Презентация по химии на тему ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ИНДИКАТОРОВ ПРИРОДНОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

  • Исследовательские работы
  • pptx
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследование свойства синтетических индикаторов, применяемых в школьной лаборатории и полученных из отдельных соков и отваров овощей, ягод, изучение характера среды с их помощью. Растворы растительных индикаторов можно получить в домашних условиях и использовать в качестве кислотно-основных индикаторов для определения среды растворов.Презентация по химии на тему ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ИНДИКАТОРОВ ПРИРОДНОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Иконка файла материала Индикаторы.pptx
«ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ИНДИКАТОРОВ ПРИРОДНОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» Работа Анохиной Анны и Головко Елизаветы учениц 9А класса МАОУ СОШ № 36
Цель работы:   Исследовать свойства синтетических  индикаторов, применяемых в школьной  лаборатории и полученных из отдельных  соков и отваров овощей, ягод, изучение  характера среды с их помощью.
Гипотеза:  растворы растительных индикаторов  можно приготовить самостоятельно и  применять в химической лаборатории и  домашних условиях при необходимости  определения среды раствора.
Задачи исследования  изучить литературные источники по теме;  приготовить растворы индикаторов из  природного сырья разными способами и  исследовать влияние кислотной и  щелочной среды на их окраски;  сравнить  полученные данные со  свойствами показателей кислотно­ щелочной среды заводского  универсального индикатора;  определить среду некоторых растворов,   применяемых в быту;
Объект исследования: Растения, пигменты  которых обладают свойствами индикаторов,  синтетические индикаторы школьной  лаборатории. Предмет исследования: кислотно­щелочные  свойства сока овощей и ягод. Методы исследования:  Эксперимент  Наблюдение   Сравнение   Анализ полученных результатов
Немного теории  Индик тораа  (лат. indicator – указатель)  — соединение, позволяющее  визуализировать изменение  концентрации какого­либо вещества или  компонента, например, в растворе при  титровании, или быстро определить pH , еН и др.
Лакмус  Лакмус (от нидерл. lakmoes) — красящее  вещество природного происхождения,  один из первых и наиболее широко  известных кислотно­основных индикаторов  В чистом виде представляет собой тёмный  порошок со слабым запахом  нашатырного спирта. Хорошо растворяется  в чистой воде, образуя растворы  фиолетового цвета. В кислых средах  (pH<4,5) лакмус приобретает красную  окраску, в щелочных (pH>8,3) — синюю.
Метиловый оранжевый  Метиловый  оранжевый(метилоранж гелиантин, 4­(4­ диметиламинофенилазо)бензолсульфонат  натрия) — известный  кислотно­основной индикатор..  Внешний вид при обычных условиях:  оранжево­жёлтые листочки или порошок,  чешуйки. Метилоранж растворим в воде 0,2 г.  на 100 г., лучше в горячей.  в кислой среде преобретает красный  цвет, а в щелочной — жёлтый 
Фенолфталеин  Фенолфтале ниа  (4,4'­ диоксифталофенон или 3,3­бис­(4­ гидроксифенил)фталид) — трифенилметановый  краситель, кислотно­основный индикатор,  изменяющий окраску от бесцветной (при pH <  8,2) до красно­фиолетовой, «малиновой» (в  щелочной); но в концентрированной щелочи —  вновь бесцветен. В концентрированной серной  кислоте образует розовый катион.  Вещество представляет собой бесцветные  кристаллы, плохо растворимые в воде, но  хорошо — в спирте и диэтиловом эфире.
Шкала pH  Для определения характера среды используется рН­ шкала. Термин рН образовался от датского слова  potenz – степень и «Н» ­ символа водорода.   Численное значение водородного показателя (рН) в  шкале от 0 до 14 характеризует концентрацию  кислоты или щелочи в растворе. Значение 0  указывает на то, что раствор представляет собой  сильную кислоту, среднее значение 7 соответствует  нейтральному раствору, рН= 14 имеют сильные  основания, или щелочи. В нейтральном растворе при  25°С  рН = 7. В кислых растворах рН < 7, и тем  меньше, чем кислее раствор; в щелочных растворах рН  > 7, и тем больше, чем больше щёлочность раствора.
