Тема урока: «А.С. Пушкин. Выразительное чтение отрывка из
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую
загадку:
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко,
Вот и вся загадка. (Кот.) ( слайд 2)
Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».
Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая.
Внимание, вторая загадка: (слайд 3)
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба).
Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дуплах орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка.) (слайд 5)
Все эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого
известно даже маленьким детям. (слайд 6)
Задание для групп первого и второго рядов.
Задание будем выполнять по рядам. Задние для первого ряда. Все остальные молчат.
Ребята из первого ряда, ответ буду принимать только по поднятой руке.
Если дети одной группы затрудняются в ответе, другой ряд имеет право подсказать.
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица
Говорит одна девица…»
«Сказка о Царе Салтане…»
«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Старик отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Идёт Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется…»
«Сказка о попе и о работнике его Балде» «Жилбыл славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он…»
«Сказка о золотом петушке»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
«Сказка о Царе Салтане…»
Кто написал эти произведения? (А.С.Пушкин)
Определите тему нашего урока? (Будем знакомиться с творчеством великого русского
писателя А.С.Пушкина, читать отрывок из сказки.)
(слайд 7)
Знакомство с биографией писателя.
Для вас я подготовила небольшой рассказ о жизни А.С. Пушкина.
Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. (слайд 8) В доме
была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. (слайд
9) На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и
няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья,
пословицы и поговорки. (слайд 10) Всё свободное время поэт посвящал литературному
творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор
любят взрослые и дети.
Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют славой и
гордостью нашей Родины? (Ответы детей)
Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и
повести и романы для взрослых.
Назовите, какие произведения вы читали сами или вам читали родители, воспитатели?
Работа над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях».
Прочитаем отрывок, а затем вы скажете из какой он сказки.
Из какой сказки отрывок? Как вы догадались? (слайд 13)
Прочитаем еще раз и найдем трудные по значению слова. Подчеркните их красным
карандашом.
Какие вам встретились необычные для современной речи слова?
Что поможет нам в этой работе? (Словарь С. И.Ожегова.)
Лексическая работа.
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.
Ступай – иди.
Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются
очень редко.
Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь
изяществом их языка.
В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)
Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)
А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи? Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма?
(Один ученик уточнил значение слова рифма в толковом словаре.)
Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.
Например: ночка – дочка, гайка – чайка.
Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина.
Игра с картинками « Найди рифму» (слайд 17)
А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют
рифму.
кошка окошко
река облака
опушка – кукушка
Совершенно верно. А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Закончите каждую строчку
в стихотворении. (слайд 18)
Я открыл своё … окошко.
На окошко села … кошка.
Смотрит, как течёт … река,
А над нею … облака.
Вдалеке видна … опушка.
Слышно, как поёт … кукушка.
Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.
VIII. Итог урока (рефлексия)
(слайд 19)
Продолжите: Сегодня на уроке я узнал(а) …..
Теперь я умею ….
Мне было непонятно ….
На уроке мне понравилось …
Презентация по Литературе на тему "А.С. Пушкин, сказки" (1 класс, )
Презентация по Литературе на тему "А.С. Пушкин, сказки" (1 класс, )
Презентация по Литературе на тему "А.С. Пушкин, сказки" (1 класс, )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.