4
Полное ионное уравнение:
2Na
Сокращенное ионное уравнение: SO4
Вывод:Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария
и сульфатионы.
Определение: «Реакции между ионами называются ионными
реакциями».
Основные правила составления ионных уравнений:
2 + Ba2+ = BaSO4↓
+ + BaSO4 + ↓ 2Cl
2 + Ba2+ + 2Cl
= 2Na
1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и
газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в
молекулярном виде.
2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз
выделение газа отмечают стрелкой вверх
3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме
зарядов в правой части ионного уравнения.
, ↓
.↑
Вопрос: Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.
(образование осадка, образование малодиссоциирующего
вещества(вода), выделение газа)
Демонстрация реакции нейтрализации.
На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном
и сокращённом ионном виде:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
+ + OH + H+ + Cl = Na
Na
OH + H+ = H2O
Наблюдаем обесцвечивания малиновой окраски раствора гидроксида
+ + Cl + H2O натрия + фенолфталеин. Изменение окраски индикатора это признак
протекания химической реакции взаимодействию ионов H+ и OH,в
результате которого образуется малодиссоциирующее вещество вода.
Определение: Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи
называют реакцией нейтрализации.
Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого
основания.
Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат
натрия
Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2
Реакцию получения нерастворимого основания составьте
самостоятельно.
Добавим в полученный осадок соляную кислоту.
Наблюдаем растворение осадка.
На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном
и сокращённом ионном виде:
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl = Cu2+ + 2Cl + H2O
Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет
уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
+ + 2Cl
2Na
CO3
Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются
реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде
ионных уравнений.
2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически
необратимо протекают только в том случае, если в результате
образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).
+ + CO3
2 + 2H+ = H2O + CO2↑
+ H2O + CO2↑
2 + 2H+ + 2Cl
= 2Na
Закрепление.
IV.
Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном,
полном ионном и сокращённом ионном виде мини
самостоятельная работа, представленная в маршрутном листе
(до конца урока (cid:29) 10 мин.).
V.
VI. Итоги урока. (Оценки по результатам самостоятельной работы,
Задание на дом: § 37 упр. 1,2
с учётом активной работы на уроке)
Маршрутный лист урока Тема урока: Ионные уравнения реакций
Реакции между ионами называются ионными реакциями.
Основные правила составления ионных уравнений:
4. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных
веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде.
5. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз
↓
, выделение газа
отмечают стрелкой вверх
.↑
6. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой
части ионного уравнения.
1. Na2SO4 + BaCl2 =
2. NaOH + HCl =
3. CuSO4 + NaOH =
4. Cu(OH)2 + HCl =
5. Na2CO3 + HCl =
Уравнения реакций
Самостоятельная работа: Составить уравнения реакций и привести их в
молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:
Вариант 1
Вариант 2
1.Гидроксид лития + серная кислота =
2. Карбонат лития + серная кислота =
3. Нитрат серебра + хлорид цинка =
1.Гидроксид калия + серная кислота =
2.Карбонат калия + серная кислота =
3. Нитрат свинца + хлорид натрия =
Выводы:
1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между
ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.
2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо
протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или
малодиссоциирующее вещество (вода).
Домашнее задание:
§ 37 упр. 1,2
ЛИТЕРАТУРА
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов
общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006. 2. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.
3. Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: Поурочные разработки к учебникам
О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой;
Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.
Презентация по химии на тему "Ионные уравнения реакций" (8 класс, химия)
Презентация по химии на тему "Ионные уравнения реакций" (8 класс, химия)
Презентация по химии на тему "Ионные уравнения реакций" (8 класс, химия)
Презентация по химии на тему "Ионные уравнения реакций" (8 класс, химия)
Презентация по химии на тему "Ионные уравнения реакций" (8 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.