И.С.Тургенев «Первая любовь» «История любви как основа сюжета
повести. «Тайный психологизм»»
Класс: 9
ФИО учителя литературы: М.Ю.Смирнова
Количество учащихся по списку: 3
Присутствовало: 3
Место проведения: МОУ ШишковоДубровская СОШ
Цели урока:
• развивать навык характеристики образа;
• учиться анализировать эпизоды повести;
• обучаться аналитическому пересказу;
• познакомиться с понятием «тайный психологизм».
Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие
главки. Стремительно сменяются события и впечатления, быстро растет
главный герой, Володя Ему исполнилось шестнадцать лет. В те времена этот
возраст считался временем выбора жизненного пути. Правда, Володю не
отправили служить в далекую крепость. Герой "Первой любви" мирно
готовится поступать в университет. Лето он проводит на даче, в кругу семьи,
богатой, внешне приличной, но внутренне ущербной. Юноша ощущает это
неблагополучие. Он знает, что между матерью и отцом состоялся обычный в
дворянской среде брак без любви. «Мой отец, – рассказывает Володя о
жизненной драме матери, – человек еще молодой и очень красивый, женился
на ней по расчету; она была старше его десятью годами <…>. Она его очень
боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно...» Но до времени
отношения между родителями мало занимают героя.
• Образ Вольдемара
В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от
созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но
одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что
“сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой,
закипающей жизни”.
Тургенев называет предчувствие Володи “полуосознанным, стыдливым”, так
как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”.
Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении
Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.
• Женщинаангел и
юношарыцарь(Влюбленный Володя юноша рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит
перед собой женщину ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее
ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника. Он опять
счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он
боготворит девушку, по рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый
кровью, спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы). «Жизнь отдать,
лишь бы она не горевала».
• Рыцарские жесты
Первый поцелуй Он порыцарски, соблюдая придворный этикет , по всем
правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) поцелуй неловкий,
но искренний и благородный в итоге он опять счастлив « Но я чувствовал
себя ...».
Второй поцелуй (кульминация) пик счастья («Мне казалось ...»)
• Вывод
Любовь дарит человеку счастье, радость, восторг, делает окружающий
мир прекрасным: и природу, и людей.
• Драматический финал
Ревность к тому, кого она полюбила:
«... я даже не роптал на отца...». «Напротив: он как будто вырос в моих
глазах...».
«... я буду любить и обожать вас до конца дней моих ».
За жертвенность собой, за смелость, « не побоялась погубить свою
будущность»
• Вывод
Любовь подарила автору счастье, радость, восторг, душевную боль, заставила
героя повзрослеть и узнать, что есть любовь, по сравнению с которой его
любовь «детская и мизерная ...».
• У каждого своя «первая любовь»!
Володя – «первая» (рассказ о мальчике, ставшем юношей)
Отец (в 40 лет!)– «любовь» (мучительная страсть)
Зинаида – «Первая любовь» (оба эти слова) – роковая любовь.
• «Тайный психологизм» – особенность тургеневского творчества.Психологизм – изображение в литературном произведении внутреннего
мира человека, его мыслей, намерений, переживаний, эмоций,
осознаваемых чувств и бессознательных психических движений.
• Мимика, жесты, поступки героев
Тургенев И. С.
Итог урока.
• От чьего имени ведётся повествование?
• Что придаёт эта форма повествования тексту?
• Почему повествование оформлено в виде воспоминания?
• Какими чертами наделяет автор своего герояповествователя?
• Как автор относится к нему?
•
•
Почему это произведение было так дорого Тургеневу?
Почему мысль о бесценности чувства любви вложена в уста героя
повествователя?
• Понятны ли мысли и чувства главного героя современному читателю и
лично вам?
Автор –повествователь проживает заново и поэтизирует когдато пережитое
чувство, ощущая себя рыцарем. Любовь заставила его повзрослеть и узнать о
настоящей любви. Он с достоинством переживает боль утраченной любви,
которая против воли захватывает его душу.
• Домашнее задание.
1. Найти в тексте портрет и пейзаж. Приготовить выразительное чтение и
анализ отрывков (по своему выбору).
2. Выполнить тестовые задания к тексту.