Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить решать задачи. Задачи на проценты начинаются в 6 классе. Учителю необходимо хорошо отработать алгоритм решения этих задач уже в 6 классе. Задачи на сложные проценты нужно разбирать на элективных курсах, так как их решение дается немногим.
Решение задач на сложные
проценты
в курсе математики 910 класса
• Одной из предметно-ориентированных
технологий, построенных на основе
дидактического усовершенствования и
реконструирования учебного
материала, является технология
обучения на основе решения задач.
“Чтобы научиться решать задачи,
надо их решать”
Д.Пойа
учителя для реализации эффективного
образовательного процесса.
• От качества этого ресурса более чем
наполовину зависит успех ученика при
изучении курса.
• Система задач – основной ресурс
• Остальные составляющие успеха – в
организации деятельности учащихся и
управлении этой деятельностью.
• Понимание процентов и умение
производить процентные расчеты в
настоящее время необходимы каждому
человеку: прикладное значение этой
темы очень велико и затрагивает
финансовую, демографическую,
экологическую, социологическую и
другие стороны нашей жизни.
• Во многих школьных учебниках можно
встретить задачи на проценты, однако в них
отсутствует компактное и четкое изложение
соответствующей теории вопроса. В 9 классе
завершается линия процентных вычислений
темой “Простые и сложные проценты”,
включенной в изучение главы
“Арифметическая и геометрическая
прогрессии”.
• Понятие процента приводится в
математике, а так же в других областях
в качестве частного вида десятичной
дроби или сотой части целого, которое
берется за единицу.
• Слово «процент» происходит от
латинского «pro centum», что означает
«на сотню»
• Сведения о простых и сложных процентах, которые
сами по себе имеют большую практическую значимость,
являются достаточно благоприятным материалом для
применения знаний, полученных на уроках математики.
• Но в учебнике не водится формулы простых и сложных
процентов и мало задач на эту тему.
• Учащиеся должны решать задачи, опираясь не на
формулы, а на понимание, на смысл понятия “процент”,
на умение находить процент от числа, что обычно
вызывает затруднения при решении задач на сложные
проценты.
• Более рациональное решение задачи достигается с
помощью формул “сложных процентов”.
котором начисления происходят на первоначальную
сумму вклада (долга) и на прирост вклада (долга), т.е.
сумму процентов, начисленных после первого периода
начисления. Таким образом, база для начисления
сложных процентов (в отличие от простых) будет
увеличиваться с каждым периодом начисления.
• Если величина А через равные промежутки времени
t1 будет иметь процентный прирост p и процент будет
начисляться на измененную величину, то в момент
времени tn = nt1 её значение An будет равно:
• Сложные проценты - это метод расчета процентов, при
• An = А0( 1 ± )n – формула cложных процентов, где знак «+»
или «-» ставятся в соответствии с тем, к чему приводит
«прирост» - к увеличению или уменьшению величины.
• Задача 1. Свежие фрукты содержат 80% воды, а
•
высушенные — 28%. Сколько требуется свежих фруктов для
приготовления 80 кг высушенных фруктов?
Решение. Исходя из условия, в свежие фрукты содержат 80%
питательного вещества, а в высушенных оно содержит – 28% воды.
Найдем количество сухого вещества в том и ином виде фруктов:
1) 100% 80% = 20% (сухого вещества в свежих фруктах)
2) 100% 28% = 72%(сухого вещества в высушенных фруктах).
А сухого вещества в том и ином виде фруктов содержится одинаковое
количество. Значит, чтобы найти количество свежих фруктов (x) для
приготовления 80 кг высушенных фруктов, составим уравнение:
(кг)
Ответ: 288 кг свежих фруктов необходимо.
• Задача 2. Свежие фрукты содержат 78% воды, а высушенные — 22%.
•
Сколько сухих фруктов получится из 78 кг свежих фруктов?
Решение. Задача обратная предыдущей задача. Рассуждая
аналогично, в свежие фрукты содержат 78% питательного вещества, а
в высушенных оно содержит – 22% воды. Найдем количество сухого
вещества в том и ином виде фруктов:
1) 100% 78% = 22% (сухого вещества в свежих фруктах)
2) 100% % = 78%(сухого вещества в высушенных фруктах).
А сухого вещества в том и ином виде фруктов содержится одинаковое
количество. Чтобы найти количество сухих фруктов (х) в 78 кг свежих
фруктов составим уравнение:
(кг)
Ответ: получится 22 кг сушенных фруктов.
•
• Задачи с процентами часто попадаются в
экзаменационных заданиях. Многих они сбивают с
толку – как разобраться с условием и как это
решить? И совершенно зря, потому что с задачами
на проценты каждый часто встречается в обычной
жизни.
• Пока такие задачки остаются оторванными от
реальности строчками в учебнике, их бывает сложно
понять и тем более решить. Чтобы стало понятнее,
мы вам сейчас покажем примеры из обычной жизни,
где вам могут встретиться проценты. А еще просто и
доступно объясним, как решать задачи на проценты.
И все у вас станет на свои места.