Презентация по литературе на тему "А.П.Чехов. Поэтика "новой драмы" (10 класс, литература)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 12.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация построена для урока-проекта. Цель- раскрыть особенности поэтики "новой драмы" А.П.Чехова. В ходе подготовки к уроку организуется групповая работа. Эта форма работы помогает учащимся раскрыть некоторые особенности драматургии А.П.Чехова( полифонизм, многогеройность), позволяет выявить роль подтекста, авторскую позицию, а также характер конфликта.
Иконка файла материала Чехов Поэтика новой драмы.ppt
Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни. А.П. Чехов
Из статьи В. В. Маяковского «Два Чехова». 1914г : «Вишневый сад» как будто вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведением Чехова»
Д. Голсуорси. Высказывание относится к 1928 г: «В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…»
Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор стремится выразить основные мысли персонажей, что они прямо- таки просятся на сцену. Ни один писатель не может сравниться с Чеховым по числу инсценированных произведений.
«Три Сестры» «Вишневый сад»
Цель  проекта:  раскрыть  особенности  поэтики  «новой  драмы»  А.П.Чехова Задачи: Пояснить исторические истоки «новой драмы» Осветить  теоретические  представления  об  общей    характеристике «новой драмы»
Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного • Недовольство существующей жизнью охватывает всю подъема: интеллигенцию: •Идет неуклонное нарастание этого недовольства; •Освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека; •Беспокойность становится фактом повседневного существования людей.
В 1881 году была поставлена первая большая драма Чехова “Иванов”. Уже в первом большом произведении А. П. Чехова появилось, по словам Немировича- Данченко, вдохновенное соединение простой, живой, будничной правды с глубоким лиризмом, ставшее отличительной чертой драматургии Чехова. Нет у Чехова и привычного для драматургии деления действующих лиц на положительных и отрицательных. В его героях достоинства и недостатки переплетаются так же естественно, как и в действительной жизни. Само действие часто прерывается эпизодами и деталями, не имеющими никакого отношения к сюжету. Эти особенности пьес Чехова в полной мере проявились в “Чайке” (1895 г.), “Дяде Ване” (1897 г.), “Трех сестрах” (1901 г.), “Вишневом саде” (1903 г.), положивших начало новому этапу в развитии мирового драматургического искусства.
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт приглушен, поэтому нет деления на положительных и отрицательных героев.
Особенности конфликта Полифонизм, многогеройность Особенности изображения характеров Роль подтекста Авторская позиция
В пьесах Чехова нет острых конфликтов, столкновений, борьбы. Кажется, что в них ничего не происходит. А.П. Скафтымов писал об особенностях конфликта в пьесах Чехова:  «Нет виноватых, стало быть, нет и прямых противников. Нет прямых противников, нет и не может быть борьбы. Виновато сложение обстоятельств, находящихся как бы вне сферы воздействия данных людей. Печальная ситуация складывается вне их воли, и страдание приходит само собою»
В чеховских пьесах отсутствует сквозное действие и главный герой. Но пьеса при этом не рассыпается на отдельные эпизоды, не теряет своей целостности. Судьбы героев перекликаются и сливаются в общем «оркестровом» звучании. Поэтому часто говорят о полифоничности чеховской драмы.
Персонажи в драмах Чехова лишены взаимопонимания. Это выражается в диалогах: герои слушают, но не слышат друг друга. В пьесах Чехова царит атмосфера глухоты — глухоты психологической. При взаимной заинтересованности и доброжелательности чеховские персонажи никак не могут пробиться друг к другу (классический пример тому — одинокий, никому не нужный и всеми забытый старый слуга Фирс из «Вишневого сада»), они слишком поглощены собой, собственными делами, бедами и неудачами . Н.П. Бутрехин в роли слуги Фирса
Язык чеховских пьес символичен, поэтичен, мелодичен, многозначен. Это необходимо для создания общего настроения, общего ощущения подтекста: в пьесах Чехова реплики, слова, помимо прямых значений, обогащаются дополнительными контекстуальными смыслами и значениями.
В пьесах Чехова авторская позиция не проявляется открыто и отчетливо, она заложена в произведениях и выводится из их содержания. Чехов говорил, что художник должен быть объективен в своем творчестве: «Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление».
Пьесы Чехова оптимистичны: “...когда опускается  занавес, у зрителей остается чувство, что действие на  этом не заканчивается, угадывается перспектива  более чистой, содержательной жизни”. Драматургия  Чехова, даже в большей степени, чем его проза,  обладает громадной силой нравственного влияния.  Она будит в зрителе чувство ответственности за свои  поступки, непримиримость к пошлости и равнодушию.  Наиболее ярко особенности чеховской драматургии  раскрылись в его последней, лучшей, загадочной  пьесе “Вишневый сад”.
Новаторство Антона Павловича не сразу было понято зрителями, например, первая постановка “Чайки” в Александрийском театре в Петербурге ознаменовалась полным провалом. Но затем пьесы Чехова получили не менее шумное признание и прочно утвердились в репертуаре театров. Признанию чеховских пьес во многом способствовал МХАТ, основанный К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 г. Постановка “Чайки” в этом театре явилась триумфом новой драматургии. Чехов в драмах переходит от личных проблем к общественным — к вопросу об ответственности человека перед жизнью.
За счет новых, внутренних ассоциативно- семантических связей, рожденных структурой символа, расширяются пространственно-временные рамки драмы, более глубоким и много осмысленным становится конфликт, появляются новые иерархические уровни в системе персонажей. Вместо столкновения человека с другими людьми или четко обрисованной социальной средой герой "новой драмы" вступает в конфликт с внеуличными факторами, общими закономерностями существования. В принципах изображения человека явственно просматривается тенденция к выявлению родового начала, к доминированию общечеловеческого плана в структуре образа героя.