В 6 классе необходимо познакомить учащихся с понятиями цилиндр, конус, шар, научить изображать эти фигуры в тетради, знать их некоторые свойства, уметь распознавать. Учащиеся должны уметь определять эти фигуры, различать их. В итоге по готовой развертке учащиеся могут склеить цилиндр или конус.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ
Познакомить учащихся с геометрическими
телами шаром, конусом, цилиндром и их
элементами.
Научить различать в окружающем мире
предметы, имеющие форму изучаемых фигур.
РЕЗУЛЬТАТ
Уметь оперировать понятиями: шар, конус,
цилиндр, многогранник, тело вращения,
поверхность тела, сечение.
Уметь распознавать изученные
геометрические фигуры.
Уметь приводить примеры предметов,
имеющих форму изученных тел вращения.
Уметь рассказывать
ПЛАН РАБОТЫ
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изучение цилиндра.
Изучение конуса.
Изучение шара.
Многогранники и тела вращения.
Решение задач.
Подведение итога урока.
Домашнее задание.
ОБОРУДОВАНИЕ
Чертежные инструменты.
Рисунки к задачам.
Начнём с цилиндра.
Оказывается, слово "цилиндр" произошло от греческого слова
"кюлиндрос", означающего "валик", "каток". На рубеже XVIII –
XIX веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с
небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами
изза большого сходства с геометрической фигурой цилиндром.
— Какие ещё предметы имеют цилиндрическую форму?
Варианты ответов:
стакан, карандаш, многие баночки,
кастрюли, бидоны, часть скалки и т.д.
А сейчас представьте, что у каждого из вас в руках деревянный
цилиндр и топорик, с помощью которого вы легко можете рассечь
или расколоть цилиндр. "Аккуратно" топориком ударяем по
верхнему основанию и раскалываем его (показываю на модели). Он
распадётся на две половинки.
— Форму какой геометрической фигуры имеет срез или по
научному говорят сечение цилиндра? Многие, наверно, видели как
колют дрова!
Ответ:
прямоугольник.
А сейчас будем "пилить" цилиндр, положив его "на бок". Мысленно
его распилим или рассечём.
— Какая геометрическая фигура получится на срезе или говорят в
сечении цилиндра?
Ответ:
круг.
— Подумайте и скажите, какие предметы имеют форму конуса или
усечённого конуса?
Ответ:
ведро, горшки для цветов,
воронка, мороженоерожок и др.
А сейчас снова представим, что мы рассекаем деревянный конус.
— Формы каких геометрических фигур могут иметь сечения
конуса?
Ответ:
треугольника, круга, эллипса.
ШАР
Шар это пространственная фигура. Поверхность шара называют
сферой.
Итак, мы познакомились с тремя пространственными
геометрическими фигурами шаром, цилиндром и конусом. Вы
должны знать, что пространственные геометрические фигуры ещё
подругому называют геометрическими телами. Оказывается, все
геометрические тела математики раздели на две группы: так
называемые многогранники и так называемые тела вращения.
ЗАДАЧА1 ИЗ ПРЕДМЕТОВ КАКОЙ ФОРМЫ
СЛОЖЕНА БАШНЯ? НАЗЫВАЙТЕ СВЕРХУ
ВНИЗ.
ЗАДАЧА 2
НА РИСУНКЕ ИЗОБРАЖЕНЫ РАЗЛИЧНЫЕ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА.
КАКИЕ ИЗ НИХ ЯВЛЯЮТСЯ МНОГОГРАННИКАМИ?
ЗАДАЧА 3
НА РИСУНКЕ В ПЕРВОЙ СТРОЧКЕ
ИЗОБРАЖЁН ВИД ФИГУРЫ СПЕРЕДИ,
А ВО ВТОРОЙ СТРОЧКЕ ВИД ФИГУРЫ
СВЕРХУ. КАКАЯ ЭТО ФИГУРА?
ЗАДАЧА 4
НА КРУГЛОМ СТОЛЕ СТОЯТ ТРИ КОНУСА РАЗНОГО
ЦВЕТА КРАСНЫЙ, СИНИЙ И ЗЕЛЁНЫЙ.
ВОКРУГ СТОЛА СИДЯТ ДЕТИ: МАША, ВАНЯ, ДАША,
КОЛЯ, РАЯ И ПЕТЯ.
КТО ИЗ ДЕТЕЙ ВИДИТ ТАКУЮ КАРТИНУ,
КАК ИЗОБРАЖЕНО НА РИСУНКЕ ПОД БУКВОЙ: А); Б); В)?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
рассказ по плану:
I ряду о цилиндре,
II ряду о конусе,
III ряду о шаре;
на альбомном листе нарисовать предметы, имеющие форму вновь
изученных геометрических фигур.