Презентация построена для урока-проекта. Цель- раскрыть особенности поэтики "новой драмы" А.П.Чехова. В ходе подготовки к уроку организуется групповая работа. Эта форма работы помогает учащимся раскрыть некоторые особенности драматургии А.П.Чехова( полифонизм, многогеройность), позволяет выявить роль подтекста, авторскую позицию, а также характер конфликта.
Пусть на сцене все будет так же
сложно и
так же вместе с тем просто, как и
в жизни.
Люди обедают, только обедают,
а в это время
слагается их счастье и
разбиваются их жизни.
А.П. Чехов
Из статьи В. В. Маяковского
«Два Чехова». 1914г :
«Вишневый сад» как будто
вобрал в себя всё, что мог дать
лучшего для театра Чехов, и
всё, что мог лучшего сделать
театр с произведением Чехова»
Д. Голсуорси.
Высказывание относится к 1928 г:
«В рассказах Чехова нет ничего
такого, чего не было бы в
действительности. Страшная
сила его таланта именно в том,
что он никогда ничего не
выдумывает от себя, не
изображает того, «чего нет на
свете…»
Антон Павлович Чехов всю
жизнь тяготел к театру.
Пьесы для любительских
спектаклей были его
первыми юношескими
произведениями. Рассказы
Чехова настолько насыщены
диалогами, с помощью
которых автор стремится
выразить основные мысли
персонажей, что они прямо-
таки просятся на сцену. Ни
один писатель не может
сравниться с Чеховым по
числу инсценированных
произведений.
«Три
Сестры»
«Вишневый сад»
Цель проекта: раскрыть особенности поэтики «новой
драмы» А.П.Чехова
Задачи:
Пояснить исторические истоки «новой драмы»
Осветить теоретические представления об общей
характеристике «новой драмы»
Драма Чехова выражает общественное
пробуждение в период наступления
нового столетия и нового общественного
• Недовольство существующей жизнью охватывает всю
подъема:
интеллигенцию:
•Идет неуклонное нарастание этого недовольства;
•Освободительные порывы становятся достоянием не
только
отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего
человека;
•Беспокойность становится фактом повседневного
существования людей.
В 1881 году была поставлена первая большая драма
Чехова “Иванов”. Уже в первом большом произведении
А. П. Чехова появилось, по словам Немировича-
Данченко, вдохновенное соединение простой, живой,
будничной правды с глубоким лиризмом, ставшее
отличительной чертой драматургии Чехова. Нет у
Чехова и привычного для драматургии деления
действующих лиц на положительных и отрицательных.
В его героях достоинства и недостатки переплетаются
так же естественно, как и в действительной жизни.
Само действие часто прерывается эпизодами и
деталями, не имеющими никакого отношения к сюжету.
Эти особенности пьес Чехова в полной мере проявились
в “Чайке” (1895 г.), “Дяде Ване” (1897 г.), “Трех сестрах”
(1901 г.), “Вишневом саде” (1903 г.), положивших
начало новому этапу в развитии мирового
драматургического искусства.
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего
неблагополучия. В них нет счастливых людей. У
писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в
его пьесах как бы измельчается, проникая в будни,
растворяясь в повседневности. Возникает ощущение,
что в нескладице отношений между людьми в той или
иной степени повинен каждый герой в отдельности и
все вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается
ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт
приглушен, поэтому нет деления на положительных и
отрицательных героев.
Особенности конфликта
Полифонизм,
многогеройность
Особенности изображения
характеров
Роль подтекста
Авторская позиция
В пьесах Чехова нет острых конфликтов,
столкновений, борьбы. Кажется, что в них
ничего не происходит.
А.П. Скафтымов писал об
особенностях конфликта в пьесах
Чехова:
«Нет виноватых, стало быть, нет и
прямых противников. Нет прямых
противников, нет и не может быть
борьбы. Виновато сложение
обстоятельств, находящихся как бы
вне сферы воздействия данных
людей. Печальная ситуация
складывается вне их воли, и
страдание приходит само собою»
В чеховских пьесах отсутствует
сквозное действие и главный герой.
Но пьеса при этом не рассыпается
на отдельные эпизоды, не теряет
своей целостности. Судьбы героев
перекликаются и сливаются в общем
«оркестровом» звучании.
Поэтому часто говорят о
полифоничности чеховской драмы.
Персонажи в драмах Чехова
лишены взаимопонимания. Это
выражается в диалогах: герои
слушают, но не слышат друг
друга. В пьесах Чехова царит
атмосфера глухоты — глухоты
психологической. При взаимной
заинтересованности и
доброжелательности чеховские
персонажи никак не могут
пробиться друг к другу
(классический пример тому —
одинокий, никому не нужный и
всеми забытый старый слуга
Фирс из «Вишневого сада»), они
слишком поглощены собой,
собственными делами, бедами и
неудачами .
Н.П. Бутрехин в
роли слуги
Фирса
Язык чеховских пьес символичен,
поэтичен, мелодичен, многозначен.
Это необходимо для создания
общего настроения, общего
ощущения подтекста: в пьесах
Чехова реплики, слова, помимо
прямых значений, обогащаются
дополнительными контекстуальными
смыслами и значениями.
В пьесах Чехова авторская позиция не
проявляется открыто и отчетливо, она
заложена в произведениях и выводится из
их содержания.
Чехов говорил, что художник
должен быть объективен в
своем творчестве:
«Чем объективнее, тем
сильнее выходит
впечатление».
Пьесы Чехова оптимистичны: “...когда опускается
занавес, у зрителей остается чувство, что действие на
этом не заканчивается, угадывается перспектива
более чистой, содержательной жизни”. Драматургия
Чехова, даже в большей степени, чем его проза,
обладает громадной силой нравственного влияния.
Она будит в зрителе чувство ответственности за свои
поступки, непримиримость к пошлости и равнодушию.
Наиболее ярко особенности чеховской драматургии
раскрылись в его последней, лучшей, загадочной
пьесе “Вишневый сад”.
Новаторство Антона Павловича не сразу было
понято зрителями, например, первая
постановка “Чайки” в Александрийском
театре в Петербурге ознаменовалась полным
провалом. Но затем пьесы Чехова получили не
менее шумное признание и прочно
утвердились в репертуаре театров.
Признанию чеховских пьес во многом
способствовал МХАТ, основанный К. С.
Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко
в 1898 г. Постановка “Чайки” в этом театре
явилась триумфом новой драматургии. Чехов в
драмах переходит от личных проблем к
общественным — к вопросу об
ответственности человека перед жизнью.
За счет новых, внутренних ассоциативно-
семантических связей, рожденных
структурой символа, расширяются
пространственно-временные
рамки драмы, более глубоким и много
осмысленным становится конфликт,
появляются новые иерархические уровни
в системе персонажей. Вместо
столкновения человека с другими
людьми или четко обрисованной
социальной средой герой "новой драмы"
вступает в конфликт с внеуличными
факторами, общими закономерностями
существования. В принципах
изображения человека явственно
просматривается тенденция к выявлению
родового начала, к доминированию
общечеловеческого плана в структуре
образа героя.