 Индикаторы меняют свой цвет в  зависимости от значения рН по­ разному.
Классификация индикаторов Индикаторы  Синтетически е  Кислотно­ основные  Окислительно­ восстановительны е  Адсорбционны е Флуоресцентные  индикаторы Природного  происхождени я  Антоцианы
Практическая часть  В своей работе мы проводили  опыты над соками некоторых  овощей и замороженных  ягод.  Самыми доступными для  нас были лук и свекла.  Достаточно нажать из них  сок, и индикатор готов.
Опыт №1 «Получение растворов синтетических индикаторов и исследование их свойств»    Оборудование:  химические стаканы,  воронка, фильтровальная бумага,  штативы, стеклянные палочки, колбы,  капельницы     Реактивы: лакмус, фенолфталеин,  метиловый оранжевый и индикаторные  бумаги: универсальная и красная  лакмусовая, этиловый спирт,  дистиллированная вода
Ход работы:  1. Приготовить раствор  фенолфталеина в этиловом спирте,  лакмуса и метилового оранжевого в  воде.  2. Профильтровать и перелить готовые  растворы в капельницы.  3. Исследовать свойства индикаторов   в кислой и щелочной среде.
Выводы по данному опыту:  1. Растворы синтетических индикаторов  достаточно легко получить в школьной  лаборатории при наличии твердых  веществ.  2. Эти вещества меняют свой цвет в  зависимости от среды раствора.  3. По изменившемуся цвету можно  предсказать среду раствора и правила его  использования.  4. Универсальная индикаторная бумага  позволила определить значение рН  испытуемых растворов.
Опыт №2 «Получение растительных индикаторов»      Сырье для получения растворов              индикаторов:  1) свежезамороженные  ягоды:  черника,  смородина, малина, вишня, клюква;  2) овощи: столовая свекла, морковь, красный и   желтый лук,  3) листья петрушки и черной смородины       Оборудование: ступка и пестик,   химические  стаканы, спиртовка, воронка, фильтровальная  бумага, штативы, стеклянные палочки, колбы,  водяная баня.
Ход работы:  1. Приготовим отвар: к 10 г. ягод истертых в  ступке добавим 50 г. воды и кипятим 1, 2 минуты.  Полученный отвар отфильтровали,  к  полученному раствору добавили спирт (в  отношении 2:1), чтобы лучше сохранить  полученный раствор от закисания, образования  плесени.  2. Отварами полученных индикаторов пропитаем   фильтровальную бумагу, высушим ее, поместив  на стекло в темном месте. Через 2 дня  индикаторная бумага готова к использованию.          3.  Из свежезамороженных фруктов и ягод,  овощей  выжали сок, для этого их натерли на      терке или измельчили в ступке, после этого    «отжали»  через слой марли сок
Выводы по результатам опыта  1. Растворы индикаторов, возможно,  приготовить в домашних и  лабораторных условиях;  2. Растворы получились ярко  окрашенными.  3. Индикаторная бумага получилась  качественной.
Опыт № 3 «Исследование окраски полученных растительных индикаторов в кислой и щелочной средах»    Оборудование; пробирки,  стеклянные палочки,  индикаторная бумага.     Реактивы: готовые растворы  отваров  ягод и овощей,   растворы кислоты и щелочи.
Ход работы:  1. Для проверки индикаторных свойств  полученных растворов приготовили 100г.  0,1 % раствора HCI и 100г. 0.1 %  раствора КOH.  рН данных растворов   определяли по изменению цвета  универсального индикатора.  2. При добавлении нескольких капель  полученных индикаторов в растворе HCI  и КOH происходило изменение цвета  индикаторов.  3. Результаты исследования занесены  в  дневник наблюдений
Сок лука  Бесцветный раствор  В кислой среде(уксус) изменит окраску  на светло­фиолетовый цвет  В щелочной(раствор хозяйственного  мыла) на желто­зеленый.
