Использование моделирования имеет два аспекта. Во-первых, моделирование является темсодержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения, тем методом познания, которым они должны овладеть, и во- вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение. Л.М.Фридман
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Этапы математического моделирования
1. Формализация – перевод предложенной задачи (ситуации) на язык математической теории (построение математической модели задачи).
2. Решение задачи в рамках математической теории (говорят: решение внутри модели).
3.Перевод результата математического решения задачи на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача (интерпретация решения).
Построение модели. Вынесение элементов задачи и их отношений открывает связи и зависимости между величинами, это иногда сразу ведет к открытию решения. Однако во многих задачах перевод текста на язык графики является только началом анализа, а для решения требуется дальнейшая работа со схемами. Именно здесь возникает необходимость формирования у учащихся умения работать с моделями, преобразовывать их.
Математика не только создала разнообразные внутренние модели алгебры, геометрии, но и помогает другим наукам построить математические модели.
Математическое моделирование применяется в физике, химии, географии, информатике.
Любая математическая задача состоит из условия (утверждения), вопроса или требования. Причем, в задаче обычно не одно, а несколько элементарных условий. Они представляют собой количественные или качественные характеристики объектов задачи и отношения между ними.
Требований в заданиях тоже может быть несколько. Они могут быть сформулированы, как в вопросительной, так и в утвердительной форме. Условия и требования взаимосвязаны. Систему взаимосвязанных условий и требований называют высказывательной моделью (словесной).
Все модели можно разделить на схематизированные и знаковые по видам средств, используемых для их построения.
Схематизированные модели, в свою очередь, делятся на вещественные и графические в зависимости от того, какое действие они обеспечивают.
Таблица – это тоже модель задачи, но более абстрактная, чем схематический рисунок или чертеж. Она предполагает уже хорошее знание учащимися взаимозависимостей пропорциональных величин, так как сама таблица этих взаимозависимостей не показывает. Поэтому при первичном знакомстве с такой задачей таблица мало помогает представить математическую ситуацию и выбрать нужное действие.
Движение является темой для самых разнообразных задач. Существует самостоятельный тип задач «на движение». Он объединяет такие задачи, которые решаются на основании зависимости между тремя величинами, характеризующими движение: скоростью, временем и расстоянием. Во всех случаях речь идет о равномерном прямолинейном движении.
На ребре AA1 прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 взята точка E так, что A1E : EA = 1 : 2, на ребре BB1— точка F так, что B1F : FB = 1 : 5, а точка T — середина ребра B1C1. Известно, что AB = 4, AD = 2, AA1 = 6.
а) Докажите, что плоскость EFT проходит через вершину D1.
б) Найдите угол между плоскостью EFT и плоскостью BB1C1.
E(4;0;4) F(0;0;5) T(0;1;6) D(4;2;6)
Три вектора 𝒂 𝒂𝒂 𝒂 , 𝒃, 𝒃𝒃, 𝒃, 𝒄 𝒄𝒄 𝒄 , отложенные от одной точки, называются компланарными, если они лежат в одной плоскости. Для них выполняется условие: x 𝒂 𝒂𝒂 𝒂 + y 𝒃 𝒃𝒃 𝒃 = 𝒄 𝒄𝒄 𝒄
𝑭𝑬 𝑭𝑭𝑬𝑬 𝑭𝑬 𝟒;𝟎;−𝟏 𝟒𝟒;𝟎𝟎;−𝟏𝟏 𝟒;𝟎;−𝟏 𝑭 𝑫 𝟏 𝑭𝑭 𝑫 𝟏 𝑫𝑫 𝑫 𝟏 𝟏𝟏 𝑫 𝟏 𝑭 𝑫 𝟏 𝟒;𝟐;𝟏 𝟒𝟒;𝟐𝟐;𝟏𝟏 𝟒;𝟐;𝟏 𝑭𝑻 𝑭𝑭𝑻𝑻 𝑭𝑻 𝟎;𝟏;𝟏 𝟎𝟎;𝟏𝟏;𝟏𝟏 𝟎;𝟏;𝟏
𝟒𝒙+𝟎𝒚=𝟒 𝟎𝒙+𝒚=𝟐 −𝒙+𝒚=𝟏 𝟒𝒙+𝟎𝒚=𝟒 𝟎𝒙+𝒚=𝟐 −𝒙+𝒚=𝟏 𝟒𝟒𝒙𝒙+𝟎𝟎𝒚𝒚=𝟒𝟒 𝟒𝒙+𝟎𝒚=𝟒 𝟎𝒙+𝒚=𝟐 −𝒙+𝒚=𝟏 𝟎𝟎𝒙𝒙+𝒚𝒚=𝟐𝟐 𝟒𝒙+𝟎𝒚=𝟒 𝟎𝒙+𝒚=𝟐 −𝒙+𝒚=𝟏 −𝒙𝒙+𝒚𝒚=𝟏𝟏 𝟒𝒙+𝟎𝒚=𝟒 𝟎𝒙+𝒚=𝟐 −𝒙+𝒚=𝟏 𝟒𝒙+𝟎𝒚=𝟒 𝟎𝒙+𝒚=𝟐 −𝒙+𝒚=𝟏 x =1, y =2
Моделирование помогает формировать умение решать текстовые задачи.
Данный метод обучения повышает интерес учащихся к изучению математики.
Главным недостатком использования моделирования является отсутствие должного внимания на систематическое использование моделирования на уроках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.