Презентация по литературе на тему "И.С.Тургенев «Первая любовь» «История любви как основа сюжета повести. «Тайный психологизм»»

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тургенев И.docx
И.С.Тургенев «Первая любовь»  «История любви как основа сюжета повести. «Тайный психологизм»» Класс: 9 ФИО учителя литературы: М.Ю.Смирнова Количество учащихся по списку: 3 Присутствовало: 3 Место проведения: МОУ Шишково­Дубровская СОШ                            Цели урока: • развивать навык характеристики образа; • учиться анализировать эпизоды повести; • обучаться аналитическому пересказу; • познакомиться с понятием «тайный психологизм». Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие  главки.      Стремительно сменяются события и впечатления,  быстро растет  главный герой, Володя    Ему исполнилось шестнадцать лет. В те времена этот возраст считался временем выбора жизненного пути. Правда, Володю не  отправили служить в далекую крепость. Герой "Первой любви" мирно  готовится поступать в университет. Лето он проводит на даче, в кругу семьи,   богатой, внешне приличной, но внутренне ущербной. Юноша ощущает это  неблагополучие. Он знает, что между матерью и отцом состоялся обычный в  дворянской среде брак без любви. «Мой отец, – рассказывает Володя о  жизненной драме матери, – человек еще молодой и очень красивый, женился  на ней по расчету; она была старше его десятью годами <…>. Она его очень  боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно...» Но до времени  отношения между родителями мало занимают героя.  • Образ Вольдемара В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от  созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”.                           Но  одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что  “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой,  закипающей жизни”. Тургенев называет предчувствие Володи “полуосознанным, стыдливым”, так  как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”.  Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении  Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца. • Женщина­ангел и юноша­рыцарь(Влюбленный Володя ­ юноша ­ рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит  перед собой женщину­ ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее  ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника. Он опять  счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он  боготворит девушку, по ­ рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый  кровью, спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы). «Жизнь отдать,  лишь бы она не горевала». • Рыцарские жесты  ­ Первый поцелуй ­ Он по­рыцарски, соблюдая придворный этикет , по всем  правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) ­ поцелуй неловкий,  но искренний и благородный ­ в итоге он опять счастлив ­ « Но я чувствовал  себя ...».  ­ Второй поцелуй (кульминация) ­ пик счастья ­ («Мне казалось ...») • Вывод    Любовь дарит человеку счастье,   радость, восторг,   делает окружающий  мир прекрасным:      и природу, и людей. • Драматический финал     Ревность к тому, кого она полюбила:      «... я даже не роптал на отца...». «Напротив: он как будто вырос в моих  глазах...».  «... я буду любить и обожать вас до конца   дней моих ».       За жертвенность собой, за смелость,   « не побоялась погубить свою  будущность» • Вывод Любовь подарила автору счастье, радость, восторг, душевную боль, заставила  героя повзрослеть и узнать, что есть любовь, по сравнению с которой его  любовь    «детская и мизерная ...». • У каждого своя «первая любовь»! Володя – «первая» (рассказ о мальчике, ставшем юношей)  Отец (в 40 лет!)– «любовь» (мучительная страсть)  Зинаида – «Первая любовь»   (оба эти слова) – роковая любовь. • «Тайный психологизм» – особенность тургеневского творчества.Психологизм – изображение в литературном произведении внутреннего  мира человека, его мыслей, намерений, переживаний, эмоций,  осознаваемых чувств и бессознательных психических движений. • Мимика, жесты, поступки героев     Тургенев И. С.                              Итог урока. • От чьего имени ведётся повествование? • Что придаёт эта форма повествования тексту? • Почему повествование оформлено в виде воспоминания? • Какими чертами наделяет автор своего героя­повествователя? • Как автор относится к нему? • •  Почему это произведение было так дорого Тургеневу?  Почему мысль о бесценности чувства  любви  вложена в уста героя­ повествователя? • Понятны ли мысли и чувства главного героя современному читателю и  лично вам? Автор –повествователь проживает заново и поэтизирует когда­то пережитое  чувство, ощущая себя рыцарем. Любовь заставила его повзрослеть и узнать о  настоящей любви. Он с достоинством переживает боль утраченной любви,  которая против воли захватывает его душу.  • Домашнее задание.     1. Найти в тексте портрет и пейзаж. Приготовить выразительное чтение и  анализ отрывков (по своему выбору).       2. Выполнить тестовые задания к тексту.