Сок свеклы  Раствор красного цвета  В кислой среде(уксус) становится ярко­ красного цвета  В щелочной(раствор хозяйственного  мыла) желтого
Выводы по результатам опыта:  1. Природные индикаторы можно использовать  для определения среды раствора  2. Большинство природных индикаторов в  кислой среде  изменяют свой цвет на красный  или его оттенки, а в щелочной среде  приобретают оттенки зеленого и желтого  цветов.  3.  Не все  ягоды и растения можно  использовать для получения  кислотно­основных  индикаторов  4.  Лучшие индикаторы получились из растворов  черники, вишни, свеклы, красного лука  5. Лук желтый, листья черной смородины листья  петрушки плохо подходят для получения  природных индикаторов
Опыт № 4 «Обнаружение свойств растворов веществ, применяемых в быту с помощью кислотно-основных индикаторов»     Реактивы: Растительные  индикаторы: черника, вишня,  черная смородина,  универсальная индикаторная  бумага, вода.           Оборудование: химические  стаканчики, стеклянные  палочки, пробирки.
Ход работы: Каждое исследуемое  чистящее и моющее средство  растворим в воде и разделим на пять  частей. В одну из них опустим  универсальную индикаторную бумажку,  во вторую каплю отвара черники, в  третью­отвар вишни и т.д.  В каждой из  них индикаторы изменили окраску.  Результаты записали в дневник  наблюдений
Выводы  по результатам исследования:  1 Все индикаторы, самодельные и заводская  универсальная бумага, показали во всех  испытуемых средствах соответствующий  характер среды.   2. Щелочную среду имеют  Тайд , Sorti, Fairy, сода  пищевая, нашатырный спирт.   3. Более щелочными оказались раствор  нашатырного спирта и соды пищевой.   4. Из средств для мытья посуды более щелочной  раствор  у средства Sorti, по сравнению с Fairy  (рН соды = рН Sorti),  а на этикетке Фэйри и Sorti  не указано негативное воздействие щелочной  среды на кожу рук. Кожа рук имеет кислотную  среду РН=5,5. При использовании моющих  средств для посуды, имеющих щелочную среду  нарушается нормальная кислотная среда кожи  рук.
 5. Для предохранения кожи рук от негативного воздействия  моющего средства должны иметь значение, соответствующее  значению pН эпидермиса. Значит, при применении моющих  средств необходимо использовать резиновые перчатки.  Гель для душа и кондиционер для волос имеют  слабокислотную среду, что соответствует гигиеническим  требованиям к данным средствам.  6.     Самые агрессивные по воздействию на кожу человека:  Taйд (сильнощелочная среда) и Sanfor (сильнокислотная  среда). Проверив индикатором стиральный порошок, можно  определить изделия из каких тканей нужно стирать этим  порошком, например, шелковые  и шерстяные изделия не  следует стирать  в сильнощелочной среде.Taйд не имеет  предупреждающей надписи, а производители Sonforа   предупреждают о кислотах в составе продуктах и средствах  безопасного использования.    Таким образом, используя индикаторы и природного  происхождения и синтетические можно определить среду  используемого средства или продукта питания, а значит  чувствовать себя уверенней в мире окружающих нас веществ.
Выводы по работе:    Растворы растительных индикаторов можно   получить в домашних  условиях и использовать в  качестве кислотно­основных индикаторов для  определения среды растворов. Наиболее пригодны для получения индикаторов  такие растения как свекла, лук. Свойства этих  индикаторов сравнимы со свойствами  универсальной индикаторной бумаги. Индикаторы из растительного сырья лучше  готовить в виде растворов соков. Можно  использовать и замороженное сырье.
Выводы по работе: • Синтетические индикаторы меньше изменяют   первоначальный оттенок, полученный при  добавлении кислоты или щелочи, по сравнению с  природными индикаторами. • Полученные индикаторы можно использовать  на  уроках химии, на занятиях элективного курса, чтобы  учащиеся имели представление о природных  индикаторах и использовали их в своей жизни в  будущем, так как синтетические индикаторы не всем  доступны • Работу с природными индикаторами можно  продолжить, исследуя индикаторные свойства  других растений.
Спасибо за внимание!